Проект «эдип»

Проект «эдип»

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

Первой премьеры Александринки ожидали с трепетом. Выбор пьесы казался наглым и неожиданным. Софокл. «Эдип-царь». Катастрофа. К тому же не в постмодернистском изложении, а в ее чистом виде, где под ногами храбрецов практически разверзается почва, а над головами небо.

В бессчётных анонсах греческого режиссера Теодороса Терзопулоса (как и всю постановочную группу, прибывшую с исторической отчизны великого драматурга) склоняли как единственного хранителя традиций и трепетного наследника.

В нас зевали

…Что-то прогудело три раза, призывая настроиться на ужасный лад. Зал затих в ожидании чуда, и в наступившей тишине празднично взмыл занавес, обнаруживая декорации спектакля, наповал сразившие лаконичностью и простотой. Они представляли собой подобие тёмного кабинета.

Возможно, для того, чтобы нет ничего, что отвлекало зрителя от судьбы человеческого духа. В самой глубине сцены показалась голова многострадального Эдипа и, помолчав мало, издала необычный звук, похожий на громкий отчаянный зевок.

Жизнь духа началась.

Нежданно из-за кулис с комсомольской решимостью выскочили обнаженные по пояс парня и, остановившись в каратистских позах, с далека тот же звук хором. Это и был Хор, обозначенный в программке десятью фамилиями.

Для начала парня посыпали что-то на сцену и, бодро продекламировав речевку, снова с далека зевок, что, как впоследствии выяснилось, был лейтмотивом всего действа. После этого они уставились в зрительный зал, обширно открыв рты, и на долгое время замерли.

Возможно, их до столбняка поразило золоченое сияние цар­ской ярусов и ложи обновленной Александринки. Из дырки, находящейся на самой сцене (быть может, она и символизировала разверзшуюся почву), показался обнаженный торс уже немолодого мужчины и начал ругаться с Эдипом-царем стихами.

Эдип (Александр Мохов) пререкался с ним из собственного страшного далека и неспешно кроме того начал двигаться поближе к зрителям, но совершал это очень медлительно. Забегая вперед, сообщу, что целый путь до сцены он проделал за следующие сорок мин., постоянно кляня судьбу.

Назначение Мохова, артиста столичной «Табакерки», на роль Эдипа в полной мере закономерно. Зрителю он больше знаменит как исполнитель и телеведущий ролей милых простаков в бессчётных сериалах.

А в том месте, в сериалах, в большинстве случаев, события не происходят и чувст­ва не рождаются. Их темпераментно пересказывают.

В хорошей постановке хорошей катастрофе прин­цип был тем же!

В нас икали

До тех пор пока Эдип продолжал собственный перемещение к цели, за его спиной показалась красивая статная женщина и звучно икнула — уже привычным для зрителя методом. Зрители зашуршали программками и точно выяснили в показавшейся девушке Иокасту (Юлия Марченко), жену и по нелепому стечению событий мать многострадального царя.

До тех пор пока Эдип препирался с Хором, ей еще долго приходилось икать из глубины. Еще не скоро она начнет самостоятельно читать и двигаться за царем поближе к публике.

Хор, разнообразив гопак элементами хип-хопа, подразмялся и снова занял сцену, открыв рты, из которых начал раздаваться ужасный хрип… После этого участники спектакля большое количество и с наслаждением темпераментно говорили стихами.

Время от времени к беседе присоединялся Креонт (Игорь Волков), выныривая из разверзшейся почвы и ныряя обратно.

Где-то к финалу разверзлись и небеса. Это символизировали красные ленточки, не без изобретательности развешенные в глубине сцены.

Представители Хора не растерялись. Они мрачновато повытаскивали подобные ленточки прямо из собственных брюк и, обернув их около шеи, дали осознать зрителю, что полный кирдык уже наступил.

Нас употребили

Спектакль закончился, но начались вопросы. Если бы подобное зрелище украшало собой афишу очередного фестиваля, то, быть может, покинуло бы глубочайший след в сердцах благодарных театроведов.

Они продолжительно потом спорили бы о своеобразии художественного языка и других театральных прибамбасах. Лишь из-за чего это должно воображать собой репертуарный спектакль российского национального Александринского театра?

Театра, призванного быть в первую очередь психотерапевтическим? Из-за чего актеры как раз этого театра должны заниматься на сцене хоровой мелодекламацией и физкультурой?

Тяжело представить в этом произведении великих артистов прошлого — Черкасова, Меркурьева, Симонова, Толубеева…

Сейчас, незадолго до бурных переделов и своего юбилея, Александринский театр пребывал в глубоком коллапсе. Но вряд ли это предлог для разрушения баз.

Базой и силой русского театра всегда был актер. Актер — личность. Где же он?

Не пологаю, что наступившее время «Театра Проектов» продлится продолжительно. В нем царит предприимчивый менеджер, подменивший собой режиссера и употребляющий артистов в качестве «буратин». Менеджера не интересует школа, преемст­венность, развитие.

Ему нужен дорогостоящий фестивальный продукт, подкрепленный эффектными манифестами. В то время, когда продукт употребится, менеджер возьмется за новый проект с тем же рвением…

Но что ожидает отечественную многострадальную сцену дальше?

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: