После мата всегда идет драка
Театр Ленком, где работает заслуженый артист России Леонид БРОНЕВОЙ, переживает на данный момент тяжёлые времена. Не стало Александра Абдулова и Олега Янковского, в далеком прошлом выбыл из репертуара Николай Караченцов. Но старая гвардия не сдается!
Вот и Леонид Сергеевич Броневой, перешагнув 80-летний предел, играется в нескольких спектаклях, занят в новейшей премьере «Вишневый сад», где блистательно сыграл Фирса. Обозреватель «АН» побеседовал с выдающимся актером.
— Леонид Сергеевич, как вы относитесь к «раскрашиванию» легендарных «Семнадцати мгновений весны»?
— Ощущения ужасные! Я не осознаю, кто дал это задание? Кто получил кучу денег и какое количество в карман себе положил? Возмутительно! «Семнадцать мгновений весны» — изначально фильм черно-белый. Он намерено сливался с документальными кадрами.
И вся эта «раскраска» (я взглянул кусок) — правонарушение. По причине того, что идет документальный кадр, черно-белый, все нормально.
И внезапно появляется какая-то сказочная картина. Красная повязка на рукаве… И я подмечаю, что наблюдаю на цвет, а текст пропускаю мимо — о чем они в том месте говорят…
Наблюдаю: какой цвет хороший, тёмный, красный. Нужно было тогда хотя бы собрать актеров. Тихонова, Табакова, Куравлева, меня.
Задать вопрос нас, а не только режиссера Татьяну Лиознову, которая находится в тяжелом денежном положении.
— Это по вашей задумке Фирс в недавней ленкомовской премьере «Вишневого сада» оказался не сонным «божьим одуванчиком», а весьма умным и проницательным стариком?
— Такое ответ внес предложение не я, а Марк Анатольевич. В случае если Захаров берет какого-либо автора, то знает, для чего забрал, что он желает этим сообщить.
И — в какую форму облечь. Из истории театра известно: Чехов написал роль Фирса для артиста Художественного театра по фамилии Артем.
Я предполагаю, как он игрался, воображаю его наружность. Кстати, Артем был не опытный актер, а просто таковой хороший человечек, дорогой, мягкий.
С него Чехов и списал Фирса. Говорят, прекрасно игрались Фирса Михаил Тарханов в Художественном театре, Евгений Лебедев — в БДТ, но я не видел.
К счастью — не видел! В противном случае было бы тяжелее сделать что-то собственный.
— Говорят, как раз под вашим влиянием Захаров отказался ставить спектакль по роману Сорокина «Сутки опричника» и взялся за «Вишневый сад»?
— Не знаю по поводу моего влияния… Но я и Захарову, и Сорокину это заявил: запрещено через каждое слово материться.
Я сообщил на худсовете: первые 120 секунд зритель будет шокирован. Но через пять мин. он к этому привыкнет, а через десять наступит отвращение, и он будет уходить. Вот и все.
Если вы не имеете возможность выразиться без мата, значит, не делайте ничего! По причине того, что по окончании мата постоянно идёт драка. А по окончании драки идет сходу убийство.
Осознаёте, какие конкретно это ступени?
— А вы ни при каких обстоятельствах не снимались в таких фильмах, где все на грани?
— Меня кликали сниматься в «Трех сестрах». Я кроме того согласие дал предварительное. А позже прочел сценарий. Соленый и Тузенбах — гомосексуалисты, сестры — лесбиянки, а Чебутыкин торгует наркотиками.
Я сообщил режиссеру: «Да ты сошел с ума! Что ты делаешь? Для чего берешь чеховские «Три сестры»? Ну напиши собственные — «Две сестры», лишь не трогай Чехова! А он мне: вы в том месте прекрасно получите.
Я говорю: не нужно мне ничего. Возьму деньги, а позже все проем. Идет в рот, выходит в второе место.
А остается позор! Само собой разумеется, меня не осознали, не послушались. Нашли другого знаменитого актера.
Он дал согласие.
— Леонид Сергеевич, вы находитесь в красивой форме…
— В какой форме?! Я вам вот что сообщу по поводу формы. Превосходный актер Михал Саныч Ульянов продолжительное время обожал поддавать и наряду с этим был весьма обаятельным и забавным человеком.
А позже, в то время, когда завязал, стал неинтересным, начал бороться с пьянством, депутатствовать… А в то время, когда он поддавал, то был жизнелюб, юморил. в один раз сидел в гримуборной подшофе, и зашел Жарковский (он игрался Кальтенбруннера в «Семнадцати мгновениях», а в то время был секретарем партийной организации Вахтанговского театра).
Зашел и говорит: «Михал Саныч, простите меня, но вы сейчас, мне думается, не в форме!» А Ульянов гримируется и говорит: «Так и ты ж, блин, в штатском!» Вот какие конкретно шутки выдавал Миша, в то время, когда он был в порядке. А позже поскучнел, раскис…
Человек не должен отказываться от своих годами заведенных образа и ритма судьбы! Если он курит — нужно курить. Я вот курю семьдесят лет!
Если он выпивает, то возможно уменьшить дозу, но нельзя отказываться от того, что тебе по нраву. В случае если это, само собой разумеется, не ущемляет интересы вторых.
— Какая на данный момент воздух в Ленкоме — без Александра Абдулова, Олега Янковского, Николая Караченцова?
— Александра Гавриловича, Олега Ивановича, да и Николая Петровича нам весьма не достаточно. Планируем на репетицию, Захаров говорит: «Вот нет Абдулова, некому с утра пошутить, сообщить перед репетицией что-то радостное».
Нет Караченцова, и никто уже не опоздает на репетицию, как он это обожал. Олег Янковский начинал с нами репетировать «Вишневый сад», грезил сыграть в том месте роль Гаева, но будущее распорядилась в противном случае.
И сейчас новый спектакль «Вишневый сад» театр посвятил памяти Олега. Тяжелейшие утраты, тяжелейшая обстановка.
Но пока в строю Марк Анатольевич, настоящий фаворит, гений режиссуры (я считаю, что нужно при жизни сказать людям лучшие слова!), в Ленкоме так же, как и прежде аншлаги и самые занимательные премьеры.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Как базарить с быдлом / В случае если на тебя наехали на улице