Раз эксперт, два эксперт
НОВАЯ пьеса называющиеся «Скандал в мире антиквариата» началась с издания Россвязьохранкультурой каталогов «Внимание: быть может, подделка!». Они взбудоражили заинтересованную общественность в лице специалистов, арт-антикваров и дилеров.
И сочувствующих клиентов.
В каталогах указываются сведения о картинах западных живописцев XIX в., каковые перелицовывались под произведения русских художников и приобретали специалистные заключения о подлинности. А также от Третьяковки.
По факту публикаций галерея была вынуждена совершить служебное расследование и рассказать о совершении практически много экспертных неточностей. По сути, это стало вторым ударом по репутации ГТГ.
Сначала, напомним, она пострадала на протяжении суда с министром культуры. Александр Соколов обвинил управление галереи во взяточництве в связи с проведением выставки «Соц-арт».
На протяжении расследования Третьяковка распознала, что из 561 картины, размещённой в первых трех томах «каталога подделок», 215 прошли через галерею. Наряду с этим 96 подделок были признаны подлинниками, а порядка 120 взяли отрицательное мнение специалистов.
Это значит, что фальшивки, официально названные таковыми, все равно были на рынке и осели в частных коллекциях. Не считая как намеренным мошенничеством это не назовешь.
Но в действующем русском законодательстве нет статьи, предусматривающей наказание за подобный обман.
Вследствие этого в Россвязьохранкультуре в целях привлечения к ответственности недобросовестных арт-дилеров готовят поправки к статье «Обман потребителя». Но кроме того если они будут приняты, наказание останется несоразмерным деяниям: финансовый штраф либо исправительные работы.
По окончании отмены в 2006 г. коллективной музейной экспертизы роль «санитаров» антикварного рынка будут делать эксперты-одиночки. Аттестацией их опытного уровня занимается Россвязьохранкультура.
И не только. арт дилеров и Международная конфедерация-антикваров представила собственный, другой, перечень экспертов по мастерству.
Так, первый акт пьесы закончен. На сцену выведены три основных действующих лица – Россвязьохранкульутра, Конфедерация антикваров и Третьяковская галерея.
Интрига закручена.
Ясно, что в роли локомотива выступила Россвязьохранкультура, по-пионерски вступившая на путь борьбы с оборотом фальшивых произведений искусства. Кроме того – презентовавшая очередные тома «каталогов подделок» ровно перед открытием антикварных салонов.
В Конфедерации уверены в том, что «вынос сора из избы» подрывает юный российский рынок антиквариата, и быстро осуждают каталоги. А напуганные коллекционеры из страха купить левак переплачивают мировым игрокам – «Кристис» и «Сотбис».
Для подогрева интереса эти аукционные дома специально для дорогих русских клиентов устраивают в Москве выставки топ-лотов грядущих торгов.
Критикой одних только каталогов в Конфедерации антикваров решили не ограничиваться. В том месте решили представить на открытии антикварного салона в прошлую субботу собственных специалистов.
Сообщено, что их профессионализм и репутация проверялись антикварным сообществом годами. Таковых набралось всего 12 против 400 «россвязьохранкультурных».
Наряду с этим цифры не окончательные – работа по аттестации и аккредитации не будет прекращаться и дальше.
Так, вместо ликвидированного университета музейной экспертизы появляются эксперты, признанные или госслужбой, или Конфедерацией антикваров. Наряду с этим эталонных музейных коллекций с целью проведения визуального анализа им ни при каких обстоятельствах не собрать.
Лишенным большой статьи дохода музеям остается один выход. Под видом каких-либо стыдливых «консультационных одолжений» они смогут дать свежеаттестованным специалистам право трудиться с шедеврами.
А что же коллекционер? Чуть оправившись от потрясения с каталогами, он снова в замешательстве: чьим специалистам доверять – «россвязьохранкультурным» либо «конфедерационным»?
Заместитель главы Россвязьохранкультуры Анатолий Вилков примиряющее уверен в том, что верить необходимо тем экспертам, чья репутация не вызывает сомнений. Независимо от того – есть специалист выпускником национального учебного заведения либо личной школы. «Рынок все расставит на собственные места», – обрисовывает он отдаленные возможности.
Пока же светло одно: продажа русского мастерства и дальше будет приносить «Кристис» и «Сотбис» возрастающие раз за разом высокие доходы.
Тем временем Третьяковской галерее возможно нанесен еще один удар. Началась проверка деятельности ее экспертного отдела. Цель – выяснить, из-за чего была сделана опытная неточность в каждом конкретном случае?
Быть может, контролирующие желают удостовериться в том, что специалисты взяли деньги и за химический анализ, и за рентгенологический. Но ограничились только визуальным осмотром.
Пострадает ли еще больше репутация Третьяковской галереи, станет светло в последних числах Апреля. Особая рабочая группа при Россвязьохранкультуре представит собственный доклад по результатам проверки.
Хочется сообщить: «Как прекрасно все начиналось!» Но будет ли хэппи-энд? И для кого – для Россвязьохранкультуры, участников внутреннего рынка произведений искусства либо коллекционеров?
А ну как лишь для интернациональных аукционных домов «Сотбис» и «Кристис»?
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
The Expert (Short Comedy Sketch)