Оккультное мышление
Из-за чего люди честно верят в сверхъестественные явления, не подтверженные наукой? Из-за чего ищут истину в малопонятных, туманных, противоречивых оккультных книжках?
Из-за чего стремятся растолковывать события собственной судьбе не объективными факторами, а нематериальными влияниями типа кармы, порчи, родового проклятья, венца безбрачия, происков злых духов и пр.? Из-за чего подпадают под влияние разных гуру, шарлатанов, продавцов воздуха, и, в конечном счете, становятся участниками тоталитарных сект?
Обстоятельств, само собой разумеется, большое количество. Тут Вам и эскапизм – желание уйти от серой повседневности, и желание получить оккультное могущество, и эвристики вместе с когнитивными искажениями (cognitive biases), и желание отыскать лекарство от летальной заболевания либо выход из безнадёжной обстановки.
В данной же статье мы разглядим оккультное мышление, которое, с одной стороны, может являться обстоятельством увлечения оккультизмом, и, иначе, формируется в ходе изучение оккультизма, в то время, когда человек как бы заражается вирусом, искажающим его мышление.
Кстати, под оккультизмом мы понимаем не только учения Элифаса Леви, либо Папюса, либо Станисласа де Гуайта, либо Блаватской, либо Гурджиева, либо Макгрегора Мазерса, либо Алистера Кроули – тысячи их. К оккультизму с полным правом возможно отнести и экстрасенсорику вместе с энерго информатикой и-биоэнергетикой, и без того именуемое народное целительство по типу лженаучных рецептов Геннадия Малахова, и чистку кармы по типу опусов Лазарева, и воскрешение погибших по типу шарлатанства Грабового.
А нижеперечисленные особенности оккультного мышления свойственны и лжепсихологиям (типа соционики и НЛП), и психотерапевтическим учениям (типа юнгианства, расстановок по Берту Хеллингеру и трансперсональной психологии) – в этом случае речь заходит о, как я его именую, психотерапевтическом оккультизме.
Итак, каковы же главные характеристики оккультного мышления?
Отрицание случайностей. Не забывайте мультфильм «Кунг-фу панда»?
В том месте говорящая черепаха и по совместительству великий преподаватель кунг-фу по имени Угвей часто повторял, что случайности не случайны. Мне данный мультфильм нравится, не смотря на то, что он и эксплуатирует веру в то, что любой увольневатый толстячок сможет стать великим мастером кунг-фу, но это мультфильм, я подчеркиваю: мультфильм.
В реальности случайности случайны, т.е. за интригующими стечениями событий не стоят ни загадочные высшие силы, ни некие оккультные закономерности.
Оккультный анализ для того чтобы рода случайностей, к примеру, случайных совпадений, чрезмерное внимание к ним, зачарованность ими скорее приведут к погружению в иллюзии и самообману, чем к обнаружению истины, поскольку кроме того самые интригующие совпадения смогут быть совершено случайными. Вот вам пара примеров.
Отделить же случайное от не случайного оказывают помощь познания в теории возможностей. К сожалению, ни рядовой обыватель, ни адепты оккультизма, ни оккультные преподаватели такими познаниями не владеют. Желающим хотя бы мало улучшить собственную осведомленность в данной области современного научного знания смело могу дать совет прочесть следующие статьи:
— Из-за чего думается, что лженаука трудится (http://vk.cc/2X4fC1)
— Закон малых чисел (http://vk.cc/56XNBD)
— Эвристика репрезентативности (http://vk.cc/56XNE5)
Кстати, удачно мимикрировавший под психотерапевта оккультист Карл Густав Юнг кроме того провозгласил новый формат причинности – синхронность, в рамках которого именно и утверждается, что случайные совпадения не случайны и должны анализироваться в духе психоаналитических интерпретаций, предсказаний и гаданий будущего либо мистических толкований.
Поиск закономерностей в том месте, где их нет. Потому, что оккультисты не знают отличие между случайным и закономерным, то они видят закономерности в том месте, где никаких закономерностей нет.
Они видят кармические, волшебные, герметические закономерности, которым подчинена жизнь людей и целый космос. Кстати, в случае если для того чтобы рода закономерности ищет человек с диагнозом «шизофрения», то для того чтобы рода обнаружение и поиск скрытых закономерностей будут именоваться психиатрическим термином «апофения».
Со своей стороны симптом называющиеся «апофения» разрешает диагностировать шизофрению.
Увидим следующее: обнаруживать закономерности в том месте, где их нет, оккультистам разрешает и так называемая «вера в закон малых чисел». В этом случае из единичного случая выводится закономерность.
К примеру, положил человек в карман оккультный талисман, дабы удачно молить о увеличении заработной платы, пришел к главе, попросил, глава дал согласие. Все! Оккультное мышление подсказывает однозначный вывод: как раз талисман вызвал повышение .
ложные корреляции и Мистические соответствия. Дабы уменьшить своим адептам обнаружение закономерностей в том месте, где их в действительности нет, оккультисты создали целую совокупность соответствий, в первую очередь, нумерологических и астрологических.
С этими таблицами соответствий чему угодно возможно придать оккультное значение, в чем угодно заметить скрытый суть.
Для того чтобы рода соответствия порождены, с одной стороны, случайными совпадениями, иначе, примитивным ассоциативным мышлением, порождающим цепочки типа: «черный цвет – ночь – зима – север – мороз» (для углубления в эту тему см. тут — http://vk.cc/56XNKr).
Запечатлены ложные корреляции и мистические соответствия во всеразличных оккультных трудах.
Само собой разумеется, научных оснований для того, чтобы вычислять, что, к примеру, смуглость кожи связана с влиянием сатурна, а светло синий цвет – с магнетическим флюидом, не существует и существовать не имеет возможности.
Герменевтический темперамент мышления. Герменевника – это некое мастерство толкования.
Толкование – это по большому счету вещь если не совсем ненаучная, то по крайней мере свойственная наукам чисто гуманитарным типа философии. Наименование «герменевтика», по-видимому, происходит от имени древнегреческого всевышнего Гермеса, что был покровителем ловких торговцев, мореплавателей, и по совместительству препровожал души погибших в загробный мир.
Кстати, в оккультизме Гермес играется известный роль в виде Гермеса Трисмегиста – автора набившей оскомину «Изумрудной скрижали», а труды, якобы написанные Гермесом Трисмегистом, составляют в виде так именуемого «герметического корпуса» неотъемлемую часть мутных писаний, лежащих в базе оккультизма.
Герменевтический темперамент мышления подразумевает, что все трактуется оккультистами как аллегории и символы, во всем ищется и удачно находится скрытый суть. Все интерпретируется как имеющее непонятное профанам содержание.
Оккультист все события собственной жизни, все оккультные тексты не принимает практически, а толкует, истолковывает, пытается выцедить некую данные, приобретать которую якобы и разрешают занятия оккультизмом.
Эту линии оккультного мышления достаточно совершенно верно выразил А.С. Пушкин:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Оккультисты всегда гадают и ищут подсказки высших сил и символы их благоволения либо бешенства. Кстати, приблизительно кроме этого поступают и психоаналитики всех мастей, каковые везде стремятся видеть сигналы из подсознания.
Синкретизм. Говоря предельно легко, синкретизм — это смешивание совсем разнородных конецепций.
Оккультисты, вправду, смешивают несовместимое, к примеру, каббалу и индуизм либо понятия квантовой физики с оккультными понятиями. Кстати, ньюэйджевская фишка, идея-манок называющиеся «все дороги ведут к истине» — это также проявление синкретизма. Хороший пример оккультного необоснованного смешивания, синкретизма – оккультное Таро, которое, с одной стороны, трактуется как послание египетских посвященных, а, иначе, как кабалистический код (отметим, что каббала — явление чисто иудейское), при том, что иудеи в соответствии с Библией посрамили египетских волшебников еще во времена Моисея (познакомиться с другими перлами оккультной тарологии Вы имеете возможность тут — http://vk.cc/56XOag ).
Нечувствительность к несоответствиям. Да, из примера с оккультным таро светло видно, что оккультисты не видят противоречий в рассуждениях и собственных писаниях.
Кстати, понятие «нечувствительность к несоответствиям» ввел французский анрополог Леви-Брюль как одну из черт первобытного (дологического, пралогического) мышления, свойственного народам, пребывающим на стадии классического общества (это я дипломатически вуалирую словосочетание «примитивным народам»). Оккультные труды, вправду, полны явных и скрытых противоречий, каковые совсем не смущают оккультистов.
Нужно подметить, что один из способов не обращать внимания на несоответствия – это убедить себя в том, что в оккультном тексте зашифрован некоторый тайный суть, дешёвый только посвященным, а без посвящения текст будет непонятной мешаниной необычных нелогичных умозаключений и слов.
иррациональность и Интуитивность. Да не смутит данный пункт адептов лженауки соционики, в которой иррациональность и интуитивность – это различные понятия!
Оккультисты, в то время, когда стремятся улавливать некие сигналы либо доверять собственной интуиции, т.е. субъективным, непроверенным объективно мыслям, эмоциям, ощущениям, не знают, что вместо обнаружения смысла человек довольно часто привносит суть которого не было, а вместо фактов обнаруживает артефакты. Исходя из этого мало почувствовать некое интуитивное предчувствие, необходимо еще проверить его объективно.
А без этого человек скорее заблудится в собственных фантазиях, чем найдёт что-то реально существующее.
Само собой разумеется, значительно занимательнее мечтать и улавливать некие мистичские влияния, сигналы, посылы, чем заниматься объективной проверкой. Последним занимаются не оккультисты, а парапсихологи, и, нужно сообщить, пока ни одного объективного подтверждения того, что интуитивные предчувствия адептов и посвященных хоть как-то связаны с действительностью, парапсихологам предъявить научному сообществу не удалось.
Избирательность. По большому счету оккультисты все принимают и осмысляют весьма и весьма избирательно, не видят противоречий, очевидных несоответствий, избирательно извлекают из синкретируемых концепций одни компоненты и пренебрегают вторыми.
В частности, успешные оккультные испытания типа передачи мыслей оккультисты трактуют как точные, а не обусловленные случайным совпадением, в то время как неудачные оккультные испытания растолковывают дефицитом оккультного могущества, не высоким уровнем посвящения, бурями в астрале, кармическими влияниями и пр. Само собой разумеется, ни будь избирательности, было бы значительно тяжелее подтасовывать факты и заниматься льстивым, нашептывающим об оккультном могуществе, самообманом.
Эгоцентризм. Мозг, так сообщить, пораженный оккультным мышлением, не делает многих поправок и не учитывает многих факторов.
В частности, не делает поправки на то, что некие «прекрасные совпадения» в действительности не такие прекрасные, потому, что имели место в жизни множества людей, а не только в жизни самого оккультиста. Не учитывает, что что-то, воспринятое оккультистом как тайное, зашифрованное послание, предназначенное как раз для него, заметили и увидели множество людей.
Человеку, пораженному оккультным мышлением не просто думается, что природа, мир, космос говорят, но что они говорят как раз с ним. Наряду с этим оккультно мыслящий уподобляется ребенку, что, видя, что солнце не удаляется, в случае если побежать, считает, что солнышко бежит за ним, играясь в догонялки.
Кстати, потому, что эгоцентризм – это черта, в первую очередь, детского мышления, возможно высказать предположение, что оккультисты инфантильны, являются кидалтами, никак не смогут избавиться от детской потребности верить в сказку и говорить со сказочными персонажами, ожидают абсолютной любви от всемогущих своих родителей.
Чрезмерное доверие своим интуитивным, ни на чем не основанным выводам – это также один из качеств эгоцентризма оккультного мышления, как и мечта об оккультном могуществе, как и восприятие себя в качестве избранного и посвященного в тайны авгура, прячущего язык за щеку, дабы не проболтаться.
В целом слепая вера собственным выводам, ассоциациям, интуиции идеально характеризуют оккультное мышление. Для его носителей (либо для его жертв?), вправду, характерно отсутствие жажды проверить личные выводы, отыскать объективные доказательства.
Оккультисты, в действительности, слепо доверяют собственной интуиции, предпочитаемым оккультным учителям и оккультным трудам. И в случае если люди науки обожают истину и склонны искать факты, каковые смогут подтвердить либо опровергнуть появившуюся идею, то оккультисты пленяются заманчивой идеей и не желают ее контролировать.
А также исходя из этого оккультисты противоречат друг другу: самому себе оккультный создатель постоянно доверяет больше и может с легкостью что-то забрать у другого автора, а что-то выкинуть (таковой вот оккультный субъективный релятивизм). И исходя из этого, на мой взор, существует так много оккультных учений, совсем противоречащих друг другу (возможно высказать предположение, что сходные факторы определяют и множественность школ соционики либо психотерапии).
Ясно, что в случае если оккультное мышление создателя того либо иного оккультного учения характеризуется слепым доверием самому себе, то оккультное мышление адептов оккультных учений характеризуется слепой верой в слова гуру. На данной базе может кроме того появляться психотерапевтическая зависимость от какого-нибудь магистра тёмной волшебстве либо трижды романтического мастера.
Напоследок подчеркну, что оккультное мышление, с одной стороны, разрешает обманывать, подтасовывать факты, интеллектуально мошенничать и манипулировать сознанием, иначе, оно разрешает заблуждаться, видеть закономерность в том месте, где ее нет, одевает на адепта розовые очки, при взоре на мир через каковые мир наполняется волшебством, загадочными совпадениями и скрытыми смыслами.
Создатель: Александр Невеев
Источник: neveev.livejournal.com
1. Мышление успешных людей. Брайан Трейси.