Отец мухтара
Время от времени я наблюдаю данный фильм без отвращения, он хоть и рядовой, но сделан не так уж не хорошо. По крайней мере, хотя бы с моралью в том месте все обстоит твердо: добродетель торжествует, злодейство наказано.
Действительно, очень сильно меня злит одинаковая дверь, с таким волнообразным изгибом вверху – сериал, как видно, из дешевеньких, снимается в одном и том же павильоне, так что эта несчастная дверь фигурирует везде с изнурительным постоянством. Покрасят ее в белый – и сходит за интерьер богатеньких злодеев.
Подмажут официальным коричневеньким, и она уже в кабинете главы РУВД. Но Мухтаров пара, но все они трудятся на один могучий образ – бесстрашного, умного, проницательного пса, неутомимого борца с криминальной Россией.
Не смотря на то, что «Возвращение Мухтара» скопировано с иноземного сериала «Комиссар Рекс», у него имеется родные истоки. Это прекрасная картина 1964 г. «Ко мне, Мухтар!» режиссера С. Туманова. В ней изумительно, как неизменно, сыграл Юрий Никулин.
Негромкий проводник псов Глазычев со своей умной овчаркой врезался в народную память, оставив в ней кроме того узнаваемый афоризм – «Мухтар попытается».
У фильма имеется литературный источник – повесть И. Меттера «Мухтар». Так что, строго говоря, законным отцом великого Мухтара есть коммунистический автор Израиль Моисеевич Меттер (1909–1996).
Это целый сюжет, доложу я вам!
По случаю, живя в почтенном санатории, я забрела в библиотеку и порылась на стеллажах с советской литературой. Негромкие печальные мысли овладели мной.
На полках рядом с посредственными «генералами от литературы», вперемежку с добросовестными графоманами и халтурщиками таились высококлассные, хорошие писатели! Павел Нилин и Вера Панова, Юрий Владимир и Герман Тендряков, Сергей Антонов и Владимир Лидин, Юрий Казаков, Федор Абрамов, Сергей Залыгин, Лазарь Лагин Кто сейчас вызволит их из плена читательского равнодушия?
Они осуждены на забвение совместно со всей эрой, будучи полностью безвинными. Среди них и «папа Мухтара», Израиль Меттер.
Израиль Меттер был не только хорошим писателем очевидно «чеховской школы», но и легендарно порядочным человеком в публичной судьбе. Он трудился на ленинградском радио в дни блокады.
Он единственный хлопал в ладоши Михаилу Зощенко на том известном писательском собрании 50-х, где опальному писателю необходимо было каяться в грехах, а он сообщил храбрую и гордую обращение. Он выступал на суде над Иосифом Бродским как свидетель защиты. О нем до сих пор вспоминают в Санкт-Петербурге с уважительной любовью – вот так как возможно было обойтись без подлости, без грязи, возможно
Меттер, сын обладателя маленькой макаронной фабрики, всю писательскую судьбу совершил «на птичьих правах», писал лишь о любви и дружбе, о буднях докторов, учителей и милиционеров, и ни разу в жизни не видел собственного полного имени на обложках книг. Было неизменно «И.
Меттер», буква с точкой, по причине того, что сами осознаёте из-за чего. Такая же будущее постигла и Лазаря Лагина, автора бессмертной книги про старика Хоттабыча, и он неизменно оставался «Л.
Лагин».
Я просматривала рассказы Меттера с удовольствием, возвращаясь к прочтённому, поражаясь красоте и простоте слога и мысли. За поясницами многотомных нечитаемых эпопей жила чистая, совестливая литература о чистых совестливых людях.
Российская Федерация 40-50-х годов, покалеченная, и все-таки хранящая остатки света, поднималась передо мной. Как все-таки у нас все сплетено в отечественной истории, перепутано, перекрещено одно с другим, как не хорошо поддается несложным однозначным оценкам!
А повесть о Мухтаре написана не просто прекрасно – она написана идеально. Чистый красивый язык, рельефные образы, множество вкусных подробностей, превосходно выверенная композиция, ни грана пафосного советского «дребезжания».
И таких вещей у Меттера большое количество – почитайте хотя бы сборник «Среди людей». Такое мастерство и не снилось кроме того практически всем современных популярных писателей.
И вот что я думаю с грустью, вспоминая сериал «Возвращение Мухтара» либо, например, фильм недавнего времени «Старик Хоттабыч». Ясно, речь не идет о финансовых суммах, каковые положены тем, кто придумал Мухтара и Хоттабыча (их наследникам другими словами).
Так как прямых заимствований нет – использован лишь центральный его имя и образ. По закону никому ничего не причитается.
А по совести?
Разве тяжело было бы поблагодарить покойных авторов, не слишком-то обласканных при жизни, за хорошую работу? Легко сообщить благодарю тем, кто придумал так прекрасно, что через много-много лет понадобилось людям?
Большое количество ли затрат будет указать в титрах, что образ Мухтара создал русский коммунистический автор Израиль Меттер, которому, кстати, в 2009 г. исполнится 100 лет?
И с того света Израиль Моисеевич, создатель бессчётных киносценариев («Беда», «Доктора вызывали?» и др.) в первый раз прочтет собственный полное имя в титрах. Имя, которое его заставляли скрывать, которого он был обязан как бы стыдиться.
А стыдиться «отцу Мухтара» было решительно не за что.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Возвращение Мухтара 2 / Сезон 9. Серия 4 / Знакомство с родителями