Премьера юбилейного сезона в геликоне
Столичный музыкальный театр «Геликон-опера» под управлением Дмитрия Бертмана» воображает премьеру юбилейного 25-го сезона — оперетту Жака Оффенбаха «Красивая Елена». Премьерные показы состоятся 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11 октября 2014 года, начало в 19.00.
«Геликон-опера» снова обращается к творчеству Жака Оффенбаха, по окончании постановки во второй половине 90-ых годов двадцатого века «Сказок Гофмана». «Красивая Елена» – 52-я по счету оперетта Оффенбаха. Премьера состоялась 17 декабря 1864 года на сцене парижского театра «Варьете».
В отыскивании нового сюжета для оперетты Оффенбаха либреттисты Анри Мельяк и Людовик Галеви обратились к «Илиаде» Гомера. Либретто первоначально должно было именоваться «Взятие Трои».
Спектакль остроумно пародировал приемы важной оперы, а содержание его, прозрачно завуалированное древнегреческой фабулой, являлось острой сатирой на современность. Не просто так в одной из первых постановок «Красивой Елены» в Вене, при немногословном одобрении композитора, Менелай носил усы и эспаньолку Наполеона III, а Елена была загримирована под Евгению Монтихо.
«Красивая Елена», по определению самого Оффенбаха, — опера-буфф. Музыкальная драматургия играется в ней определяющую роль. Спектакль начинается по законам французской комической оперы, которая по традиции включает в себя диалоги.
Не считая куплетов, простых в оперетте, тут большое количество ансамблей, хоров, арий, громадные музыкальные финалы, выстроенные по типу финалов итальянской комической оперы.
В версии театра «Геликон-опера» забран за базу дореволюционный сценический перевод либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви, выполненный Виктором Александровичем Крыловым.
Живописец-постановщик приглашен из Австрии — Хартмут Шоргхофер, уже трудившийся в «Геликон-опере» на постановке оперы Рихарда Вагнера «Запрет на любовь». Но, сотрудничество живописца с режиссером-постановщиком Дмитрием Бертманом началось еще в Венской Фольксопер, за которой последовал множество именитых театров Шведская королевская опера, Канадская опера в Торонто, Театр оперы и балета Эрфурта — и везде неизменный успех.
В Москве Бертман и Шоргхофер успели совместно поработать над Иолантой в Театре Н.И.Сац, а в Баку поставили современную оперу Интизар.
Геликон подготовил зрителям много сюрпризов, один из них — на роль Ореста, которую в большинстве случаев выполняют меццо-сопрано, приглашены три контр-тенора: Юлий Котов, Далер Вадим и Назаров Волков. Куплеты Ореста: «Дзинь-ля-ля!
Что за голова, голова, о-ля-ля!» смогут смело соперничать с куплетами князя Орловского из оперетты Иоганна Штрауса. Мы сохраняем надежду, что данный спектакль станет таким же популярным, как и легендарная «геликоновская» «Летучая мышь».
Основатель театра, худрук театра «Геликон», режиссер-постановщик Дмитрий Бертман о спектакле:
«В западноевропейской опере царственные особы, в большинстве случаев, страдают и бездельничают, и лишь режиссер может вынудить оперного правителя трудиться. Греческие цари в оперетте Оффенбаха поют, играются и забавляются, именно перед началом Троянской войны.
«Красивая Елена» шла в театре Немировича и имени Станиславского-Данченко целых тридцать лет до моего рождения и еще долго по окончании него. У меня об этом спектакле сохранились самые утепленные и ласковые воспоминания. на данный момент «Елены» нет в репертуаре ни одного столичного театра.
У нас шедевр композитора исполняется в авторской редакции, что редко возможно встретить в современных постановках, потому, что со времени создания музыка Оффенбаха претерпевала множество оркестровых предположений. Оперетту вытесняют мюзикл и опера, и мне захотелось дать ей приют в отечественном временном пристанище на Арбате. Честно говоря, я весьма надеюсь, что этим спектаклем мы завершаем премьерный перечень на данной сцене, и следующая отечественная премьера пройдёт в родном доме на Громадной Никитской»
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
В театре \