Окно в европу 2015: старикам по серьгам

Окно в европу 2015: старикам по серьгам

Здравствуй, здравствуй, кинозрители и дорогие читатели. Закончился фестиваль отечественного кино «Окно в Европу», об игровом конкурсе которого я писал в прошлом номере.

Примечательно, что тот редкий случай, в то время, когда я сошёлся в оценках с мнением главного жюри под руководством режиссёра Светланы Проскуриной. Но конкурс игровых фильмов в Выборге традиционно оценивает и зрительское жюри, имеется президентский приз, приз Ростоцких, приз Саввы Кулиша, приз кинокритиков

Ни один из них не достался фильму Владимира Бортко «Душа шпиона», не смотря на то, что зрители наблюдали его, затаив дыхание. Но, в фильме планомерно разрушается сам жанр шпионского фильма.

Шпион-храбрец тогда, в то время, когда помогает какому-то идеалу, к примеру, как Джеймс Бонд, что постоянно помнит, что он на работе Её Величества. Киногерой Бортко шпионит приложив все возможные усилия и также желал бы верить, что помогает Отечеству.

Но в начале фильма его сотрудник Алексей Панин, выпивая что-то из фляжечки (ясно, что не сок), не напрасно даёт предупреждение его по-английски, сидя в креслах спиной к пояснице в зале иноземного аэропорта: «Ты трудишься на тех, кто тебя сдаст». Из фильма направляться, что доверять никому запрещено и хороший юноша, храбрец, остаётся один на один с безжалостной действительностью, кишащей открытыми неприятелями, двойными (тройными) агентами и просто подлыми предателями.

Особенно жалко, в то время, когда это твоё яркое руководство. Нет!

Поколения, вежливые на Штирлице, это не примут ни при каких обстоятельствах. Жанровое кино апеллирует к базисным сокровищам, а фильм «Душа шпиона» подрывает их базы.

В случае если же хотелось делать проблемное кино с характерами, каковые не равны своим функциям, а совершают поступки в тех либо иных событиях в следствии долга и борьбы чувства, то нужно было в противном случае создавать психотерапевтический портрет храбреца-разведчика. Вот живёт он в Лондоне с девушкой из хорошего общества и объявляет о помолвке.

В Москве же у него осталась супруга, с которой, как позже выяснится, видится на тайной квартире его шеф (Фёдор Сергеевич Бондарчук). Бешенство храбреца, в то время, когда он об этом выясняет, понятен.

Но никакой рефлексии, что он сам изменяет ей с бессловесной англичанкой, у него нет. Сфера эмоций по большому счету крайне скудна в фильме.

Для режиссёра основное – экшен. Воздействие каждые 120 секунд переносится из города в город, из страны в страну.

Но так как на таковой скорости возможно что-то из благих намерений и расплескать.

А вот другие мэтры были в полной мере обласканы фестивалем. Так, приз президента фестиваля Армена Медведева достался Александру Прошкину «в знак признательности мастеру».

Прошкин с высоты собственного мастерства не уклонился от участия в конкурсе, представив в нём фильм «Охрана», говорящий о необыкновенной девушке из мелкого русского города, которую сыграла Мария Коровина. У неё хорошие ясные реакции, чистое лицо, копна рыжих-рыжих волос.

На её фальшивой беременности строится интрига фильма, в котором основное – вещество русской провинциальной судьбе, где имеется место и печальному, и забавному. Но режиссёр, взявшись за современную реальность, как будто бы опасается «пережать», сгустить краски, добавить жару, страстей.

Исходя из этого всё получается самую малость «легко». Но Мария Коровина вправду хороша.

И верно, что ей вручили и почётный приз имени Саввы Кулиша (одного из основателей фестиваля).

Среди фильмов фаворита не нашлось, и основной приз жюри решило вручить Ирине Купченко за блистательную работу в фильме Алексея Петрухина «Училка» с формулировкой «За безукоризненное мастерство, честность и достоинство». Я писал в прошлом номере, что Купченко и возьмёт приз за женскую роль – к бабке не ходи.

Но жюри решило наградить её работу главным призом фестиваля, что в большинстве случаев достаётся лучшему фильму. Само собой разумеется, «Училку» вытягивает на себе как раз Купченко.

В самом фильме большое количество нестыковок, пара напрасных финалов, да и держать класс в заложниках с пистолетом в руках – это не совсем прекрасно, мягко говоря. И поощрять такую модель поведения призом с формулировкой «Лучший фильм» было бы некорректно.

А вот Купченко вправду создала отличный образ собственной героини, убедительный во всех переливах собственных состояний, от бешенства до страдания, от силы до слабости, от душевной порывистости и сентиментальности до холодной расчётливости, от страстной вседозволенности до порядка и насаждения правил. И создаётся образ человека ранимого, но для высокой (с полного одобрения зрителей) цели готового на самопожертвование.

Зрители были не так утончённы в формулировках, как высокое жюри, и просто выбрали «Училку» первым номером в голосовании «Выборгский счёт», и фильм взял зрительскую «Золотую ладью».

Кстати, журналистские беседы, что жюри нарушило регламент, дав основной приз не фильму, а актрисе, прошу отставить. Совершенно верно так же поступило жюри в 2011 году под руководством оператора Михаила Аграновича, присудив основной приз не фильму Славы Росса «Сибирь MonAmour», а актёру Петру Зайченко, сыгравшему в нём ключевую роль, «За выдающееся актёрское мастерство».

Из фильмов, о которых я говорил в прошлом номере, два взяли особые призы. За лучший сценарий спецприз справедливо взял Юсуп Разыков, что вдохновил режиссёра Дарью Полторацкую на фильм «Побег из Москвабада».

Истории двух аутсайдеров – инспектора мигранта и таджикского Хасана ФСН Маши Ласточкиной, каковые в начале фильма находятся на различных полюсах столичной судьбе, в следствии энергично развивающегося действия переплетаются и создают новое уровень качества, талантливое преодолеть раковую опухоль этнического криминала и коррумпированных государственныхы служащих.

Решившие не присуждать сейчас основной приз кинокритики наградили «Побег из Москвабада» своим Дипломом.

Пара второстепенных призов собрал и забавный (но не более того) фильм «Норвег» режиссёра Алёны Званцовой. Причём высокое жюри решило, по всей видимости, сделать назидательный жест и присудило спецприз превосходной, но снявшейся в роли кроме того не второго замысла, а в двух микроэпизодах актрисе Розе Хайруллиной, играющейся маму бывшей жены храбреца (Ксения Раппопорт).

Ясно, что это не лучшая роль Ксении, но формулировка «За виртуозное владение профессией», само собой разумеется, ставит все точки над «i».

Не остались без приза и старшие Тодоровские – Мира Тодоровская по сценарию покойного мужа Петра Тодоровского сняла и продемонстрировала на фестивале – на Открытии и в Конкурсе – материал фильма «В далёком сорок пятом Встречи на Эльбе». Уклоняясь от художественных оценок, формулировка Андрея имени Ростоцких и приза Станислава звучала «За верность».

Так что никто из стариков обойдён не бы.

До свидания, пока, пока.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

НИКОЛАЙ СТАРИКОВ. КАК ПРЕДАВАЛИ РОССИЮ (главы 05 — 07)


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: