Парящая ограда
Лишь в прекрасной оправе ограненный бриллиант получает величие алмаза. Вот и произведения ландшафтного мастерства – муниципальные парки, сады и скверы – без красивой ограды, созданной по плану архитекторов, всего лишь кусочек живой природы, с комплектом деревьев и кустарников.
По канонам ландшафтного мастерства
МИХАЙЛОВСКИЙ сад с его извилистыми аллеями, с его прудом, газонами и подстриженными кустарниками – красивое место для прогулок и отдыха. Под раскидистыми кронами вековых деревьев неизменно уютно и негромко.
Сад представляет собой неповторимое сочетание двух различных стилей ландшафтного мастерства: по периметру парка сохранена регулярная французская планировка, а в центре – пейзажный британский стиль.
Территория, на которой сейчас находится Михайловский сад, входила в состав Летнего сада, заложенного еще при Петре I. За собственную продолжительную историю эти земли были и простым парком, и охотничьим участком с питомником. Во времена императрицы Елизаветы тут показались фонтаны и лабиринты.
При Павле I сад употреблялся для конных прогулок.
В начале XIX в. началось строительство дворца для брата императоров Александра I и Николая I князя Михаила Павловича. Так появился Михайловский сад.
В 1825 г. Михайловский дворец, возведенный наибольшим зодчим русского ампира архитектором Карлом Росси, был куплен в казну для размещения в нем Музея русского мастерства (Русского музея). Прилегающие почвы перепланировали.
Сад был перевоплощён в пейзажный парк по проекту того же Росси.
Будущее монумента
ПОЯВЛЕНИЕ садовой ограды связано с роковыми для России событиями. Она была возведена единым ансамблем вместе с Храмом Воскресения Христова (Спас на Крови) на месте, где 1 марта 1881 г. смертельно ранили царя-освободителя Александра II.
Ограда, ставшая одновременно великолепной «оправой» двум монументам русского зодчества, неповторима. Чугунное кружево решетки по плану архитектора Альфреда Парланда как будто бы парило в воздухе между каменных столбов, украшенных майоликой.
В 1907 г. все работы были закончены.
Судьба ограды была печальна. Война, питерский климат, любители сувениров внесли в узор собственные «коррективы».
Реставрацию проводили неумело, для галочки. Что не получалось починить, .
К концу ХХ в. от ограды не осталось и половины. Но средств на реставрацию у города не было. К счастью, у ограды показался «опекун».
Компания JT International (JTI) взяла на себя бремя спонсорства. Почин JTI положил начало хорошей меценатской традиции восстановления и спасения монументов.
Первый этап реставрации – восстановление цоколя, 19 звеньстолбов и ев решетки – обошелся компании в 1 млн. долларов. Восстановление ворот потребовало дополнительных затрат.
Второй этап включал возвращение еще семи звеньев, монтаж изразцов и вензеля на воротах.
Лишь на воссоздание вида потерянных элементов монумента ушло более года напряженной работы. В архиве Национального Русского музея нашелся негатив с вензелями Александра III на створках ворот и двумя фонарями на пилонах.
Все подробности монумента были выкованы по древней разработке, вручную, лучшими питерскими мастерами. Стеклянные плафоны изготовили в Гусь-Хрустальном.
Орнаменты майолики воссоздавали по кусочкам изразцов, сохранившихся на ризнице.
Новое убранство ворот ограды гармонично вписалось в изысканный архитектурный ансамбль храма Спаса на Крови. Одна из прекраснейших оград Санкт-Петербурга, да, пожалуй, и всей страны, получила собственный первозданный вид.
Александр ДАНИЛКИН
Ханc Клаус, благотворительности Департамента и директор спонсорства JTI:
– ДЛЯ JT International огромная честь учавствовать в восстановлении одного из прекраснейших архитектурных памятников Петербурга. В интернациональном подразделении концерна Japan Tobacco трудятся тысячи россиян по всей России.
Мы компания, у которой тут четыре фабрики, а также «Петро» в Петербурге – самая большая табачная фабрика в Российской Федерации. И не обращая внимания на то, что мы остаемся зарубежной компанией, у нас глубокие российские корни.
Исходя из этого оказывать посильную помощь обществу, выручая культурное и историческое наследие, для JT International столь же конечно, как и сам бизнес, что не имеет возможности жить в отрыве от этого самого общества. Спонсорство социально и культурно значимых проектов – наиболее значимая составляющая корпоративной политики JTI.
Благое дело
На сегодня JT International есть наибольшим табачным производителем в Российской Федерации, и наибольшим зарубежным инвестором в отрасли. Объем прямых инвестиций в Российской Федерации превышает 900 млн. долларов.
Компания всегда увеличивает количество рабочих мест, тем самым решая социальные неприятности не избалованных вакансиями россиян.
Благотворительная деятельность JT International кроме этого достаточно широка. Среди самые крупных проектов: спонсорство Громадного и Мариинского театров, Российского Национального оркестра; выставки коллекции классического японского мастерства в ГМИИ им.
Пушкина; экспозиции «Великий Фаберже» в Национальном Эрмитаже; денежная помощь строительства Ледового дворца в Петербурге; реставрация Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве; реставрация в первозданном виде ограды Михайловского сада в Петербурге; помощь фондов социальной помощи, среди которых United Way Moscow, «Дети России». Неспециализированный вклад компании в спонсорство социальных и культурных проектов в Российской Федерации за последние годы превысил 10 млн. долл.
США.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
068 2008 Фазенда. Парящая беседка