Пермь без гельмана: ничего страшного

Известие о том, что галерист Марат Гельман отстранён от должности начальника музея современного мастерства PERMM, не произвело на меня впечатления очередных «мерзостей режима». Дело в том, что…

Дело в том, что этой зимой будущее занесла меня в Пермь. Я выступала в библиотеке имени Пушкина и заодно посетила музеи.

Краеведческий отличен, а собрание древних древесных скульптур в музей изобразительного исскуства – законная гордость города, настоящая сокровище мирового масштаба. Видела я и оплот «современного мастерства», эту самую PERMM, много говорила с людьми…

Нужно сообщить, Марат Гельман очень сплотил пермскую интеллигенцию. журналисты и Литераторы, учителя и краеведы, художники и библиотекари образовали что-то наподобие объединённого фронта, дабы отразить натиск современного мастерства на бюджет города. в первых рядах на боевом коне двигался известный пермский автор Алексей Иванов (только что фильм «Географ глобус пропил» по его сценарию взял Гран-при «Кинотавра»). Пермский фронт не без оснований думал, что в культуре города столько прорех и дыр, что тратить средства на «совриск» – безрассудное пижонство.

А мысль Гельмана, что Пермь обязана и может стать мировым центром «современного мастерства», – лапша домашнего изготовление, которая, действительно, удерживается некое время на ушах провин­циальных губернаторов.

К зиме 2012 года атака «сов­риска» была отражена всецело. Так что нынешнее отстранение Гельмана – всего лишь окончательный штрих, завершающая подробность.

От всей грандиозной на собственный лад туфты остался лишь один данный самый музей PERMM, расположенный в строении бывшего речного вокзала.

Необычное зрелище! Когда-то добротное строение времён Советской империи, оно со стороны Камы обшарпано, загажено и практически руинировано. А со стороны площади – оборудовано под музей, с инсталляциями, вывесками, рекламными проспектами.

Наподобие как оборванец нацепил крахмальную манишку и вышел в люди, мало ли, что обнажённый зад – но спереди красотища. Что касается экспозиций музея, то они совершенно верно такие же, как везде, и это продолжается более полувека.

Нет ничего более консервативного, чем «современное мастерство», по причине того, что оно основано на последовательном отказе от любых сокровищ, а потому ему некуда и незачем развиваться. Знай себе иронизируй над всем, пляши в пустоте.

На любой выставке вы отыщете игру с рекламой, насмешки над верой (любой) и упорное применение хорошей живописи в униженно-издевательском контексте. На той выставке, что я видела, образы Боттичелли, Моне и других были наляпаны на нижнее бельё, и это бельё как бы сушилось на вешалке.

Это было уже много раз, было 50 и более лет назад, что тут актуально-современного-то? Ветхая недобрая торговля «фантомом свободы», и всё.

Достаточно жалкое чувство создаёт и выставка сатирических плакатов, посвящённых будущей Олимпиаде (кое-какие уверены в том, что это и послужило настоящим предлогом для снятия Гельмана). Уж лучше бы галерист пострадал за что-то более весомое, чем вульгарные карикатуры и убогий, злобно промахивающиеся . На одном из плакатов из-за сладкой физиономии олимпийского мишки выглядывает ужасный товарищ Сталин – мишка его маска, прикрытие значит.

Что за абсурд? Это таковой у нас сталинизм – что подобные карикатуры выставляются нормально и музеи такие стоят и находятся за счёт страны?

А Марат Гельман под ручку с губернаторами ходит и говорит им, как за два года перевоплотить край во всемирной центр наисовременнейшего искусства?

Пермь без гельмана: ничего страшного

Я так же, как и прежде пологаю, что настоящим «современным мастерством» возможно было бы назвать творческий альянс современных технологий и искусства, и вот на это я бы взглянула с живым интересом. В противном случае, что на данный момент именуется «современным мастерством», – это что-то наподобие самоназвания интеллектуального грибка (вируса, плесени), что заводится в нездоровых частях общества и культуры. «Оно» совершенно верно и очевидно показывает, где болит, что в опасности, и в этом собственном качестве умеренно полезно.

К местам и людям, каковые поражены грибком «совриска», нужно относиться с особенным и усиленным вниманием.

К примеру, в случае если в Перми музей современного мастерства завёлся на речном вокзале, это значит, что на Каме громадные неприятности с судоходством. Мало и не хорошо ходят суда по Каме!

В противном случае вокзал бы не разрушался и не был бы дан под музей, верно? Обосновался вирус на заводе – в беде промышленность.

Плесень пробралась в солидный хороший музей – внимание, опасность, что-то не так с директором…

Так что ничего ужасного в Перми не случилось: сменился губернатор, стали в противном случае вычислять деньги, очень сильно среагировала консервативная интеллигенция… И «культурные инициативы» Марата Гельмана пара схлынули, покинув по окончании себя целый музей (пущай будет, раз уж имеется) и чувство приятной эйфории у тех, кто с инициативами боролся. «Мы из-за Гельмана так дружно сплотились, – сообщила мне дама-библиотекарь, – сейчас кроме того словно бы чего-то не достаточно…»

Не скучайте, приятели. «Оно» вас так просто не покинет – в обязательном порядке где-нибудь да всплывёт. Дабы и дальше ловить собственных рыбок на живца «свободы», а правильнее, складных слов о свободе.

И махать данной и вовсе чудесной палочкой, драгоценным эпитетом «современный»! Тем более никто толком и не знает, что это такое – быть современным – в действительности…

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

ТВЦ обсирает проекты Гельмана и Лебедева в Перми


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: