Неладно что-то в датском королевстве
Недавняя смена худрука Театра имени Станиславского Александра Галибина и заявление Юрия Любимова об уходе из созданного им Театра на Таганке снова обострила вопрос о положении дел в репертуарных театрах России.
Юрий Петрович Любимов прекрасен. В то время, когда он, блистая дивными очами, появляется на телеэкране, «целый как божия гроза», вопрос о том, прав он либо не прав, угасает у меня в уме.
Я просматривала как-то, что в годы войны юный Любимов одно время трудился в пляски и Ансамбль песни НКВД в качестве ведущего концерты. Воображаете, каков количество жизненного опыта у этого человека в принципе!
Театр на Таганке – детище Юрия Любимова, и мне думается, он имел возможность бы съесть его с кашей при жажде Уйдет он либо останется – в любом случае он в праве решать судьбу созданного им предприятия. Ничего не сделаешь, в то время, когда всевышние отправляют к нам на землю настоящего Создателя театра, с этим приходится принимать во внимание.
Мы можем делать выводы и рядить о качестве работ Марка Захарова, Петра Фоменко, Михаила Левитина либо Светланы Враговой – но эти люди сами создали собственные театры, и исходя из этого должны пребывать на особенном положении.
Совсем другое дело – в то время, когда театром командует назначенец, человек, пришедший со намерениями и своими идеями в сложившуюся исторически труппу. Это, в большинстве случаев, драма.
Финал ее зависит от тысяч событий.
Вот Александр Галибин – не отыскал неспециализированного языка с труппой. Быть может, ему нужно трудиться с особыми, «собственными», актерами и в другом пространстве.
А видавший виды Театр имени Станиславского представляет собой некое таинственное геологическое наслоение окаменевших пластов. Труппа складывается из актеров так разнокалиберных и разномастных, что объединить их какой-то неспециализированной пламенной идеей, по-моему, по большому счету нереально.
Какой выход? Всех выгнать с работы, собрать новых? Здравствуйте, прошу вас, – а свод законов о труде на что? Театр не только место творчества, но и экономическое предприятие.
Имеется штатное расписание, замысел, вал и т.д.
«Неладно что-то в Датском королевстве» – вскрикнул принц Гамлет.
Кто обязан смотреть за положением дел в театре, предотвращая болезненные конфликты, назначая на освободившиеся места перспективных режиссеров, налаживая дело к лучшему? Кто-то обязан!
Но недостаток квалифицированных кадров в области управления культурой уже на грани трагедии.
В то время, когда товарищ Сталин 18 раз наблюдал в МХАТе «Дни Турбиных» Булгакова, а в театр Мейерхольда не ступал ни ногой, считая, что это пускай товарищ Троцкий в том направлении ходит, все было ясно. А сейчас все неясно, по причине того, что громадные люди по большому счету прекратили ходить в театр.
Исходя из этого у людей в костюмах, управляющих культурой, имеется чувство, что они занимаются каким-то глубоко маргинальным делом.
Нет у них никакой программы. И эмоции личного попечения также нет. Латают «Тришкин кафтан» – вот тут погиб художественный руководитель, назначим такого-то.
Из-за чего? Да нипочему, ни с кем люди в костюмах не советуются.
В данный театр зритель не ходит, и актеры пишут письма – давайте того уберем, этого назначим. Что тот солдат, что данный.
Не справится – снимем А за всем этим – сломанные судьбы, разрушенные сердца, потрепанные ухудшение и нервы качества театральной продукции.
Нынешняя волна «актерских бунтов» и лихорадочных смен управления нечайно напоминает то, что было с театрами приблизительно 25 лет назад (разделение МХАТа, разделение Таганки и другое). Тогда театральные беспокойства совпадали и с беспокойствами общества, предвещали будущие русские бури.
Уже тогда, четверть века назад, говорили о срочной необходимости какой-то театральной реформы – которая так и не состоялась.
А тем временем театральные «заболевания» из острых перешли в хронические.
В случае если человек без шуток и в далеком прошлом болен, то в большинстве случаев планирует консилиум докторов и, посовещавшись, принимает ответ. Но я что-то не припомню за последние пять-десять лет НИ ОДНОГО важного заседания либо конференции, посвященной репертуарному театру. Дабы собрались худруки, режиссеры, директора, актеры, театроведы, организаторы театра, госслужащие от культуры и – обсудили ситуацию .
Поразмыслили, например, над опытом уникального сложения театрального дела, каким владеет «Сатирикон»
К. Райкина либо «Русская антреприза имени А. Миронова» Р. Фурманова. Поделились планами и своими мыслями.
Возможно, составили какой-то меморандум. Разве это верно, в то время, когда о подготавливающемся законе о театрах начальники наибольших театральных организмов определят случайно? А так сплошь и рядом.
Неактивен и Альянс театральных деятелей – а он имел возможность бы взять на себя миссию организации представительного заседания о проблемах театра.
Дабы вырастить полноценного художественного руководителя театра, этим нужно заниматься, продумать целую совокупность для того чтобы выращивания (стажировки, «пробные» постановки до назначения и т.д.). Что-то очевидно следовало бы поменять и в положении «театрального народа» – другими словами актеров. (Так как, как мы знаем, народ до черты доводить запрещено, его нужно кормить и обожать!)
Итак: нужна дискуссия о положении дел в репертуарных театрах. Такую сокровище мы терять не имеем права – не нами заведено, не нами должно кончиться.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Неладно что-то в Датском королевстве