Почему двуногие животные не становятся разумными?

Отвечает узнаваемый антрополог, популяризатор науки, научный редактор портала Антропогенез.ру, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета московского университета им. Ломоносова Станислав Дробышевский.

Почему двуногие животные не становятся разумными?

Станислав Дробышевский

— Достаточно взглянуть на курицу — и все делается очевидным. Имеется кенгуру, тушканчики, вымершие динозавры, кенгуровые крысы и многие другие животные, которых никак нельзя назвать разумными, по причине того, что двуногость никак не связана с интеллектом.

Однако двуногость позволяет высвободить передние конечности. Для развития интеллекта это не то, дабы нужно, но может стимулировать его формирование. У нас имеется прочие чувства и осязание, каковые передаются в мозг, тем самым развивая его.

Помимо этого, и это крайне важно, свободными конечностями возможно делать орудия труда.

Тут уместен вопрос: вероятен ли разум без трудовой деятельности? Дело в том, что мы знаем разумность только в одном варианте — отечественном. И какие конкретно ее виды смогут существовать еще, нам попросту неизвестно.

Разумность до тех пор пока оказалась лишь у тех, кто пользовался орудиями труда. Более того, чем больше данный кто-то применяет трудовую деятельность, тем он разумнее.

В случае если у слона имеется хобот, которым он может что-то делать, конечно, ожидать, что он умнее, чем, например, носорог, у которого аналогичного органа нет. То же самое в отношении отечественных ближайших родственников — шимпанзе, каковые также смогут что-то делать руками, а вот антилопы, к примеру, не смогут.

Не смотря на то, что размеры этих пар животных более-менее сопоставимы, уровень интеллекта у них различный.

Дельфины смогут делать что-то ртом, как и новокаледонские вороны клювом. Но при помощи рта большое количество орудий труда не сделаешь, исходя из этого их разумность входит в тупик и дальше не начинается.

Для появления разума должны быть некие предпосылки, должно совпасть множество событий: определенное питание, окружающая ситуация, сочетание конкурентов и хищников, общение с представителями собственного же вида и т. д. И двуногость — легко очередное из таких условий, которое освобождает передние конечности для трудовой деятельности. И само по себе число ног тут, кстати, не имеет значения.

Если бы разум появлялся на базе, к примеру, насекомых, у которых шесть конечностей, они имели возможность бы быть в полной мере себе четвероногими, а передними лапами делать орудия труда. То же самое было бы, если бы, допустим, позвоночные вышли на сушу, будучи не четвероногими, а шестиногими.

Помимо этого, имеется отличие в том, о какой как раз двуногости мы говорим, по причине того, что двуногость человека и двуногость птицы — это совсем не одно да и то же. У всех двуногих, не считая нас, позвоночник в действительности расположен горизонтально (вертикальной возможно разве что шея, но поясницы все равно остается горизонтальной). взглянуть на курицу либо на тех же динозавров (в современной их реконструкции) — у них нет никакого прямохождения.

Понятие двуногости и прямохождения — вовсе не синонимы. Так как чтобы перетаскивать с места на место те же орудия труда, прекрасно бы быть вертикальным, а не наклонным, в противном случае окажется попросту животное и перевес будет падать вперед.

В случае если сказать про еще один ответственный фактор — диету, то теоретически разум может развиться на любом рационе. Но это теоретически. На практике мы видим, что развился он у нас и развился в тот момент, в то время, когда мы стали по-настоящему всеядными.

До тех пор пока австралопитеки ели по преимуществу лишь растительную пищу, не могло быть речи и о каком-то разуме. Всеядность серьёзна вследствие того что она заставляет напрягать мозги.

Так как в случае если существо всеядное, оно сейчас ест фрукты, на следующий день — насекомых, послезавтра — антилоп. И у него должны включаться различные программы поведения на различные случаи судьбы.

В случае если животное питается чем-то одним, у него имеется единственная программа, в большинстве случаев, врожденная (дабы трудилась универсально). Например, муравьеда, что лишь и может, что громить термитники и добывать муравьев, либо колобуса, что питается только страницами, и ничего больше ему в жизни не нужно, либо льва, что ловит антилопу, и не считая охоты на таких животных никакие другие навыки его не интересуют.

В этом случае нет стимула для развития мозга — все уже выяснено и запрограммировано. А всеядному существу необходимо неизменно что-то изобретать, дабы добыть различные виды пищи.

Особенно это стало актуальным, в то время, когда предки стали всеядными как раз в саванне, по причине того, что в том месте, с одной стороны, еды большое количество, а с другой — она распределена по огромной территории. Нужно всегда ходить в различные места, добывая то одно, то второе.

Необходимость это делать и была одним из основных толчков к появлению разумности.

Общительность, другими словами социальность, — также ответственный фактор. Чем более социально животное, тем больше у него сложнее поведение и мозги, по причине того, что общение предполагает множество нестандартных обстановок, соответственно, и предлог развивать интеллект.

Разумность по большому счету связана с нетипичными обстановками. Имеется множество определений этого термина, но вот то, что мне нравится больше всего: разумность — это свойство нестандартно реагировать на нестандартные раздражители, другими словами любой раз выдавать новый тип реакции, усваивать огромное количество самой различной информации и обнаружить связи между, казалось бы, несвязанными вещами.

Кроме того в случае если речь заходит о стандартной ситуации, разум время от времени выдает на нее нестандартный ответ. При разумности нет никаких врожденных программ поведения, наоборот, все программы получаемые, к тому же к тому же перепрограммируются в течение судьбы.

Источник: naked-science.ru

ЧТО, В случае если ВСЕ ВИДЫ на Земле ВОЗЬМУТ РАЗУМ


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: