Россия — это чудо

Россия - это чудо

Быть может, Цитадели «и» разделение «Предстояния» перерывом длиной в год было не лучшим ответом: первую часть фильма многие просто не осознали и предъявляли ей претензии по части недостоверности, каковые сейчас возможно всецело снять.

Титаническая картина Михалкова не имеет отношения к достоверности и правдоподобию, к цифрам и фактам, к «букве» Великой войны.

Вот что такое «цитадель», которую штурмуют отечественные воины?

Это таинственный серый замок, грозно высящийся в тумане, откуда веет Вагнером и где «крутит собственные диски пулеметчик Ганс», очкастый любитель белой мышки и арий из «Изольды и Тристана».

А товарищ Сталин (Максим Суханов) – разве имеется в этом пупырчатом драконе, смотрящем красными глазами через собственную временную людскую оболочку, что-то реалистическое?

Итак, «Цитадель» – мистическая и мифологическая лента не о букве, но о духе Великой войны. Ожесточённая и ласковая поэма о России, которую создатель за рекомендацией поэта «умом не осознаёт».

А осознаёт душой, сердцем, «духом и брюхом» – и осознаёт что-то основное.

Две линии повествования – дочь на войне, папа на войне – сохранены. Надя (Надежда Михалкова) служит , но от контузии теряет голос (и делается от этого, кстати сообщить, куда более ясной).

Сражаясь за вывоз раненых, Надя кроме того стреляет в ногу тупому водителю, бросающему людей на погибель. В колонне грузовиков, в кузове, под бомбами рожает несчастная дама (Анна Михалкова), которую изнасиловали немцы.

Нового нежеланного гостя пострадавшие бойцы предлагают назвать Иосифом Виссарионовичем и чудесным образом спасшиеся от смерти начинают петь и смеяться. тревога и Страх сменяются бурным радостью! В разбомбленной колонне, в сожженном поле, в грязи и крови, завернув в последнюю чистую рубаху рожденного от неприятеля детеныша, люди радуются и ликуют.

Командир дивизии Котов занимает в пространстве фильма в этом случае куда больше места. Он делает драматическую набег «в мир», в тот дом, где когда-то был радостен и откуда, от любимой жены Маруси его увезла «тёмная маруся».

Митя, сейчас полковник НКВД, тяготеющий к смертной казни, но невольно живущий и делающий распоряжения Хозяина, которому он дал адскую присягу, забирает командира дивизии от цитадели и везет в прошлое.

В ту реку, в которую, как мы знаем, нельзя ступить два раза

Река обмелела, березовый лес срублен – немцы понаделали из него крестов на могилы, дом как-то съежился и потускнел, не смотря на то, что все его жители живы. И забавные старухи, и рассеянный доктор наук, и разбитная мамочка, и круглолицая Мохова, и спелая, златовласая Маруся. (Действительно, большая часть ролей выполняют другие актеры, нежели в «Утомленных солнцем», – время, время!) В данной части картины Михалков создал потрясающее чувство потери, исчезновения счастья, бессердечной энтропии.

Все не то! Все не так! Командиру дивизии вернули ордена, он умылся, побрился и опять стал бравым мужчиной, он поменял штрафные обноски на элегантный белый китель – но любви и жизни не вернешь.

Маруся (Виктория Толстоганова) сошлась с Кириком (чудный, как неизменно, Владимир Ильин), прижила ребеночка – снова пищит очередной не слишком-то жданный гость в нашем мире!

И командиру дивизии в этом раскладе места нет, он не нужен, он страшен, как привидение.

Маруся с Кириком и другими жителями дома сбегает от бывшего мужа. Тот на белой лошадке догоняет их на станции – и осознаёт, что ничего не вернешь.

В этот самый момент обезумевший от скрытого горя, ощерившийся, как зверь, командир дивизии попадает в центр свадьбы безногого воина (превосходно сыграл Павел Деревянко) и сочной девахи. Как проводы в армию в «Родне», эта свадьба возвращает храбреца в лоно кипящей национальной стихии. «Опять выпивают тут, дерутся и плачут!» Храбрец кидается в людей, как в море, и, в случае если его личная жизнь погибла, – неспециализированное море неизменно готово принять, поцеловать и налить стопочку.

По причине того, что – живем. Безрукие, безногие и безрассудные, несчастные и глупые, вороватые и озлобленные – живем, выпиваем, любим.

Что год, что век – побеждая все войны на собственной почва.

Этого не может быть, этого не должно быть, но это имеется.

Но обнимает невесту калека солдатик, визжит гармошка, смеются бабы, и в чистом поле не известно от кого снова рождается младенец, и дочь ищет отца, и находит его, и проносит беду, и сама собою падает грозная цитадель, штурмовать которую русские идут, совершенно верно в былине, с кольями и палками на бедовых плечах

Режиссера отличает замечательное чувство национальной стихии. Возможно не принимать его необычной, весьма личной, мифологии. Не смотря на то, что у нее большое количество естественных корней – и фольклорных, и литературных.

Но тяжело не ощутить, как мужественно человек сражается за то, во что он верит, что ему дорого.

(Я уж не говорю, как это снято. Это снято так, как могут в нашем мире, возможно, три-четыре человека, да да и то – не точно. По причине того, что энергетически Михалкову равных, по-моему, нет.)

Не считая знаков и мистики, в «Цитадели» имеется четкий сюжет, хорошие актерские работы, громадный труд сотен специалистов – и в полной мере неповторимое, на грани мистерии, существование на экране самого Никиты Михалкова.

Не вижу никаких обстоятельств, из-за чего бы зрителю не взглянуть эту картину.

Мне она не только улучшила настроение и повысила жизненный тонус – у меня обострилось «чувство Отчизны», причем оно, это чувство, выяснилось весёлым и ярким.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Прикол My little pony СССР (Российская Федерация) Rytp


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: