Новое правительство армении: оседлать «большую волну» или свалиться в пучину? — «экономика»
Как отставка премьера Армении Овика Абрамяна, информационная утечка о которой показалась в местных СМИ за несколько дней до официального сообщения, так и кандидатура его преемника — Карена Карапетяна для армянского общества не стали сюрпризом. Утром, 8 сентября, в финише очередного совещания кабмина Абрамян заявил о том, что уходит, а уже вечером того же дня президент Армении Серж Саргсян представил правящей Республиканской партии (РПА) единственного кандидата на данный пост — первого вице-президента ОАО «Газпромбанк» Карапетяна.
Сходу по вступлении в должность, Карен Карапетян заявил о намерении представить в ближайшее время программу развития армянской экономики. По его словам, она будет складываться из двух главных этапов: первый — кратковременный, включающий максимальные стремительные реформы, талантливые вселить определенное доверие в общество, и второй этап — долговременный, содержащий стратегическое видение развития Армении.
Власть тем самым констатирует, что не пользуется публичным доверием, что само по себе очень нехарактерно для нее.
Воображая однопартийцам будущего премьера, президент Саргсян подчернул, что Карапетян претендует стать «знаком изменений» в Армении, и может оказаться «на гребне громадной волны», которая поведет общество к новым экономическим и политическим свободам.
Но, оптимизм главы страны сейчас в Армении и за ее пределами мало кто разделяет. Революционных ожиданий в обществе нет по той несложной причине, что через семь месяцев в республике запланированы очередные выборы в парламент.
Они обещают быть важными, потому, что новая власть в стране будет руководствоваться новой же Конституцией, определяющей парламент как верховную власть, а должность премьера — главной в управлении всеми сферами экономической жизнедеятельности. Свидетельствует ли заявление президента Сержа Саргсяна, дающее необычный карт-бланш Карапетяну, что в случае победы РПА на выборах он останется на посту премьера?
Это самый актуальный в текущих условиях вопрос.
Опытная деятельность нового премьера заслуживает доверия. Кроме того оппоненты власти именуют Карапетяна «опытным» управленцем «и технократом», что прекрасно знаком с экономикой, в особенности с энергетической отраслью. «У него может что-то и оказаться» — высказывают надежду комментаторы.
Для правящей РПА сама надежда на «что-то» позитивное имеет огромное значение. В стране большой уровень бедности, негативная динамика миграции и укоренившаяся социально-экономическая безразличие. Идти на выборы с таким багажом равносильно суициду.
Но президент Саргсян, воображая нового премьера — «знака изменений» оговаривается. «Новое правительство Армении не должно избегать ответственности либо искать виноватых вне собственных последовательностей, а быть открытым для сотрудничества и критики и уверенным в собственных целях», — подчеркивает он.
Получается, что Карен Карапетян, согласившись забрать бразды правления правительством в предвыборный период, взваливает на себя огромную ответственность. Выправить обстановку кардинально, как уже отмечалось, до выборов он не в состоянии.
А в случае негативного финала голосования, «виноватых на стороне» искать никто не разрешит — нужно будет нести ответственность самому. Не смотря на то, что, разумеется, армянское общество будет оценивать на выборах (если они пройдут в срок) не итоги семимесячного премьерства Карапетяна, а, в первую очередь, долгое правление всей Республиканской партии, лично президента Сержа Саргсяна и его отошедшего в тень ближайшего соратника по партии Овика Абрамяна.
Кстати сообщить, Абрамян снискал в народе славу всеядного олигарха-латифундиста, очень далекого от реформаторства и заботы о народе. Так, об ответственности нового правительства Армении во главе с Карапетяном в самый раз сказать не сейчас.
И кроме того не по окончании парламентские выборов , а через два-три года работы. Сейчас за социальный кризис и состояние экономики ответственность должны нести правящая партия, бывший премьер-министр и действующий президент.
А до тех пор пока запущен процесс формирования новой власти. Пресса гадает, кто из министров кабинета Абрамяна сохранит собственный портфель, а кто уйдет. Специалисты рассчитывают на глубокую ротацию кадров.
Это, пожалуй, станет лучшим доказательством того, что Карапетяну вправду дан карт-бланш на глубокие реформы, а не предвыборный «косметический ремонт» фасада a priori недееспособной совокупности власти Армении. В завимости от этого новому премьеру Карапетяну удастся или «оседлать» громадную волну, или упасть с нее в пучину политического краха и народного разочарования.
И, непременно, в разрешении данной тяжелой задачи новый армянский премьер может рассчитывать на классическую помощь России — партнера Армении по Евразийскому экономическому альянсу (ЕАЭС).
Виктор Якубян — специалист по проблемам Закавказья, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»
Жизнь по окончании революции. Как новое правительство Армении планирует изменить страну
Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…
-
Правительству абхазии надо заняться экономикой, а не политикой — мнения — «экономика»
-
100 Дней правительства: возможен ли выход армянской экономики из тупика? — «экономика»
-
Минтранс армении: возможная альтернатива ларсу — паром из порта поти — «экономика»
-
Карен карапетян: эффективный менеджер во главе армянского правительства? — «экономика»