Рим-2013: приглашение в преисподнюю

Рим-2013: приглашение в преисподнюю

В текущем году по большей части конкурсе кинофестиваля в Риме русских фильмов не было, но на внеконкурсной основе состоялась интернациональная премьера долгожданного фильма Алексея Германа «Тяжело быть всевышним», до которой режиссёр так и не дожил. Думаю, картина сходу попадает в историю мирового кино, что про многие другие фильмы с уверенностью сообщить запрещено.

Забрав за базу одноимённый роман Аркадий и Борис Стругацких, Алексей Герман переносит нас в мир, что будет ужаснее первой части «Божественной комедии» Данте называющиеся «Преисподняя».

Вместе с женой и соавтором сценария Светланой Кармалитой он трудился над фильмом фактически 14 кропотливость – и лёт работы видна в картине. В ней такая изобразительная роскошь, что она временами граничит с излишеством.

Плотность вещества судьбы на том свете зашкаливает, воздействие происходит сходу на первом, втором а также самом далёком замыслах. Формально мы переносимся на планету Арканар, куда когда-то горстка просвещённых землян пробовала принести свет цивилизации, инициировать Восстановление и столкнулась с неодолимой инерцией самого дремучего Средневековья.

Но в созданном могучим воображением режиссёра городе-крепости, окружённой глубокими болотами, где в один раз просыпается киногерой землянин Румата (Леонид Ярмольник), нет ничего инопланетного. И мы совершим с Руматой путешествие по улицам, где хлюпает грязь вперемешку с нечистотами, и замковым залам, неизменно набитым разнообразными уродцами, дабы испытать к ним глубокое отвращение.

Они кроме того не знают, в каком аду они живут. Основная эйфория для них – это утопить либо повесить книгочея, писаку.

Наряду с этим они всё время гадят. Причём нужники на балконах зажиточных вторых этажей имеют дырку прямо над головами голытьбы, бредущей по узким переулочкам.

Среди этого ада Румата, отечественный новоиспечённый Вергилий, переживает собственную нелёгкую долю. Он не просто показывает нам новые и всё новые круги преисподней, но и испытывает собственную драму.

Для местных он неуязвим, как Всевышний, и никто не имеет возможности его поразить. Но и он не имеет возможности ничего предпринять, дабы выполнить собственную цивилизационную миссию. В Арканаре она была невыполнимой.

Он лишь и может, что горстку интеллигенции запрятать где-то между болотами. К тому же земляне по большому счету утратили интерес к проекту, и Румата начинает неспешно опускаться.

В начале фильма он носит доспехи и кафтан, у него красавец-конь, слуги, живущие в его замке, наперегонки пробуют угодить ему, поднося то кальян, то кубок. По большому счету в фильме я не увидел персонажей с безлюдными руками – все что-то несут, тащат, крутят.

Но вот проходит какое-то время, и мы уже видим Румату сидящим на осле задом наперёд. А убийство он совершит по большому счету в кальсонах, действительно, наденет шлем с рогами и проткнёт этим шлемом туловище неприятеля.

И мы будем изрядное время замечать, как из него вываливаются кишки. А в то время, когда совершится персонажи и резня с лицами ещё более утрированными, чем у Босха, будут в изобилии валяться на площадях и улицах, он заберётся в лужу типа пруда в одном исподнем.

Действительно, верный раб с арбалетом принесёт ему шикарную шубу и сядет рядом защищать.

За время фильма власть в Арканаре переходит из рук в руки. Причём не всегда светло, кто завладел ею на этот раз, – то ли люди «Ордена», то ли племя «Серых».

А в какой-то момент появляются узкоглазые лучники в лисьих шапках, убивающие одного из аристократов. Но последовательность смены правительства не принципиальна, поскольку в то время, когда «Серые» берут власть и расслабляются, торжествуя, то сейчас уже близка победа «Тёмных» и напротив.

Другими словами сделать ничего запрещено. А вдруг перебить всех сильных, то не сильный разделятся на более сильных не сильный и менее сильных не сильный.

И неизменно кто-то займёт второй этаж с нужником на балконе, а кто-то будет брести под этим нужником, размазывая по лицу фикалии.

В залах замка ощущаешь себя не просто в преисподней, а в какой-то изощрённой подводной преисподней. С потолков всё время что-то свисает, как водоросли в какой-нибудь подводной пещере.

То связки дров, то легко перекрученные канаты и верёвки, то туши и тушки различных животных, и, само собой разумеется, апофеозом сюрреализма делается образ подвешенной упитанной коровы. Мир фильма создан так изощрённо и причудливо, что любой кадр приносит неожиданность.

И не смотря на то, что в фильме никому не сочувствуешь (к Румате испытываешь интерес), но наблюдать его весьма любопытно. Три часа пролетели на одном дыхании.

В Риме Алексею Герману посмертно вручили приз за вклад в мастерство кино (за жизненные успехи). Его приобретали соавтор и вдова Светлана Кармалита и сын Алексей Герман-младший, помогавший доделать сведение звука, которое опоздал завершить папа.

Мировая премьера фильма «Тяжело быть всевышним» стала главным событием Рима-2013.

Напоследок хочется подчернуть, что во второй по значению программе «Кино XXI века» победил русский фильм «Непал окончательно» режиссёра Алёны Полуниной, снятый в жанре документальной комедии. Его два храбреца – питерский его коллега и коммунист из Ленинградской области – отправляются в Непал, дабы помирить две группы непальских коммунистов, каковые что-то не поделили и поставили под угрозу мировое коммунистическое перемещение.

А режиссёру какой кайф – по окончании снегов она может снять слона. Условия судьбы непальских коммунистов не радуют.

А в то время, когда по еле фырчащему телевизору храбрецы определят, что погиб Ким Ир Сен, то решают отыскать консульство КНДР, дабы принести соболезнования от имени русских коммунистов. В то время, когда какое-то северокорейское помещение будет отыскано, его жители будут достаточно шокированы резвостью петербургских сотрудников.

Фильм забавной и милый в один момент, и победить на секундочку у создателя «Молчания ягнят» Джонатана Демме, чей новый фильм был в данной же программе, дорогого стоит.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Приглашение из Рима в МЛМ.wmv


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: