Музыкальная оттепель посреди социального хаоса

Музыкальная оттепель посреди социального хаоса

Четвертый год подряд благодаря инициативе дирижёра юрия и виртуозного музыканта Башмета, артистического директора зимнего Сочинского фестиваля искусств, удается собрать ведущих российских и зарубежных музыкантов, танцор , театра, кино. Этот фестиваль готов стать центром культурной программы грядущей Олимпиады.

Конечно же, без помощи надежных партнеров организация мероприятий для того чтобы уровня неосуществима. Уже второй год главным партнером фестиваля есть МДМ Банк, о чем его председатель совета директоров Сергей Тимофеев говорит с гордостью.

Это ясно и конечно. В течение 10 дней концентрация большого мастерства в городе превышала «предельно допустимые нормы».

Каждое имя в программе фестиваля уже приводило к восторгу.

В первоначальный же вечер зрителей сочинского Зимнего театра ожидало большое количество приятных и неожиданных сюрпризов. Открывал вечер Национальный оркестр «Новая Российская Федерация» (главный дирижёр и художественный руководитель Юрий Башмет).

Раздалась известная увертюра к опере Дж. Россини «Сорока-воровка». А вот за ней слушателей ожидала настоящая сенсация.

На сцену вышла известная музыкальная дива Ву Мэн – китаянка, которая концертирует по большей части в Соединенных Штатах. В ее руках малоизвестный русскому слушателю инструмент – пипа.

Это что-то среднее между балалайкой, мандолиной и домрой, лишь размером около метра и без заметного резонатора. Звук получается по окончании защипывания струны пальцем. достаточно сухой.

Пипа не дает возможности играться аккордами, как это возможно сделать на той же балалайке. По крайней мере, г-жа Ву это не демонстрировала.

Сенсационность же пребывала в том, что, будучи соединенной со звучанием оркестра, пипа как бы символизировала великое китайское проникновение в хорошую европейскую симфоническую культуру. Скрипки, бронзовая несколько да и все остальные инструменты, сопровождавшие пипу, надламывались вместе с ней в звучании.

Концерт для пипы и струнных написал китайский композитор Тан Дун. Похоже, что именно он возглавил великий китайский поход на хорошую европейскую музыку.

Следующий номер программы подарил новое знакомство – Джованни Соллима. композитор и Виолончелист, придумывающий музыку для всех известных звуковых и электрических инструментов, и инструментов, созданных им самим. На виолончели работы Франческо Руджери, датированной 1679 г., он выполнил сольную партию в Концерте ля минор для виолончели с оркестром Р. Шумана.

После этого раздался известный Концерт Б. Бриттена для альта и скрипки с оркестром. Юрий Башмет уступил место за дирижерским пультом итальянскому коллеге – Клаудио Ванделли.

Сам забрал в руки собственный известный альт работы Паоло Тесторе (1758 г.). Вместе с юный блестящей скрипачкой Аленой Баевой они «выдали» для того чтобы Бриттена, что на ум пришла идея: не напрасно композитор в собственном завещании дал начать исполнять данный концерт лишь через 3 десятилетия по окончании его смерти.

По всей видимости, предчувствовал время вероятного появления дуэта нужного уровня исполнительского мастерства. Зал был удивлен.

Прекрасным дополнением вечера раздались арии из произведений Дж. Пуччини, И. Штрауса и Л. Бернстайна, выполненные норвежским колоратурным сопрано Мари Эриксмоэн.

На следующий сутки сцена Зимнего театра подготавливалась для балетных номеров Гала-концерта, посвященного 75-летию Мариса Лиепы. Приехали звезды Громадного театра, Мариинки, Театра им. Немировича и Станиславского-Данченко, Кремлевского балета.

Участниками фестиваля стали и солисты Берлинской национальной оперы – Элиза Каррильо Кабрера и Михаил Канискин (кстати, жена и муж). Режиссером и ведущим концерта был Андрис Лиепа. Илзе Лиепа, ставшая сравнительно не так давно мамой, также прилетела на фестиваль.

Она, как неизменно, в красивой форме – легка и грациозна. Выполнила танцевальный номер «Посвящение» на музыку А. Хачатуряна к балету «Спартак», «Болеро» М. Равеля и радостный артистичный номер «Встреча» на музыку М. Леграна, где Илзе, соответственно загримированная и одетая, предстает то в образе молодого щеголя, то в образе смущающейся девушки.

В данный вечер на сцене блистали Ирма Ниорадзе (прима Мариинского театра) в образе Кармен, Андрей Меркурьев, Кристина Кретова, Александра Тимофеева, Андрей Баталов, Михаил Мартынюк, Андрей Ермаков.

Посрамление бесов

6 февраля на зимнем Сочинском фестивале искусств состоялся один из центральных концертов. Не обращая внимания на ужасную погоду, великий дирижер Мариинского театра и многих оркестров мира Валерий Гергиев прилетел в Сочи.

Дабы выполнить известный Концерт для альта с оркестром Альфреда Шнитке. Композитор сочинил его в 1985 г. и посвятил Юрию Башмету.

Ясно, что партию альта выполнял сам начальник фестиваля господин Башмет.

Как мы знаем, что господин Шнитке, сочинив собственный последний концерт, в том же году пережил инсульт. Затем жизнь композитора изменилась окончательно и скоро угасла.

Похоже, в его концерте и раздались собственной жизни и предчувствия заката и еще чего-то ужасного Через пара лет не стало и страны, которая вынудила Шнитке большое количество мучиться.

Начало концерта – квинты и голые кварты башметовского альта. После этого трубный глас геликона, какофония звуков, все рвется, диссонансы перебивают друг друга, споря все ускоряющимся ритмом. Шнитке как будто бы предчувствует появление бесов.

Они скачут в его голове, перепрыгивают в ноты, партитуру. Причем бесы эти размеров и всех типов – от писклявого скрипичного до медведеподобного геликонового.

У г-на Башмета не выдерживает одно из волокон конского волоса на смычке, и его удается сорвать только на протяжении секундной паузы.

Время от времени музыка как словно бы приходит в гармонию, но не так долго осталось ждать диссонансы снова побеждают . Сатана не отступает. Кричащие звуки напоминают настройку струнных инструментов.

После этого снова грохочет геликон в замечательном хоре резких голосов бронзовой группы оркестра.

Это не китайская пипа, которую гости фестиваля имели наслаждение слушать в первоначальный сутки. В звучании пипы нет безумного недоумения и этой русской надломленности, не смотря на то, что китайская культура на несколько тысяч лет старше русской.

Но высочайшей нервной организации в ней нет и в помине. Лишь в голове русского немца имели возможность появиться такие звуковые химеры. Похоже, как раз так сходят с ума гении.

Им раскрывается или третий глаз, или четвертое либо кроме того пятое измерение кроме пространства и времени. В том месте они видят монстров, рвущихся в отечественный примитивный мир.

Кроме того мажорные аккорды всего оркестра, выполняющего концерт г-на Шнитке, сбиваются одной-двумя скрипками на полтона от доминанты до малой терции. Звучит гремучая смесь минора и мажора. Это не фальшь, это – надлом.

Он повисает над судьбой во всей ее безнадежности.

По окончании выполнения концерта господин Башмет заметно устал и совершил второе отделение в президентской ложе. Он слушал превосходную жизнеутверждающую Симфонию №2 Сергея Рахманинова.

Это более известное произведение, наполненное несложными земными гармониями, с неподражаемой и в чем-то хитовой третьей частью. И слава всевышнему!

Бесы разбежались, химеры остались за границами разрешённого, победила жизнь земная – приятная хотя бы и такими фестивалями. Зал продолжительно рукоплескал и Валерию Гергиеву, и Юрию Башмету.

Им очевидно доступно видеть и слышать очень многое, которое нам, простым смертным, не дано.

Бахом – по битовым ступеням

На Сочинском зимнем фестивале искусств – четвертый сутки. Похоже, это первый сутки, в то время, когда произошёл прокол, – из Москвы не вылетел самолет с музыкантами «Солистов Москвы».

Они должны были играться произведение Баха с известным джазовым трио из Франции под управлением Жака Люсье. Но для опытных джазменов это не стало проблемой.

Они игрались втроем перед заполненным залом.

К слову сообщить, Бах и сам был отменным импровизатором. Похоже, на это и «купился» юный француз Люсье, в то время, когда в 1959 г. начал исполнять на рояле его произведения с джазовыми импровизациями.

Успех превзошел ожидания. И в мире показалось известное на сегодня трио PLAY BACH. Пластинки разлетались в мире как тёплые пирожки.

Сейчас г-ну Люсье 77 лет, и он проводит собственную прощальную мировую гастроль. Состав трио один раз поменялся, но успех от этого не убавился.

В новый состав вошли ударник Андре Арпино и контрабасист Бенуа Дюнуайе де Сегонзак.

Кто хоть в один раз слушал Баха, может припомнить его хорошую мелодику трехсотлетней «выдержки». Вы ни за что не поверили бы, что господин Люсье играется те же произведения, но в форме легкой и воздушной.

Произошла изменение тяжеловатой германской хорошей музыки в легкую.

Звучит ария соль мажор. В начале соло на контрабасе «зажигает» господин Шарбонье. Это Башмет на контрабасе. Те же филигранная техника, фактурность. Но у француза возможно уловить мимолетную джазовую вертлявость.

Наряду с этим достаточно тяжело признать в соло на контрабасе Баха. Скорее это вчерашний Шнитке с его разнонаправленными бросками одной ноты в другую.

Иногда думается, что слушаем мы Шнитке, лишь без крика, а задумчиво-басового.

Но вот снова ветерок из Прованса. Это господин Люсье полетел над клавишами рояля.

Следом отрывок из Концерта для фортепиано с оркестром ре минор.

Французский импровизатор совсем осовременил и переместил рояль Баха из древних замков курфюрстов в дом с плазменными телеэкранами и авангардной мебелью. Данный джаз для таких помещений – воздушных, со потолком и стеклянными стенами.

Иногда вся троица начинает хулиганить – в минорном произведении летает по битовым ступеням в свинговом ритме без тени печали и скорби. Но это недолго – Бах все же классик. Его задумчивость возвращается.

Но тонус поддерживают ударные г?на Арпино не через подушечки пальцев пианиста, а через барабанные палочки, издающие иногда звуки, напоминающие челесту, причем очень энергично. Возможно, 300 лет назад все и было так чисто, прозрачно и воздушно, как музыка джазистов. И лишь исторические рукописи заставляют нас думать, что в действительности свирепствовали чума, войны, на кострах жгли еретиков

Одним словом, трио г-на Люсье реабилитирует эру Баха и всего «мрачного» Средневековья. Делает ее легкой, воздушной и свободной от той грязи, которая сопровождает отечественную эру угарного газа, голодных бунтов и городского шансона.

Это остро почувствовала публика и не желала отпускать г-на Люсье. Так что ему было нужно выполнить на бис несколько композиций. А это весьма тяжело, в то время, когда тебе 77

Программа фестиваля делается все более насыщенной. В рамках фестиваля открылся ретроспективный показ фильмов известного испанского режиссера Карлоса Сауры.

В Сочи прилетела его исполнительница и муза основных ролей в нескольких его фильмах – Аида Гомес. Она считается одной из лучших танцовщиц фламенко.

Выполнив перед киносеансом страстный танец, она оставляет зрителей в восторженно-возбужденном состоянии смотреть за развитием событий в потрясающем фильме «Саломея», где выполняет ключевую роль. В одном из фойе Зимнего театра раскрывается выставка – конкурс работ видеоарта «Эхо-Эко».

Это первый интернациональный конкурс, и посвящен он теме экологии. Куратором проекта есть узнаваемый итальянский специалист Антонио Джеуза, врач философии, критик, эксперт по истории кино и медиаискусству.

Из 300 поступивших на конкурс работ в финале на экспертов и суд зрителей представлены 20. Государствами – участницами конкурса стали: Российская Федерация, США, Испания, Израиль, Италия, Германия, Чехия и Великобритания.

В очередной вечер на главной сцене фестиваля появляется клавесин, и струнный камерный ансамбль «Berliner в один раз Solisten» выполняет каскад произведений красивой древней музыки: Г.Ф. Гендель, И.С. Бах, А. Корелли, Д. Галло, А. Вивальди. Примечательно то, что это ансамбль солистов.

И играются они на реконструированных инструментах, используя смычки того исторического периода, к которому относится создание исполняемого произведения.

За роялем – двое

Главным событием очередного концертного дня стал Денис Мацуев. Денис прилетел из Амстердама и сразу после концерта отправился в родной Иркутск.

Похвальная забота о соотечественниках.

Начался концерт с дивертисмента Моцарта при «зачехленном» рояле. Оркестр «Солисты Москвы» выступил в непривычной для себя роли – группы «разогрева».

По окончании царствовавшего на данной сцене Баха легкий и воздушный Моцарт публику раскрепостил.

Самым большим событием этого вечера стал Концерт Дмитрия Шостаковича до минор для фортепиано и солирующей трубы с оркестром. Говорят, что данный известный концерт Шостаковича тесно связан с кино.

В молодости будущий композитор подрабатывал тапером в кинотеатрах, и в раздавшемся концерте киношные звуковые треки первой трети ХХ в. слышны, как говорится, невооруженным ухом. Причем господин Мацуев при выполнении концерта так входит в образ, что сам представляет собой живое кино.

Он не только очень способный пианист, но и отличный актер.

Ясно, что Шостакович – это вам не Бах. В нем – безумная энергетика и некоторая прямолинейность 20–30?х гг. прошлого века. Иногда уже и с ужасными нотками.

Позднее они выльются в искореженный металл и военно-полевой марш известной «Блокадной симфонии». В исполняемом Концерте до минор этого еще нет.

В середине кроме того звучит сольная партия трубы, как будто бы пионерский горн храбрецов Аркадия Гайдара, которым не так долго осталось ждать нужно будет осваивать окопы и ГУЛАГ. Музыка навевает в памяти кадры «Кубанских казаков», «Ивана Грозного» а также «Броненосца «Потемкина».

Г-ну Мацуеву удается проигрывать эти сполохи в один момент. Его выполнение заставляет принять как теорему, что та эра, в то время, когда писался концерт, была тяжелой, но смелой.

Без безнадёжности и горького недоумения, каковые зазвучали через четыре десятилетия в произведениях Альфреда Шнитке.

Но Шнитке сейчас возможно и не вспоминать. Господин Мацуев – гений-исполнитель произведений на бис.

Он завел зал, бросая его в холод и жар, – от «Музыкальной табакерки» Лядова, исполняемой во второй и третьей октавах самыми кончиками пальцев, как будто бы на челесте, до «Пещеры горного короля» Грига, где он колотит по басовым октавам, как кувалдами. На сладкое – «Подмосковные вечера» с джазовыми аранжировками в четыре руки на рояле вместе с Юрием Башметом.

Затем чудесный туман рассеялся, зал и сцена опустели. Всевышние отправились к себе на олимп.

Один в Иркутск, второй – в малоизвестном направлении в сопровождении крайне важного лица из Москвы.

его участников и Зрителей фестиваля ожидали новые встречи – с театром Петра Фоменко и ансамблем «Пелагея». Но фестиваль доходил к концу. Последний концертный вечер был назван «Моцарт-гала». Звучали лишь произведения великого венского классика.

На сцену снова вышли прославленные «Солисты Москвы», за дирижерский пульт поднялся Юрий Башмет, его дочь пианистка Ксения Башмет в качестве солистки открыла вечер, выполнив Концертное рондо для фортепиано с оркестром ля мажор. Продолжил программу французский скрипач Рено Капюсон, сыграв на скрипке Гварнери (1737 г.!) вместе с Юрием Башметом Концертную симфонию для альта и скрипки с оркестром.

В завершении программы в исполнении гобоиста Дмитрия Булгакова раздался узнаваемый Концерт Моцарта до мажор для гобоя. Финальным произведением концерта стала самая популярная симфония Моцарта – №40 соль минор.

На данной легко минорной ноте фестиваль завершил собственную работу. «Серебряную ракушку» – приз фестиваля, что вручается в текущем году в первый раз, – взял его вдохновитель и артистический директор Юрий Башмет. Изготовил данный приз ювелирных дел мастер Ильгиз Фазулзянов, выставка неповторимых изделий которого все дни проходила в главном фойе Зимнего театра.

13 февраля зимний фестиваль искусств в Сочи завершил собственную работу, побив все рекорды по насыщенности и продолжительности программы, на весь год зарядив любителей мастерства энергией любви и творчества.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

В БУДУЩЕЕ БЕЗ ИЛЛЮЗИЙ — Жак Фреско — Проект Венера


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: