Никаких интриг, сплошная радость
8 марта, точно в сутки рождения Андрея Миронова, в Санкт-Петербургском театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова состоялась церемония вручения национальной актёрской премии «Фигаро». Создатель премии – худрук театра, заслуженый артист России Рудольф Фурманов придумал «Фигаро» для поощрения и поддержки русских актёров. «Премия не носит состязательного характера, тщетного в среде творцов» – так сообщено в резюме.
Лауреатами премии «Фигаро» стали, как и в прошлые годы, полностью неповторимые люди. Сначала «Фигаро» под дружный крик зала вручили Василию Борисовичу Ливанову.
После этого потянулась вереница ослепительных вахтанговцев: немыслимая Юлия Константиновна Борисова, Сергей Маковецкий, Мария Аронова, Юлия Рутберг. Ещё добавили блеска Татьяна Пилецкая, Эрнст Романов, Чулпан Хаматова и Юлия Пересильд.
Лауреатом премии стала кроме этого заслуженый артистка Азербайджана Людмила Духовная, актриса Русского драмтеатра имени Самеда Вургуна (Баку), трудящаяся в том месте с 1964 года. Кому тут с кем соревноваться!
«Актёры должны оживлять общество» – говорит один персонаж в пьесе Островского «Безвинно виноватые», и актёры не подвели: все, без званий и различия возрастов, были бодрыми, звонкими, весёлыми. Как Миронов в собственных лучших ролях.
Видео с Мироновым то и дело появлялось на экране, поселяя в душах приятную грусть. «Нет, не представить нам Андрея в 75 лет», – говорили в тот вечер Вот не соглашусь: замечательно воображаю. Само собой разумеется, у него был бы собственный театр, как у Калягина, Безрукова и Джигарханяна, и ещё три-четыре жены, и туча превосходно сыгранных ролей.
Он и по сей день, как кумир и идеал, присутствует в культуре – Юлия Пересильд, например, заявила, что за время работы над ролью Сюзанны в «Женитьбе Фигаро» пересмотрела хороший спектакль Плучека десятки раз. И любой раз обмирала от восторга Мироновым.
Но что же делать, чтобы восхищение от актёрской игры не ушёл из театра сейчас? Хотя бы признавать актёра, обожать актёра, поощрять актёра.
А не говорить с видом комиссара, что актёры-де замедляют новаторские процессы в театре будущего, где артиста в значении и прежнем объёме не должно быть вовсе. Хотелось бы всем телом затормозить новаторские процессы, потому, что данный «театр будущего» в том виде, в каком он проявляется в настоящем, – ужасен.
Поразительно прекрасны, с безукоризненной гордой осанкой и благородной речью, были почтенные актрисы, чей творческий путь начался в 50-х годах, – Юлия Борисова и Татьяна Пилецкая. Они и сейчас выходят на сцену, показывая недюжинную энергию а также озорство.
И пускай выходят как возможно продолжительнее, тем более перед глазами воодушевляющий пример – В.М. Зельдин, разменявший вторую сотню лет.
Продолжительная судьба не редкость наказанием, а бывает и призом – среди творческих людей она значительно чаще приз. Так как актёры – в большинстве случаев, люди повышенной жизнеспособности и незаурядной энергии.
Юлия Пересильд принимает поздравления
Забрать того же Рудольфа Фурманова, отметившего уже собственное 75?летие. На протяжении церемонии он переодевался пара раз, то вылетал на сцену, то взлетал на балкончик в зале, дабы смотреть за ходом церемонии, торопил, распоряжался, на ходу что-то исправлял и менял – словом, создавал чувство того самого Карлсона с моторчиком, которого так божественно озвучил некогда лауреат «Фигаро» Василий Ливанов.
Без для того чтобы моторчика, само собой разумеется, любое дело рассыпается, но нервничал Фурманов напрасно – ведомая красивыми артистами «Русской антрепризы» Олегом и Инной Волгиной Куликовичем, церемония шла ритмично и гладко, без казёнщины и простого пафосного лицемерия. Вот актёры затеяли игру – любой раз, выходя на сцену, якобы «путали» отчество Фурманова, и он выяснялся у них то Абрамовичем, то Соломоновичем, то Ивановичем, то Петровичем (он Давыдович).
А вот известный танцор Владимир Васильев приглашает потанцевать только что закончившую собственный номер прославленную балерину Юлию Махалину. Кто подыграет на рояле? Из зала с радостью выдвигается композитор Максим Дунаевский – имеется кому подыграть!
Васильев и Махалина с опаской делают тур вальса – с опаской, по причине того, что театр «Русская антреприза» совсем мелкий и сцена у него маленькая.
Дунаевский также стал лауреатом премии, другими словами фарфоровую статуэтку Миронова в коронной роли, как и прекрасный начальник петербургской Джазовой филармонии Давид Голощёкин (представителям «смежных областей», музыкантам, драматургам, журналистам также время от времени вручают почётного «Фигаро»). В то время, когда назвали Голощёкина, он поднялся и начал играть на трубе – пояснив позднее, что так как не все в зале знают, кто он таковой и чем занимается.
Уж не знаю, обо что нужно удариться головой, дабы не знать Голощёкина, но его очаровательная скромность приятно поразила. Не смотря на то, что в большинстве случаев музыканты, за редким исключением, по данной части вменяемы. Они не режиссёры-новаторы драмтеатра, им партитуры и инструменты творить не мешают
Забавно, но на протяжении церемонии оказалось так, что три Юлии, представительницы трёх поколений – старшего, среднего и младшего, – шли подряд друг за другом. Борисова – Рутберг – Пересильд.
И все три своим великолепием опровергали печальную идея о распавшейся связи времён. Тут именно была сообщение – Юлия Борисова в своё время первенствовала исполнительницей роли Гели в «Варшавской мелодии» Зорина, а Пересильд замечательно сыграла эту же роль совсем сравнительно не так давно.
Юлии рулят! А Рутберг «Обожаю актрису Рутберг, а что ещё с ней делать? – сообщила, вручая приз, критик Т. Москвина. – И хочу ей, дабы режиссёры подвергли её и в кино, и в театре разнообразным опробованиям.
Дабы она игралась старая женщина и стариков, животных и детей, и инопланетян, природные явления и неодушевлённые предметы. Так мы умелым путём установим границы её дарования, пока что нам малоизвестные»
Андрей Могучий вручает приз Сергею Маковецкому
Но, и границы дара Марии Ароновой либо Чулпан Хаматовой также пока не установлены – актрисы очевидно способны на чудеса. А уж про Сергея Маковецкого что толковать, это артист-универсум.
Вручавший Маковецкому «Фигаро» художественный руководитель БДТ Андрей Могучий намекнул, что в воздухе носится мысль пригласить в БДТ Маковецкого (на роль). Это было бы превосходно, потому, что в БДТ громадные неприятности с труппой.
И не только с труппой.
Концертная часть церемонии была совсем мала – певица Эстер Устаева выполнила песню Исаака Дунаевского да обаятельнейшая актриса «Антрепризы» Ксения Каталымова укатала публику комическим номером (из зала на сцену рвётся полусумасшедшая поклонница). Но количество знаменитостей было таково, что намерено взбадривать аудиторию и не приходилось. Так как среди «вручантов» были Светлана Крючкова, Людмила Поргина (её супруг Николай Караченцов находился в зале), Владимир Васильев, Георгий Штиль, режиссёры Валерий Алексей и Фокин Преподаватель
Кому было положено, кого ожидали и ожидают, кого обожают и кем восхищаются, кто жизнь собственную тратит на умножение и творчество эйфории – те все приехали.
Премия «Фигаро-2016»: лишь лично в руки
Русский Национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» каждый год присуждается в Петербурге 8 марта в сутки рождения великого артиста.
Премия основана в Петербурге 1 июня 2010 года. Соучредители – Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова и правительство Петербурга.
Создана по инициативе соучредителя театра – заслуженый артиста России Рудольфа Фурманова в связи со 100-летием со дня рождения н.а. СССР Марии Владимировны Мироновой (7 января 2001 года) и 70-летием со дня рождения её сына, корифея русской сцены, н.а.
России Андрея Александровича Миронова (8 марта 2011 года).
Знаком Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» есть изображение А.А. Миронова в роли Фигаро на сцене Столичного театра Сатиры.
Основной приз, сделаный в форме фарфоровой статуэтки высотой 35 см из бисквитного фарфора с росписью, создан скульптором Мариной Никольской на Императорском фарфоровом заводе и представляет собой А.А. Миронова в роли Фигаро в костюме из пролога спектакля «Женитьба Фигаро» Столичного театра Сатиры.
Его поза – настоящая поза Миронова в роли, ставшая идеальной. И отысканный случайный естественный жест – левая рука легко скользит верх – стал неслучайным.
В нём выброс пальцев Фигаро-Миронова – практически правильное повторение буквы «V» – знака победы.
Материал, из которого изготавливается Основной приз Премии, выбран в качестве любимого изобразительного материала актёрской семьи Мироновых – Менакера, коллекционировавших фарфор, а также Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова (сейчас Императорского фарфорового завода, разработчика и Специальных призов и изготовителя Главного премии), а также в качестве материала, самый близко передающего тепло и красоту актёрских образов, имеющих большие традиции создания артистических достижений в виде коллекций фарфоровых фигур.
Каждому лауреату премии вручается знак Главного приза лауреата премии – фарфоровая статуэтка из расписного бисквитного фарфора, изображающая Андрея Миронова в его коронной роли Фигаро, и Памятный Диплом.
Особый приз – фарфоровая миниатюра, изображающая Андрея Миронова в трёх ролях полярных театральных жанров: Фигаро, Дон-Жуана и Хлестакова, символизируя универсальность актёрского дара артиста и раскрывая сущность актёрской премии имени Андрея Миронова, лауреатами которой должны становиться артисты-люди и виртуозы, чья деятельность имела и имеет значение и большое влияние для развития отечественной театральной культуры.
специальные призы и Главные премии именные. Они изготавливаются каждый год на Императорском фарфоровом заводе по особому заказу оргкомитета по количеству лауреатов, не подлежат массовому тиражированию.
В 2012 году президентом премии стал Валентин Гафт. Создан особый приз президента премии.
С 2013 года у премии имени Миронова показался приз, которым отмечаются совсем юные артисты – фарфоровая статуэтка Андрея Миронова в его первой успешной громадной роли: Холдена из спектакля «Над пропастью во ржи» по повести Д. Сэлинджера.
В 2015 году был вручён приз «Актёрское братство» – композиция, запечатлевшая А. Миронова и А. Ширвиндта в сцене из спектакля «Женитьба Фигаро». Лауреатом приза стал Александр Ширвиндт.
Среди лауреатов премии: Сергей Безруков, Олег Басилашвили, Олег Табаков, Юрий Соломин, Ирина Пегова, Валентин Гафт, Светлана Крючкова, Инна Чурикова, Вера Васильева, Мария Миронова, Евгений Миронов, Василий Лановой, Игорь Кваша, Владимир Гусев (Ярославль), Марина Карпичева (Вятка), Олег Ягодин (Екатеринбург), Вохобжон Азимов (Озёрск), блестящие петербургские артисты Ксения Каталымова, Аркадий Коваль, Сергей Барковский, Евгений Баранов, Сергей Дьячков, Нелли Попова, Дмитрий Воробьёв, Сергей Бызгу. Среди лауреатов особого приза Даниил Гранин, Алексей Бартошевич, Татьяна Москвина, Вадим Фиссон, Марина Райкина, Павел Рыжков, Василий Сигарев.
Лауреаты премии «Фигаро-2016»
В номинации «Лучшие из лучших» – актрисы Мария юлия и Аронова Рутберг.
В номинации «Наилучший» – актёр Сергей Маковецкий.
В номинации «За служение русскому репертуарному театру» –актриса Людмила Духовная.
В номинации «Легенда русского театра» – актриса Юлия Борисова.
Легенда русского театра Юлия Борисова
В номинации «За служение театральному Отечеству» – актёры Татьяна Пилецкая, Эрнст Романов, Чулпан Хаматова и Юлия Пересильд, и композитор Максим Дунаевский.
В номинации «Рыцарь мастерства» – актёр Василий Ливанов.
В номинации «За то, что инновации в театре становятся мастерством» – начальник Центра проекционных разработок «Викинг» Людмила Точанская.
Особый приз премии «Фигаро» – мэтр джазового исполнительства Давид Голощёкин и создатель мюзиклов «Одесса и» Бес «Снов. The Musical» Лазарь Эмануилов.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Медведь и Маша — До новых встреч! (Серия 52)