Олег меньшиков показал ужасное будущее человечества
В Столичном театре имени Ермоловой идут премьерные пьесы по пьесе Констанции Денниг – «Счастливчики». Твёрдое и мрачное произведение об участи стариков во второй половине 70-ых годов двадцатьпервого века поставил худрук театра Олег Меньшиков (режиссёр – Г. Дубовская), в основных ролях – превосходные мастера сцены старшего возраста. Спектакль погружает зрителя в состояние глубокой задумчивости
На фоне тёмных раздвижных панелей сидят пятеро стариков в эффектных тёмных одеждах – Ева (Ольга Селезнёва), Михаэла (Татьяна Говорова), Гертруда (Наталья Архангельская), Эдуард (Владимир Андреев) и Антон (Борис Быстров). Им исполнилось 80 лет, а это значит, что ежегодно они будут сдавать некоторый тест, по итогам которого им продлят жизнь ещё на год – либо пошлют на эвтаназию.
Планета борется с перенаселением, и казнь стариков подаётся как благодеяние. «Благодарю всем, кто высвободил нам место!» – так принято восклицать на телешоу, где избранные старики, ещё не зная, собрали ли они «проходной балл», потешают аудиторию под управлением элегантно-психованного ведущего по имени Мареш (Никита Татаренков).
В первом действии старики обсуждают собственную жизнь, во втором играется телешоу. Обстановка думается достаточно правдоподобной, демоны к 2076 году в полной мере смогут овладеть планетой и внушить людям, что зло – это добро, тем более под прикрытием рационального подхода к смерти и жизни. (Пьеса написана недавно, но очевидно до нашествия беженцев на Европу, потому, что все храбрецы – белые люди.) Персонажи пьесы (не считая одного) желают пожить, без всякого смысла, но они отчуждены от процесса управления собственной судьбой.
Все рычаги управления – у кого-то где-то, кроме того о проблемах с личной гигиеной направляться извещать особой кнопкой. Глядя на несчастных стариков, остро осознаёшь: ты сам, находящийся в хаоса, радостнее, чем люди будущего, где всё уже упорядочено в злобный и бездушный космос.
Каково это – сдавать тест, зная, что от этого зависит, жить тебе либо нет? И как вынести это с преимуществом, без паники?
Меньшиков как режиссёр-постановщик не через чур умел (он поставил «Горе от ума», «Кухню», «Игроков» и на данный момент «1900»), и, дабы «набить руку», ему бы прекрасно было поработать больше и в самых различных жанрах. Но у него имеется редкие для этого занятия «птицы» – чувство и вкус меры.
Скажем, в спектакле задействована видеопроекция (что делается на театре уже несносным), но её чуть-чуть, по делу: на панели проецируются лица распорядителей телешоу. В то время, когда зритель начинает мало уставать от без движений сидящих храбрецов, те срочно начинают передвигаться.
Преобладает чёрный цвет – но во втором действии панели раздвигаются, и сцена переливается огнями и всякими красками. Актёры играются строго, но у каждого имеется по изрядному монологу, где возможно блеснуть мастерством Исходя из этого «Счастливчики» выглядят мрачно, но элегантно, так сообщить, в стиле Армани.
Ни излишней сентиментальности, ни «антрепризной» развязности, в то время, когда узнаваемые артисты любым методом выклянчивают реакцию зрителя. Сдержанно и безрадосно актёры разыгрывают собственный «квинтет», выдерживая чистоту рисунка.
Самый правильны Владимир Андреев (бравый пожарный Эдуард) и Татьяна Говорова (светская журналистка Михаэла), но у них и истории более вразумительные, чем у других. Сложнее случай Бориса Быстрова (Антон) – он, оказывается, и имеется тот маньяк, что создал программу «оптимизации» стариков и много лет бомбардировал правительства развитых государств своим проектом, что и был внедрён.
Он, одинокий фанатик, жить не желает и специально провалил тест. Фигура свирепого старика убедительна, но хотелось бы ещё и психотерапевтической ясности.
Так как именно он виноват в осуществившемся кошмаре В целом стиль и тему все актёры держат жёстко: преимущество человека в том, что он пытается сохранить его и в нечеловеческих условиях, в полностью бездушного демонического устройства мира.
В том фейерверке, что устраивает во втором действии ведущий телешоу (Н. Татаренков), тяжело не выявить того, кто эту роль актёру показывал, – другими словами самого Меньшикова с его блистательно выверенными интонациями.
Тут уж ничего не сделаешь – громадные артисты заразительны, как чума, вон и в МХАТе у Дорониной юные актрисы нет-нет да и заговорят со известными «придыханиями». Меньшиков очевидно «сыграл в уме» роль ведущего и, возможно, забрал пьесу Денниг как отвечающую собственному мироощущению.
Мироощущение это близко к ужасному. Под видом рационального устройства в высокотехнологичном мире действует всё тот же «ветхий хороший Рок» древних времён!
Он, действительно, переоделся самую малость. Загвоздка же вот в чём: для свободных граждан Афин понятие Рока входило в состав крови. Он шёл в театр наблюдать какого-нибудь Софокла и знал, что никто ни при каких обстоятельствах не поженится.
А отечественный зритель обожает в театре что-нибудь забавное про денежки и любвишку. Вот и сидит на «Счастливчиках» пара ошарашенный – как к этому относиться-то?
В спектакле промелькнула, на мой взор, искорка «внутритеатральной иронии» – в то время, когда со сцены, в присутствии Владимира Андреева, звучат слова: «Благодарю всем, кто высвободил нам место!» Так как Андреев по хорошей воле «высвободил место» для Меньшикова, не ждя «результатов теста». Каковой, слава всевышнему, и не проводится для бессчётных начальников театров, в далеком прошлом перешагнувших порог 80-летия.
Да и будь данный тест, они бы его нормально прошли, владея в полной мере ясной головой. Так что Москве 2016 года в отличие от Европы 2076 года нет ничего, что угрожает.
Вот в каком радостном и красивом мире мы живём, так что Олегу Меньшикову, встревожившему зрителя страшным будущим человечества, пора, пора ставить музыкальные комедии.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
ОМ Олега Меньшикова | Данила Козловский