Назад к островскому если найдём дорогу
12 апреля (31 марта по старому стилю), 190 лет назад, появился великий русский драматург Александр Николаевич Островский. А 90 лет назад, в дни его столетнего юбилея, нарком Луначарский провозгласил лозунг-задачу для революционного театра: «Назад к Островскому!».
Попасть к Островскому – чего ж несложнее: вот он, домик-музей на Малой Ордынке, церкви около сохранились, и до поздней осени на клумбах красуются цветы.В музее лежат недорогие папироски Жуковской фабрики (ах, зря вы курили, Александр Николаевич! Вот они, 63 года вместо законных 75–80 и проклятая грудная жаба), имеется маленькая тюбетейка. «Он же был лысенький, – говорит служительница с ухмылкой, – зимний период дуло из щелей, надевал вот тюбетеечку».
Носил Островский в холода и известный домашний халат на беличьем меху – тот самый, в котором его изобразил живописец Перов на лучшем прижизненном портрете.
И пообщаться с Александром Николаевичем помой-му нетрудно: практически в любом русском театре идут его пьесы. Сорок семь уникальных пьес, да ещё совместные с другими авторами, да ещё переделки и переводы – воображаю, каким кошмаром был для современников, также желающих писать пьесы, данный Александр Николаевич с его титанической работоспособностью.
Когда погибли его главные критики-охранители, Аполлон и Добролюбов Григорьев, сказать об Островском стали такое и в таком тоне, что любой бы озверел от обиды. Но не он, добрейший из классиков. «О г. Островский!
Отчего вы не погибли до написания «Поздней любви»? – восклицал один критик в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века. А эта самая «Поздняя любовь» более ста лет в репертуаре, и фильм был со Смоктуновским в ключевой роли, и сравнительно не так давно я видела постановку в Молодёжном театре Санкт-Петербурга с красавицей Эмилией на данный момент.
Сидит молодёжи полный зал – затаив дыхание. И ничего, никто не жалеет, что Островский не погиб до написания данной прелестной пьесы.
Пару дней назад видела и премьеру оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» в театре «Зазеркалье» (Спб), нежности и удивительной красоты спектакль поставил юный режиссёр В. Заржецкий, и снова – в зале раскованные современные дети становятся смирными от эстетического восхищения.
А на «Золотую маску» в текущем году претендует спектакль М. Карбаускаса по пьесе Островского «поклонники и Таланты» (Театр имени Маяковского). Само собой разумеется, он включён в неспециализированный перечень, забитый откровенной дрянью и беспомощными поделками.
Но отечественный драматург до сих пор участвует в актуальном поле сражения как настоящий боец!
И всё-таки знают его не хорошо. От незнания говорят банальности, прибегают к тупым штампам.
Сокровища годов и 60–80-телевизионного театра лежат под спудом, а на канале «Культура», к примеру, три раза показывали как выдающуюся сокровище спектакль «Лес» К. Серебренникова. Продемонстрировали бы лучше «На всякого мудреца достаточно простоты» с Юрием Яковлевым, так неаппетитные миражи современной конъюнктуры мигом бы развеялись, яко дым от лица огня.
Как играются в том месте Яковлев, Гриценко, Николай Плотников, Максакова – с прекрасной лёгкостью и безумно смешно, никакого «нафталина» нет и в помине.
(Это так современные невежи обожают клеймить всё, что, согласно их точке зрения, старомодно, – мол, «нафталин». Сами они предпочитают быть молью.)
Но для недостатков знания имеется и собственные основания: так как полного собрания сочинений Островского не было с 1970-х годов, в то время, когда вышло добротное издание с комментариями В. Лакшина. Одно время издательство «Азбука» производило книжечки карманного формата, где были обширное предисловие и пьеса Островского (кстати, моё).
Так удалось, например, преподнести читателю очень способную историческую драму Островского «Дмитрий Василий и Самозванец Шуйский». Но всё-таки кругозор читателя так же, как и прежде делан выводы, ограничен комплектом одних и тех же пьес.
А Интернет – разве возможно на него надеяться в таких вопросах? Всевышний весть, откуда, с каких изданий перекачанные тексты, с неточностями, опечатками.
А ведь перед нами классика, другими словами обращение особенная, где весомо и значимо каждое слово.
«Бегает народ взад да вперёд неизвестно для чего Ему представляется-то, что он за делом бежит; спешит, бедный: людей не выясняет, ему мерещится, что его манит некто; а придёт на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И отправится в тоске» (из речей странницы Феклуши в «Грозе»).
Островский зачерпнул и творчески преобразил целый «цвет народности», всё собственное родное, любимое, трагикомичное «чёрное царство». Оттого так принципиально важно знать все его пьесы, тем более что ничего, не считая удовольствия, это занятие не принесёт.
Островский так или иначе оказал влияние на многих века и крупных драматургов – на Розова и Арбузова, на Вампилова и Володина. Дальше отправилась тишина в связи с сознательным отказом пишущих пьесы нет, пьесоподобные тексты – от изучения соотнесения и классики с ней.
Я не призываю подражать Островскому (не смотря на то, что было бы занятно заметить, к примеру сейчас, пьесу о современной семье в 3–4 актах, с действием и характерами). Но не признавать вовсе существования драмы как искусства, со собственными неотменимыми законами – значит сидеть в затхлом самонадеянном тупике и горделиво изобретать очередной ужасный «велосипед».
Островского с радостью упрекали в «мелкотемье». Что это за убогий мир, где мелкий государственный служащий Бальзаминов ищет себе богатую невесту и больше знать ничего не желает! (См. трилогию о Бальзаминове.) Появлялась и исчезала трескучая «актуальная драматургия», поднимались жгучие вопросы животрепещущей современности, толклась глобальная вода в чугунной ступе А Миша Бальзаминов так и ходит по собственному дивному Замоскворечью полтора века.
И народность, увековеченная Островским, так же, как и прежде сидит в зале и смеётся от счастья – он вручил ей путёвку в вечность, обожествил её разговорную обращение, дал жизнь десяткам бессмертных образов.
Кто обожает выпивать помои, пускай выпивает на здоровье. А некоторым всё ж таки клюквенного киселька охота. Что ж, ступайте в «Ветхую книгу», в том месте ещё возможно схватить ПСС А.Н.
Островского. В своё время трёхсоттысячные тиражи были.
На тех, кто желает сопротивляться дегенерации, – хватит.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Emergency brakes system of Trucks saved a life