Авангард по-иркутски

Авангард по-иркутски

Седьмая по счету выставка творческого проекта «КультУРА» открылась в Иркутске на прошлой семь дней. Экспозиция практически 20 авторов заняла второй этаж галереи сибирского мастерства Иркутского областного музея изобразительного исскуства и представляет собой радостную солянку из произведений, выполненных в самых различных техниках, материалах и жанрах.

Нынешняя выставка стала называться «Демонстрация» и посвящена сходу нескольким темам, людям и событиям — майским праздникам, 100-летию русского авангарда, ушедшему из судьбы живописцу Виталию Смагину и 65-летнему юбилею основателя проекта — дизайнеру и художнику Владимиру Соколову.

Живопись, скульптора, дизайн, керамика, художественные панно в смешанной технике, драгоценности, предметы мебели, арт-объекты, инсталляции а также авторская одежда: «Демонстрация всевозможных искусств» — таково полное наименование седьмой по счету выставки проекта «КультУРА».

Проект начался в 2005 году и какое-то время ежегодно собирал под своим заглавием (успевшим стать определенным знаком качества в Иркутске) последовательность авторов, не в полной мере вписывающихся в привычный художественный контекст города. Идеологом «культуристов», как он их сам именует, стал иркутский живописец Владимир Соколов, которого возможно назвать пионером иркутского дизайна.

Его авангардные арт-объекты, созданные из разного мусора и металлолома, обнаруженного свалке, в свое время перевернули представление о том, как и из чего может рождаться произведение искусства.

«В то время, когда Володя начинал, никаких школ дизайна еще не существовало. Все это делалось на ощупь, интуитивно, и лишь позже осознавалось, — говорит искусствовед Иркутского музея изобразительного исскуства Тамара Драница. — А сейчас получается, что он возвращает дизайну художественно-эстетическое значение».

Владимир Соколов неизменно сам приглашает авторов к участию в проекте — руководствуясь лишь собственными представлениями об значимости искусства и истинной красоте. «Главным критерием для меня постоянно является уровень качества работы», — говорит он.

В прошлом месяце Владимир Соколов отметил 65-летний юбилей, а прошлая выставка «КультУРА» была посвящена его 60-летию. «Потому, что мы делали паузу, то эта выставка прежде всего преследует цель вернуть себя, войти в форму, — поясняет живописец. — Мы желаем, дабы данный проект существовал продолжительно. Мы обозначили номер 007 — с тем расчетом, дабы выставок было не меньше много, и когда-нибудь произошла 107-я выставка проекта.

У нас нет четких рамок, и состав участников плавающий, и работы все время различные».

На каждой выставке имеется и постоянные авторы, и новые открытия. Так, к примеру, к постоянным участникам возможно отнести Владимира Дейкуна, известного своими ироничными арт-объектами, и сына и отца Осиповых, один из которых трудится в живописи, а второй формирует обаятельные скульптуры из металлолома.

Его новой работой, созданной намерено к данной выставке, стала скульптура называющиеся «65», созданная к юбилею основателя проекта, которого Дмитрий Осипов вычисляет своим преподавателем. Это необычный остроумный оммаж скульптуре Веры Мухиной «колхозница и Рабочий», в которой в роли храбрецов выступают сам Владимир Соколов и его жена Нина, бессменная муза, помощница и спутница жизни на всех выставках.

Среди вторых работ на выставке — авторская керамика Татьяны Ерошенко, панно из валяной шерсти по мотивам полотен Хоана Миро Елены Петровой, ювелирное искусство и чеканка Евгения Богомолова, насекомые размером с собаку Георгия Борисова, арт-объекты с посвящением отцам русского авангарда самого Владимира Соколова в соавторстве с реставратором мебели Евгением Штанько. Всего свои работы сейчас представили 17 авторов.

Сергей Элоян участвует в данной выставке не в впервые, но в первый раз — с инсталляцией. Она стала называться «Рождение судьбы». «Среди моих разнообразных занятий весьма редко находится время и место, дабы сделать что-то такое в прикладном дизайне.

А эти стулья, в которых совместилась дизайн и живопись, это скорее кроме того развлечение — взглянуть, как живопись действует на форму и как форма диктует определенные идеи», — говорит живописец. В следствии появилась законченная художественная композиция, которая в один момент есть мебельным гарнитуром из четырех стола и стульев.

В музейном пространстве эти предметы выстроились в смысловую композицию, которая купила дополнительную глубину. Любой стул расписан так, что олицетворяет собой одну из стихий — почву, воду, огонь и воздух, а все они находятся на равном удалении от стеклянного столика на гнутых ножках, в который вмонтировано яйцо — как универсальный знак зарождения судьбы.

Так, произведение искусства одновременно с этим есть в полной мере утилитарной вещью и может употребляться по прямому назначению. Кстати, у этого гарнитура уже имеется хозяин, как у практически всех произведений Сергея Элояна.

«Проект превосходный, и, не обращая внимания на то, что он проводится в седьмой раз, он не замыливается, не выдыхается, организаторам все время удается отыскать какой-то новый поворот, неожиданный ракурс, благодаря чему любая выставка получается особой», — говорит живописец.

Практически в каждой экспозиции проекта «КультУРА» имеется и траурная нотка. Сейчас вспоминают народного живописца России, членкора Русском академии художеств Виталия Смагина, что умер в конце прошлого года, но стал преподавателем с громадной буквы сходу для нескольких авторов, участвующих в нынешней выставке.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Обитатели района Березовый требуют маленький маршрут до Иркутска


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: