Обречённый сталинград

Обречённый сталинград

В прокат вышел фильм «Сталинград» Фёдора Сергеевича Бондарчука и уже собрал изрядное количество зрителей. Об этом победными голосами говорят какие-то загадочные духи в эфире. По-моему, с таким пафосом не объявляли о отечественных настоящих победах в Отечественной войне

Неудивительно, что фильм, чьи трейлеры крутились по всем каналам, включая кроме того «Культуру», и поглотивший десятки миллионов финансовых знаков возможного соперника, привёл к интересу публики. Но дело не только в рекламе – народ отечественный недоверчивый не на неё повёлся.

Речь заходит о базисных национальных сокровищах (такова победа в Отечественной войне) – и картина «Сталинград» была обречена на массовый просмотр. Фёдор Сергеевич Бондарчук тут, в общем, ни при чём – любой режиссёр, взявшийся за «Сталинград», попал бы в болевую точку.

Понаблюдайте: на всех кинопорталах в Сети более всего просмотров – у военных фильмов. Униженная и деградирующая нация солдат-победителей стосковалась по победе.

Хоть бы в кино взглянуть, какие конкретно мы, русские, были когда-то молодцы!

Исходя из этого во всех отношениях плохая картина Бондарчука нагружается могуществом национальных упований и переживаний. Мужчины видят себе аналогичных, дисциплинированных, превосходно воюющих, отчаянно победоносных.

Дамы видят, как германский капитан силой берёт златокудрую русскую красавицу, а отечественные солдаты, наоборот, трепетно берегут в осаждённом доме юную девушку. Плюс новейшие технологии и, как неизменно у Бондарчука, отличная артиллерия (я не про бюджет, а про виртуозно снятые залпы орудий, бомбометание, пулемётный пламя, взрывы, пожары и прочую пиротехнику).

Допустим, люди моего склада отчаянно скучают и желают внятно поведанной истории, – но для тех, кто вежлив компьютерными играми и пластмассовым кино маркетологов, возможно, информации достаточно. Сценарии у нас сейчас пишутся бригадами, не то что прежде, в то время, когда какой-нибудь бравый сценарист Ежов, приняв литр на грудь в Доме творчества кинематографистов, писал про всё на свете: и про бой, и про девушку, что ожидала утром. Сейчас про бой пишет один, про девушку утром второй, на германской теме кто-то намерено отслеживает, чтобы не очень-то обижать Ангелу Меркель; особый человек мониторит слезы и процент юмора; и совсем особый – чтобы происходящее всё ж таки было 12+. (Не смотря на то, что какие конкретно в том месте 12+ с таким числом трупов и с зазнобой германского капитана в аппетитных чулочках!)

Исходя из этого сценария в древнем смысле слова нет. Начинается картина с землетрясения в Японии, куда направлена часть МЧС.

Некто (лица не заметить и не запомнить) начинает говорить девушке под завалом, что у него было пять отцов. И потом мы услышим голос Фёдора Сергеевича Бондарчука, что от имени этого пожилого спасателя повествует о Сталинграде.

Он просматривает огромные куски текста, говорящие о довоенной жизни персонажей. Проникновенно информирует: «моя мама тогда», приводя к желанию напомнить, что его мама – превосходная актриса Ирина Скобцева.

И по большому счету пробует силой негромкого голоса связать хаотичное повествование в что-то цельное. Вместо того дабы показывать, играться, – говорят и обозначают.

Наряду с этим практически что все 2 часа 15 мин. происходящее сопровождает некое симфоническое колебание воздуха произведения композитора А. Бадаламенти. Это ясно: юный Бондарчук, само собой разумеется, наблюдал «Твин Пикс», для которого Бадаламенти написал минутную заставку, и её полюбил целый киноманский мир.

Прошли годы, и уже неюный Бондарчук взял возможность пригласить любого композитора – отчего же не Бадаламенти? (Позвал же Хотиненко на «72 метра» Э. Морриконе!). Сейчас Бадаламенти сочинил пара километров «музыки», которую возможно уподобить попытке импотента достигнуть пика счастья. (Ставлю на собственной статье 16+.)

Работа с актёрами ни при каких обстоятельствах не была сильной стороной Ф. Бондарчука, сценарного материала для образов мало, исходя из этого запоминается разве озорной и не добрый Чванов – артист Д. Лысенков. По большому счету в картине очень не сильный и скуден отпечаток личности автора, нет собственного почерка.

Вот, скажем, Никита Михалков в собственных «Утомлённых солнцем – 2» послал на войну сам себя, всех детей, всех любимых актёров а также самого Господа Всевышнего (в собственном понимании). На любом фрагменте его фильма виден отпечаток индивидуальности создателя, со всеми причудами, пристрастиями и странностями.

Обожай не обожай, это авторское кино. А в картине Бондарчука ощутить и осознать автора нереально, до того это необычный человек.

Таковой, понимаете, «человек-заказ». Наряду с этим «заказ» вовсе не идеологический – в «Сталинграде» нет никакой идеологии, и сражаются в том месте не две державы, а мужчины с мужчинами.

Скорее заказ эстетический – отформатировать кино в соответствии с визуальностью компьютерных игр. Кого-то коробит, что для просмотра фильма об Отечественной войне в особом формате нужно надевать очки.

Для парней никакой неприятности нет, эти форматы и эти очки для них родные.

Хорошо. Но лишь при чём бы тут был «Оскар», на соискание которого, в обход всех регламентов, была послана картина Бондарчука? Всё ж таки на «Оскар» направляться выдвигать фильм незаурядных художественных – художественных, не технологических! – преимуществ.

В 2013 году таковой картиной стала «Легенда №17» с крепким сценарием, хорошей режиссурой и отличной актёрской работой Олега Меньшикова. Что же случилось?

Выдвигаю догадку: случилась драма. В душе Никиты Сергеевича Михалкова. «Легенда №17» – детище его студии, он ласково обожает эту картину и замечательно знает место нового «Сталинграда» в истории кино. Но у «Легенды №17» были бы шансы взять «Оскар» (маленькие, но были).

И что – значит, мальчик Коля Лебедев поднимется рядом с Н.С. Михалковым? Мол, подвинься, папаша, у тебя «Оскар» – да и у меня «Оскар»?

О кошмар!

У всех великих людей собственные слабости. Причём с годами слабости норовят возрасти. Михалков не руководит «оскаровским комитетом», но влияние его разумеется.

Предполагаю, что, не без грусти отодвинув «Легенду №17», Михалков патронировал «Сталинград». Быть может, Никита Сергеевич сам не осознаёт, что у него в подсознании, но со стороны чувство достаточно чёткое: всё складывается так, дабы «Оскар» в Российской Федерации был у одного человека.Ещё быть может, чтобы второй «Оскар» был у одного (того же самого) человека.

Но чтобы «Оскар» был у другого! Это же невыносимо, неужто не ясно.

В текущем году всё удалось. «Сталинград» не имеет никаких шансов на золочёную статуэтку, но в следующем году может снова показаться соперник и снова нужно будет возмущать общественность загадочными «ответами» «оскаровского комитета». Причём все эти балеты пляшутся с этими важными лицами, что хочется по-несложному сообщить (как это обожает сам Михалков) – парни, вы что?

Вы кино хорошего не наблюдали, не отличаете компьютерную стрелялку от художественного фильма? Актёрскую работу от применения фактуры?

Музыку от назойливого фона? Вы по большому счету кинематографисты либо конъюнктурщики типа «нас толкнули – мы упали, нас подняли – мы пошли»?

Задаю вопросы для собственного наслаждения, знаю, что ответа никакого не будет. Неинтересный «Сталинград» возьмёт все «Золотые орлы» и прочую мишуру.

А после этого, нагруженный призами, медлительно погрузится в пески забвения, где его поджидают «9 Обитаемый» остров «и рота», и откуда его не извлечёт уже никто и ничто.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Обреченные на войну. Армейский фильм.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: