Не треснуть от собственной значимости
Сергей Петрович НИКОНЕНКО – артист воистину народный. Появился в несложной семье, папа трудился водителем, мать – стеклодувщицей на ламповом заводе. Большая часть ролей Сергея Петровича – простые мужики, земные, узнаваемые для большинства зрителей.
Многие картины, в которых принимал участие актёр, стали классикой: «Трын-трава», «Тема», «Парад планет», «на следующий день была война», «Анкор, ещё анкор!», «Инспектор ГИБДД», «Зимний вечер в Гаграх» и др. заслуженый артист России Сергей Никоненко и сейчас играется в кино, пишет сценарии и снимает как режиссёр собственные картины.
— Сергей Петрович, вам имеется за что упрекнуть современное кино?
– Само собой разумеется! Драматургии нет, халтурят, гонятся за числом серий, желают всё снять поскорее. Так не бывает! Из этого и не сильный кино.
В период СССР, не забываю, мы жаловались, через какое количество инстанций проходят у нас сперва сценарий, позже сама картина. А ведь халтуру-то не пропускали! Лишь весьма выверенные вещи проходили.
Тогда все «правила игры» были понятны. Приносишь сценарий либо заявку на студию и предлагаешь. Просматривают, обсуждают, и, в случае если тема нравится, говорят: «Да, позволяйте заключать соглашение». Позже начинают вносить поправки.
И дальше идёт определённая борьба: хочется, дабы утвердили твой вариант, а тебе встречные мнения высказывают. Нешуточная борьба!
Но повторяю: халтуру не пропускали.
А сейчас я не знаю, куда и к кому идти. Сравнительно не так давно внес предложение сценарий на студию, вот ожидаю решения. Вероятнее, сообщат, что время на данный момент тяжёлое, с деньгами напряжённо. Это я осознаю. Но у меня же нет тысячных массовок, бронетехники.
Не смотря на то, что я снимал и такие картины, как «Корабль инопланетян», к примеру, где в съёмках была задействована важная бронетехника: самолёты, вертолёты. Действительно, тогда для нас бронетехника была бесплатная. Армия кино помогала чем имела возможность.
Так как как бы Сергей Бондарчук снял без помощи армии «мир и Войну»? Все были легко ошарашены таким числом массовки, декораций, наездников в картине.
Специально для тех съёмок в Балабино был создан кавалерийский полк на тысячу с лишним лошадей, куда систематично призывали новобранцев. На петличках – подкова с саблями перекрещена. на данный момент данный полк, по-моему, по большому счету прекратил собственное существование
– Вы так как и сами прекрасно обладаете верховой ездой, правильно?
– Да, хорошо, любым аллюром проскачу – пожалуйста! Действительно, падать с лошади я доверю, пожалуй, каскадёру. По причине того, что могу сломать руку, шею, ногу, и съёмки остановятся.
Экстрима и без того в карьере и моей жизни хватало. К примеру, на протяжении съёмок эпопеи «Освобождение» свободно имел возможность умереть. По сценарию мой храбрец – адъютант Сашка – должен был проползти под артиллерийским орудием.
Сцена была отрепетирована. Но в то время, когда отсняли первый дубль, оператор Игорь Слабневич говорит: дескать, картина не весьма хорошая получается, нужна ещё одна репетиция. «Серёжа!
Ты от меня отбеги и проскочи под дулом орудия, дабы поле боя было лучше видно», – попросил Слабневич. А на протяжении первого дубля батарея, орудий этак 25, вела беглый пламя. Зарядили – стрельнули!
Боеприпас вылетел. Зарядили – стрельнули! Боеприпас вылетел Зарядили!
В этот самый момент раздалась команда «Стоп!». И боеприпас остался в стволе.
А в то время, когда я побежал под данной пушкой, случился самострел. Если бы дуло пребывало хоть на метр ближе, я бы на данный момент с вами не говорил.
– У вас в кино около 210 ролей. Какие конкретно из них самый дороги?
– Во второй половине 60-ых годов XX века я снялся в фильме «Журналист». Картина оказалась весьма замечательная, основной приз завоевала на фестивале.
Именно там я почувствовал, что как актёр уже что-то могу. Весьма ответственны для меня работы в фильмах «Красная площадь», «Парад планет», «Шестой», «Зимний вечер в Гаграх», «на следующий день была война».
А как режиссёр я весьма обожаю собственную картину «А поутру они проснулись» по рассказам Василия Макаровича Шукшина.Нравятся мне и роли в более поздних фильмах «Китайский» сервиз «и Классик».В том месте всё на уникальность удачно сложилось: и драматургия, и режиссура, и актёрский ансамбль. Самое забавное, что в «Китайском сервизе» никто ничего не знал про покер, в который по сюжету резались.
Я был заядлый покерист, и мне было нужно всем растолковывать правила и всякие нюансы.
– У режиссёра упомянутой вами картины «Журналист», вашего педагога во ВГИКе Сергея Аполлинариевича Герасимова, говорят, были собственные способы, дабы актёр не «зазвездился». Это правда?
– Да, в университете, в случае если кто-то начинал строить из себя звезду, Герасимов иронизировал над этим так, что всему курсу было стыдно. «Смотрите, не тресните от собственной значимости! – сказал мэтр. – А вдруг внезапно совсем начнёт от этого распирать, берите пример со Льва Николаевича Толстого. Либо перечитайте Лермонтова, Чехова!» Другими словами Герасимов сходу ставил «звезду» на место.
– Ваш сын Никанор отправился по вашим стопам, стал режиссёром. Как думаете, имеется шанс, что не так долго осталось ждать он всех приятно поразит?
– Сохраняю надежду. Понимаете, это так как также – как повезёт. Дело случая! А сейчас, в наши дни, в особенности.
Но пока основное достижение Никанора в том, что он подарил нам внука, которого назвали в честь моего отца Петром. За это я ему уже весьма благодарен!
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Вадим Зеланд — Чувство собственной значимости