Райкин доверяет автору, но не публике

Райкин доверяет автору, но не публике

На премьерной афише театра «Сатирикон» написано следующее: «А.Н. Островский.

Деньги. Криминальная сказка».

Потому, что Островский не писал пьесы «Деньги» и не был автором криминальных сказок, было нужно пойти на спектакль, определить, в чем ­дело.

А дело появилось в том, что постановщик спектакля и художественный руководитель театра Константин Райкин, по всей видимости, обожает Островского, но не доверяет собственному зрителю. Исходя из этого под якобы заманчивым заглавием «Деньги.

Криминальная сказка» в его театре укрылась пятиактная комедия Островского «Не было ни гроша, да внезапно алтын». Укрылась практически в первозданном виде! перемен и Сокращений в тексте минимум – разве что самовар, что у Островского, заменили на чайник.

Снаружи помой-му воздействие происходит Сейчас, где-нибудь в подмосковном захолустье, у ЖД переезда, на фоне серых гаражей и мусорных баков (сценография Д. Разумова). Действующие лица время от времени говорят по сотовому телефону, листают глянцевые журналы, а солидный торговец заезжает на эти задворки судьбы в «тойоте» (громадная сцена «Сатирикона» разрешает такие шалости).

Но наряду с этим актеры произносят натуральный текст Островского. Зрителю облегчают контакт с классикой, подсовывая понятную картину, но наряду с этим классика отправляется в уши цельными кусками!

В первый раз таковой прием применил Бэз Лурман в картине «Ромео энд Юлия», а К. Райкин пользуется им уже не в первый раз – я видела у него пара лет назад «Снегурочку» Островского, которая стала модернизированной снаружи «Страной любви» (скажем, пастух Лель превратился в попсового певца). Но эта модернизация была как раз внешней и не коснулась вечной сути пьесы – текст автора не был потревожен, и юные актеры были искренними и страстными.

В задаче спрашивается, для чего эта модернизация нужна по большому счету?

Пьеса «Не было ни гроша, да внезапно алтын» (1871 год) близко населена и богата событиями. В ней действуют три семейства – Епишкины, Мигачевы и Крутицкие, они соседи, живущие бок о бок в замоскворецком захолустье.

Отставной государственный служащий, ветхий скряга Крутицкий замучил тиранством жену племянницу и Анну Настеньку, торговец-барыга Епишкин, торгующий краденым, не имеет возможности сбыть замуж придурочную дочь Ларису, а мещанка Мигачева ругается с непутевым сыном Елесей. За один сутки все судьбы храбрецов переменятся.

Вследствие того что пьеса Островского рисует нам не только простую, мирскую судьбу. Это еще и русская сказка о главном – о совести, о деньгах и о том счастье, что может достаться лишь дуракам.

«Иуда Христа за деньги реализовал, как мы совесть за деньги реализовываем», – говорит храбрец первой пьесы Островского, «Банкрот». Великий моралист, Островский постоянно накажет жизненным провалом того, кто реализовал совесть за деньги.

В «Не было ни гроша, да внезапно алтын» перед нами конечный случай – скупец Крутицкий безумен, его жадность бесцельна и тщетна.

В игре Дениса Суханова (Крутицкий) имеется сильные моменты (не смотря на то, что мне показалось, время от времени он сбивается на чисто внешний, карикатурный рисунок). Маньяк с торопливой безумным речью, бегающий в драной шинели, от страха, что его обворуют, зашивает деньги за подкладку.

В этот самый момент в монологе скупца режиссер разворачивает целую возможность ассоциаций – отыщем в памяти, это бедный гоголевский государственный служащий Акакий Башмачкин когда-то грезил о шинели. Но времена изменились так, что госслужащие стали далеко не бедными, они стали бесстыжими, наглыми преступниками, потеряли всякое чувство меры.

Суханов торжествующе раскачивает шинель в воздухе, кричит о собственной власти над всеми. Но в мире пьесы он обречен – тут царит вторая власть.

Эта власть – обыкновение, привычка, обычная мещанская судьба. Пускай к в один раз Епишкину (забавный А. Якубов) по ночам бегают преступники, распевая муниципальные романсы, – причем для блатного шансона годится кроме того « У лукоморья дуб зеленый».

Жизнь тут, у гаражей, нормальная, хамская, само собой разумеется, и тупая, но без ужасных крайностей. Обыватели представлены россыпью забавных и обаятельных актерских работ – М. Иванова (Фетинья Мироновна), Е. Бутенко-Райкина (Домна Есигневна), Г. Лежава (Елеся), Е. Маликова (Лариса).

Это доблестное войско мещанской судьбе, пожалуй, за полтораста лет не изменилось по большому счету! Все те же мамушки и тётушки с их чёрными умишками да лоботрясы дети, все та же пропорция забавного и хамского.

В чёрном царстве правят будущее и случай – вот и деньги, потерянные скупцом, отыскал дурачок Елеся, скупец с горя повесился, сирота Настенька спасена, и все помой-му устраивается к лучшему. Но Райкин пара приглушает комедийно-сказочное звучание пьесы, дабы громче выделить неприятную философию нищеты – тему, которую замечательно сыграла Агриппина Стеклова (Анна, супруга Крутицкого).

Милым на сцене быть сложнее, чем забавным, и эта работа заслуживает внимания – речи несчастной Анны быстро трогают зрителя. В спектакле имеется броские находки, эффектные образы – к примеру, в то время, когда Крутицкий ищет потерянные деньги, он забирается в мусорный бак, раскидывает пестрый сор из полиэтиленовых пакетов и тряпок.

Мусор вихрем носится по сцене, напоминая нам, что и деньги – прах. Актерский ансамбль не идеально слажен, но очень многое из пьесы очевидно доходит до зрителя и тревожит его, а система ценностей автора и вовсе покинута неприкосновенной.

Так для чего переименована пьеса? Для чего режиссер идет навстречу мнимому тупице и невеже, которому необходимо наименование позабористей?

А вследствие того что у Райкина не мастерская на сто человек, а тысячный зал, и его нужно заполнять. Он сам, человек умный и образованный, не очень-то верит современной публике, разболтанной и невежественной.

И кидает им такую вот «кость» – может, заметив слово «Деньги» в афише, они смилуются и придут в театр? Перед началом спектакля пара раз включается запись с голосом Райкина, что продолжительно и детально, с тоской в голосе уговаривает зрителя отключить сотовые телефоны

Не несложнее ли приобрести глушилку, Константин Аркадьевич?

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Goblin — Про борьбу Райкина с проклятым страной


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: