Репертуарный театр хоронить рано

Репертуарный театр хоронить рано

В современной России расцветает всё, о чём писал Бальзак в «Людской комедии»: двуличие, вероломство, неправда, притворство и лицемерие. Целый данный ассортимент из угнетения, подкупа и предательства возможно выражен одним словом – ипокрит.

Я буду сказать сейчас лишь о том, что знаю сам. Досконально. О театре. По причине того, что в нём, как в капле воды, видно всё, что происходит в обществе.

И целый механизм работы театра разобран мною до винтика и до микрона изучен. Я занимаюсь им 24 часа в день.

Говорим культура – подразумеваем деньги

Мы большое количество говорим о том, что нужно поддерживать культуру. Обращаемся с этим, как водится, к власти. В случае если сказать о культуре серьёзно, то государство сейчас выделяет на неё неистовые деньги. Неистовые.

За последние пять лет на культуру истрачено столько, сколько, возможно, не тратилось за всё время советской власти. Конкретно?

Реконструкция Громадного театра. На данный момент идёт создание новой сцены Мариинского театра, уже выстроен Концертный зал той же Мариинки на проспекте Декабристов в Санкт-Петербурге.

Реконструированы – и как! – в Санкт-Петербурге: Александринский театр, Музкомедия, выстроены новые строения для Молодёжного театра, театра «Буфф», восстановлен для БДТ Каменноостровский театр, начинается капремонт самого БДТ, отреставрирован театр комедии им. Н.П.

Акимова, собственные дополнительные строительные замыслы по второй, третьей сцене с учебным филиалом у Александринского театра.

В Москве выстроены театры Джигарханяна, Фоменко, Калягина, совершена реконструкция МХТ, глава правительства открыл обновлённый Театр Наций. Я вижусь с театральными деятелями из различных регионов России – Астрахани, Саратова, Омска, Перми, Дальнего Востока – та же успешная для культуры картина.

Отчего же в депутатских дебатах о культуре, круглых столах деятелей искусств не приводятся эти примеры? Справедливость так как непременно торжествует.

И бывший Ленинградский областной театр за последние десятилетия стал Театром Европы, федеральным театром, гордостью России, где у актёров не такая маленькая заработная плат, как в городских театрах. Это что – нехорошее отношение к культуре?

Позволяйте быть объективными.

А вот второй вопрос. Как выделенные деньги употребляются?

Мне сейчас ясно одно. В то время, когда мы говорим о взаимоотношениях культуры и власти – мы говорим лишь о деньгах.

В случае если в отечественном обществе деятели культуры смогут вечером набрасываться на власть со ужасными обвинениями, а на другой – распивать с данной властью чаи – это двуличие. Это поиск пользы.

Это лицемерие. Это неправда.

Это всё то, что обрисовывал Бальзак в собственной «Людской комедии».

Заразительные театральные революции

Культуру создают люди, образующие общество. ЛЮДИ. При чём тут власть? Во всём мире искусства и деятели культуры на два-три года вперёд знают собственные замыслы, а у нас театры , живущие на полном национальном обеспечении, не смогут разработать замысел на месяц вперёд! «Мы не можем вмешиваться в репертуарную политику!» – говорят госслужащие от культуры.

Какая же это репертуарная политика, простите? Это было, в то время, когда заставляли ставить «про Ильича».

А замысел на 6 месяцев, сезон вперёд – это то, что работодатель (департамент ли, комитет по культуре) обязан потребовать, по причине того, что это легко график работы.

Имеется слово работодатель. И национальные учреждения культуры, в частности театры, должны подчиняться работодателям. А на данный момент работодатель не требует, и вот тогда и появляется волна мелких заразительных театральных революций.

Они уже угрожают стать систематическими.

Тем временем практически ничего не изменилось в театре с советских времён. Бесконечное желание жить за счёт бюджета страны. Бескрайняя жажда огромных субсидий под различные, иногда мифические, проекты.

И крайнее неуважение к тем, кто образовывает сущность театра – к режиссёру, артисту. Директор, главный бухгалтер театра, живописец, костюмеры и гримёры без артиста – ноль. На сцену-то выходит Его Величество Артист.

А во многих театрах его зарплата либо однообразна либо намного ниже бухгалтера.

Я весьма поддерживаю Валерия Фокина, Юрия Петровича Любимова, Марка Захарова в том, что на данный момент нереально существование театра на тех советских условиях, каковые сохранились и до сих пор нас преследуют.

Наряду с этим и переход на контрактную совокупность – весьма щекотливый и сверхсложный вопрос. И просто так – с бухты-барахты – не совладать.

Это говорю я – чей театр с самого начала существует лишь на контрактной базе и что – не антреприза дутая, а русский репертуарный театр, в афише которого 26 названий! Ежедневно, как и в театрах , тут поднимается занавес. Это репертуарный театр с контрактной труппой.

Кстати, и сейчас в театрах , к примеру, в столичном «Современнике» по контакту трудятся и Маковецкий (театр им. Вахтангова), и Евгения Симонова (театр им.

Маяковского) и Филиппенко (свободный художник). И без того уже практически во всех питерских театрах.

Но репертуарный-то театр наряду с этим сохраняется.

Вынудить трудиться контрактную совокупность

Что необходимо чтобы контрактная совокупность в театре реально получила? Во-первых, должна быть социальная и материальная защищённость каждого театрального артиста.

По причине того, что артист – это особенный организм, его рабочий инструмент – это он сам. Он пропускает роль через сердце, подрывает здоровье.

Да и то, что сейчас в театрах артисты приобретают так именуемые финансовые средства – заработную плат бюджетников, – это унизительно и для человека, и для страны. Заработную плат обязан платить сам театр из собственной выручки, без всяких разрядов. По занятости и таланту.

При сохранении национальных субсидий на выпуск спектаклей и содержание театра.

При переходе на контрактную совокупность необходимо перевоплотить сегодняшнюю заработную плат артистов в коэффициент соцзащиты. Артистам, каковые по всем немыслимым срокам служения в советском и русском театре пожизненно считаются штатными, выплачивается заработная плат из государственного бюджета.

Но! Никаких добавок, надбавок, грантов, постыдного повышения на 13–15% за счёт страны.

Учреждения, каковые оказывают населению платные услуги, сами должны устанавливать и выплачивать хорошую заработную плат своим работникам. Любой артист обязан знать цена собственного выхода на сцену и на репетицию.

А гримёры-костюмеры должны знать цена собственного рабочего часа. Её размер оговаривается в договоре, ответ принимает начальник театра – худрук-директор.

Разделение этих должностей неверно. В театре должно быть единоначалие.

Художественный фаворит. Чёткая вертикаль. Лишь тогда будет порядок.

В случае если режиссёр не разбирается в вопросах экономики – он вряд ли сможет руководить таким организмом, как театр.

Но, в случае если по каким-либо обстоятельствам основной режиссёр, художественный руководитель делегирует вопросы орг характера, директор обязан ему подчиняться, сохраняя тем самым единоначалие. А по-второму просто не может быть.

Говорю об этом уже пара лет подряд!

Глава правительства страны на недавнем заседании с начальниками театров в столичном Ленкоме сообщил: «Худрук театра – это первое лицо».

Бесконтрольность чревата

Само собой разумеется, бесконтрольность чревата. Безрадосно, что на данный момент люди различных взоров объединяются не столько за художественное управление собственного коллектива, сколько против способов, которыми кое-какие лица пробуют достигнуть собственных целей.

И жаргон обличителей выбранной жертвы напоминает обличения Пастернака: «Свинья не сделает того, что сделал имярек». Способы остались прежними. Вот что страшно.

Исходя из этого – дабы избежать на данный момент разрушения университета русского репертуарного театра, должен быть чёткий закон, регламент, исключающий сведение квитанций до минимума.

И права Генриетта Яновская, в то время, когда говорит, что в Законе о театре должна быть необходимая строка о запрете перепрофилирования строений театров.

У себя не похитишь

Я говорю на данный момент о совокупности. Голодные артисты начинают имеется режиссёра, художественного руководителя Неслучайно во второй половине 50-ых годов двадцатого века Товстоногов сообщил труппе БДТ собственное известное: «Я не съедобен».

А сейчас съедобным был Арцибашев, и активные артисты театра Станиславского сделали съедобным Галибина. И творческие нюансы тут не всегда главные – с однообразным аппетитом в Ленинграде Голикова и ели, и Фоменко, и Воробьёва.

Артис-ты! А у Карбаускаса конфликт с директором. Мы обсуждаем тенденцию.

Исходя из этого должен быть чёткий закон о театре и сильные опытные альянсы, каковые будут отстаивать и артиста, и работодателя. У театра должен быть хозяин.

По причине того, что похитить у себя запрещено.

Культура не может быть всецело самоокупаемой. Но культура, театр – не иждивенцы.

Это факт. Во многих громадных театрах на данный момент имеется коммерческие пьесы, цены на каковые высоки. Наряду с этим театр на полной госдотации. Но значит, в театре имеется такие механизмы, каковые при грамотном ведении дела, приносят хорошие плоды?

Разрешают самим содержать работников, платить им хорошую заработную плат. Вот лишь раздутых штатов и настоящих иждивенцев в таких театрах быть не должно – по десять замдиректоров по ксероксам и мётлам.

Деньги разъединяют. Факт. Культура объединяет. На отечественном «Фигаро» – Русском Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова, первая церемония которой состоялась 8 марта 2011 года в помещении отечественного театра, носящего имя Миронова, в одном зале, на одной сцене были совместно и А.Н.

Сокуров, и В.В. Бортко, Д.Д. Месхиев, А.Е.

Преподаватель, Татьяна Москвина, Алексей Бартошевич, Валентин Гафт, Даниил Гранин, Юрий Яковлев с Николаем Караченцовым, Мария Миронова-младшая, Светлана Крючкова, и мог бы быть А.Ю. Герман, у которого снимался Андрей Миронов (если бы Герман не уехал лечиться в Германию).

Это было торжество таланта. Торжество культуры. уважения и Культуры общения друг к другу.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

А не торопись ты нас хоронить


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: