Повод собраться и придумать что-то новое, чтобы вампилова не забывать

Повод собраться и придумать что-то новое, чтобы вампилова не забывать

Очень мало времени остается до встречи с участниками XI Интернационального фестиваля современной драматургии имени Александра Вампилова. Разноцветье пьес и круглых столов, неординарно забавные и фееричные капустники в классической «Чайной», знакомство с артистами из вторых городов и государств — все это ожидает иркутскую публику на Вампиловском фестивале.

Как и неизменно, на данный театральный праздник приезжают знаменитости искусств и культуры со всей страны. У каждого из них — собственная история, которая связана с фестивалем, и собственные ожидания от грядущей встречи.

Сейчас ими делится гостья Вампиловского фестиваля, кандидат филологических наук, главред сетевого ресурса «Медиа-проект ARTИСТ» и канала «Столичный образовательный» Марина Меркулова.

— Марина, в текущем году вы — в числе приглашенных гостей. Что для вас значит Вампиловский фестиваль?

— В первый раз в Иркутск я приехала на юбилейный, десятый Вампиловский театральный фестиваль. В один из дней забрала такси и отправилась, дабы заметить дом, где драматург жил последние годы.

Дальневосточная, 57А, пятиэтажка из рыжего кирпича. На ней доска — без цветов. Я обошла кругом дом, воображая, как наблюдал из окон на Ангару Александр Вампилов. Захотела зайти в подъезд, подняться на этаж.

Но номера квартиры не знала — и, к моему удивлению, ни один из жильцов дома на данный вопрос мне не ответил. Качали головой: «Вампилов? Тут? Жил? В какой квартире?

Не знаем». Я была к этому не готова. Внезапно мимо прошла дама лет 80. Я ринулась к ней: «Вы в далеком прошлом тут живете?» Она кивнула, дескать, да, в соседнем доме уже лет 50. «Значит, вы-то совершенно верно должны его не забывать!! Вампилова».

Дама приостановилась: «Да. Ходил тут. парень и Парень. Кто ж знать имел возможность тогда?!»

Данный разговор уже два года не дает мне спокойствия. Осознаёте: с одной стороны, фестиваль — шумное открытие, шары, улетающие в небо, пьесы из различных государств. Иначе — люди, каковые живут и не думают про Вампилова.

Про собственного земляка, что, доживи по сей день, был бы убеленным сединами почетным гражданином города. Но он ушел на взлете. Поэт Владимир Солоухин писал: «Лишь явился юноша неуемной души — и сгорит, как Гагарин, и замрет, как Шукшин.

Как Есенин повиснет, как Вампилов нырнет — как будто бы кто, поразмыслив, стреляет их влет». Исходя из этого для меня во всех вампиловских торжествах самое основное, дабы в праздник были вовлечены простые люди и дабы молодежь знала про Вампилова.

Дабы Александр Вампилов был живым для нас всех.

Для меня лично Вампилов начался во второй половине 70-ых годов XX века — я, школьница, нежданно приобрела в киоске «Союзпечать» малоизвестный мне издание «Литературная учеба», а в нем была литературоведческая статья про «Старшего сына» с применением цитат из пьесы. Я выучила эти строки наизусть — такое на меня чувство произвел слог и стиль Вампилова.

Позже уже, само собой разумеется, забрала в библиотеке сборник его пьес и продолжительно не сдавала его. на данный момент у меня дома имеется фактически все издания вампиловских пьес — их в действительности не так и большое количество вышло за эти полвека. В университете я писала диплом по Вампилову.

И, само собой разумеется, в то время, когда выбирала тему для кандидатской диссертации в 1995 году, — забрала творчество этого драматурга. В РГАЛИ держала в руках машинописный экземпляр «Утиной охоты» с его собственными правками.

В то время, когда начала трудиться на телевидении и начала делать программы про театр, стало возмможно снимать интервью с теми, кто Вампилова знал лично. Роман Виктюк говорил, как в один раз Саша Вампилов пришел в театр имени Гоголя и тогдашний начальник Борис Голубовский «Утиную охоту» ему в лицо с криком: «Это ни при каких обстоятельствах не будет поставлено в моем театре».

Я так и вижу Вампилова, а около в воздухе летят и падают листочки с набранной на машинке «Утиной охотой». Еще имеется милая история, как Вампилов шел по улице Неприятного и встретил кого-то из друзей. «Ты чего таковой грустный?» — «Да иду в ГУМ, желаю приобрести костюм, возможно, в новом костюме меня будут принимать важнее».

Он не дожил до признания. Благодарю Владимиру Андрееву, что практически открыл Москве Вампилова в театре им. Ермоловой. Благодарю Олегу Табакову за монумент драматургу, что стоит во дворе «Табакерки».

И благодарю Иркутску, потому что Вампиловский фестиваль — это неизменно предлог собраться и придумать что-то новое, дабы Вампилова помнить.

— Медиа-проект «ARTИСТ» также вносит собственную лепту в сохранение памяти о великом драматурге. Поведаете об этом?

— Медиа-проект «АRTИСТ» — телеканал и сетевое издание о театре — в текущем году придумал народный флешмоб к юбилею драматурга. Зрители из различных городов присылают нам селфи с афишами по Вампилову, с билетами, легко фото каких-то раритетов.

Мы делаем карту — что идет в этом сезоне в театрах страны Назвали мы данный проект хештегом «В случае если вам, как и нам, неизменно #охотанавампилова» Наименование искали продолжительно — были простые варианты, к примеру, «Время Вампилова», но отечественная команда, а это юные парни, убедили меня, что это наименование не задевает за живое. Нужно дерзко, куражно, модно, современно.

В случае если мы желаем, дабы Вампилов был по-настоящему живой, а не пыльный и музейный. Оттолкнулись от «Утиной охоты» (у которой также в текущем году юбилей — 50 лет со дня написания пьесы) и назвали флешмоб #охотанавампилова — взяли сходу большое количество окриков в соцсетях, дескать, что это такое — охота на человека?

Но нас критика лишь раззадорила — мы отстояли собственный видение. Для нас Вампилов — явление, уникум, национальное достояние, которое нужно ежедневно разыскивать и открывать.

А основное — желать это делать.

На Вампиловском театральном фестивале в Иркутске мы подведем итоги флешмоба и наградим особым призом театр, что, на отечественный взор, самый деятельно популяризирует наследие Вампилова.

— Фестиваль посвящен современной драматургии. Как вы относитесь к современным драматургам? Так как многие иногда ругают их, что ничего дельного написать не смогут

— Как я отношусь к современной драматургии? Основное — дабы в пьесах была фактически драматургия.

К сожалению, сейчас имеется тенденция, в то время, когда создатель пьесы пишет некоторый набросок для полета режиссерской фантазии. А в пьесе должна быть завязка, развитие действия, кульминация, финал.

Конфликт. В общем, азбука драматургии. То, что имеется в пьесах Вампилова, как и пьесах Александра Володина, Виктора Розова

— По роду собственной деятельности вы довольно часто сталкиваетесь с разными театральными коллективами. Как вы думаете, в целом Российская Федерация — театральная страна? Какое место в ней (театральной либо нет), на ваш взор, занимает Иркутский театр?

Какие конкретно театры либо пьесы можно считать «лицом» нашей страны?

— Прошедшей в осеннюю пору на фестивале «Театральный Олимп» в Сочи мы наблюдали спектакль Иркутского отвлечённого драмтеатра им. Н.П. Охлопкова «Последний срок» по Распутину в режиссуре Геннадия Шапошникова.

Казалось бы, сейчас жанр катастрофы на театре очень не пользуется спросом — в жизни большое количество суеты, мельчают страсти, у человека нет потребности в глубинных чувствах. И внезапно нежданно мы попадаем на постановку, в финале которой испытываем катарсис — возрождение и очищение. Знаю, что к актрисе Наталии Королёвой по окончании спектакля подходят зрители и показывают, что в их душе что-то повернулось

Театр должен быть эмоциональным. Он обязан доводить зрителя до комка в горле — из театра необходимо выходить вторым человеком. Такие пьесы мы видим по всей России — в Москве это «Царь Эдип» режиссера Римаса Туминаса, театр им.

Вахтангова. В фокус отечественного телевизионного проекта «Российская Федерация Театральная с Александром Мягченковым» попали и «Андрей Боголюбский» (режиссер Сергей Морозов, Владимирский отвлечённый областной театр драмы), и «Негромкий Дон» (режиссер Геннадий Шапошников, Ростовский театр драмы им.

М. Горького), и «Павел Первый» (режиссер Елена Невежина, Нижегородский театр драмы им. М. Горького), и «Смерть Ивана Ильича» (режиссер Сергей Бобровский, Липецкий театр драмы им. Льва Толстого), и «Капитанская дочка» (режиссер Олег Липовецкий, Ульяновский театр им.

И.А. Гончарова). Серии об этих театрах уже вышли на радиосвязь.

в первых рядах — серия про Иркутск театральный! Для нас приезд на фестиваль — это и возможность заметить новые пьесы, и открыть для себя новые актерские имена, и снять программу, дабы о театральном Иркутске определили в масштабе всей земли.

Охват визитёров на отечественном портале — до 200 тыс. человек в неделю.

В то время, когда сейчас министр культуры Владимир Мединский докладывает президенту Владимиру Путину о том, что в Российской Федерации в прошедшем сезоне посещаемость театров превысила 38 миллионов человек — это радует. Мы много лет «пробиваем» театральную тему на телевидении, процесс идет с трудом — все время приходится убеждать начальников телевизионных каналов, что театр — это рейтингово и форматно.

По причине того, что нам-то именно все время говорят обратное.

Телевидение ни при каких обстоятельствах не заменит живой театр, но пробудить интерес и сделать так, дабы зритель захотел пойти в театр — это задача театрально-телевизионной журналистики. В Российской Федерации был уже и Год культуры, и Год кино, и Год литературы, и Год экологии.

Пора создать Год театра — в отечественной самой, возможно, театральной стране мира.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

ХИМИОТЕРАПИЯ: Как сохранить уровень качества судьбы?


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: