Школьные годы и рок-н-ролл

Школьные годы и рок-н-ролл

Опять начинается школьная осень. Но так уж повелось, что в школе изучают не только математику, физику либо химию.

Для многих знаменитых музыкантов путешествие в рок?н-ролл началось кроме этого в школьные годы.

Известно, к примеру, что Виктор Цой организовал собственную первую группу в восьмом классе, а Борис Гребенщиков – в девятом.

Юрий Шевчук кроме этого начал выступать в рок-группе, получая образование восьмом классе. Действительно, он тогда ещё не пел, а лишь играл на соло-гитаре.

Его первая несколько именовалась «Вектор» и славилась в Уфе родным к оригиналу выполнением песен группы Led Zeppelin.

Пётр Мамонов также в первый раз забрал гитару в руки, получая образование школе. Примечательно, что его «Звуки Му» собственный первый концерт в январе 1984 года отыграли в той самой британской спецшколе, где когда-то обучались Пётр Мамонов и его брат Алексей Бортничук, гитарист «Звуков Му».

А они к этому времени были вовсе не школьниками, а взрослыми дядьками.

Константин Никольский в 15 лет, другими словами будучи ещё школьником, стал гитаристом популярной столичной рок-группы «Атланты».

Фаворит «Атлантов» Алик Сикорский вспоминает: «Мы уже влились в неспециализированный последовательность популяризаторов новой музыкальной волны, как у нас в ансамбле разразился кризис. в один раз мы выступали в громадном зале (это было в ДК фабрики «Дукат». – Прим. В.М.), и вместе с нами игрались и Градский, и «Наследники», и «Скифы», и ещё целая туча ансамблей.

В то время, когда отечественный ритм-гитарист вышел на сцену и заметил огромное количество людей – финиша зала не было видно, и в темноте терялся народ – его парализовал ужас. Придя в себя, он выдавил: «Я играться не буду». Снял гитару и ушёл. И мы игрались без него.

Это было во второй половине 60-ых годов двадцатого века.

А Костя до поры до времени негромко сидел дома. Мы с ним встретились на вечеринке в писательском доме на Университетском проспекте, что у кинотеатра «Прогресс».

Мне сообщили: «Тут живёт юноша, что хорошо «кладёт» ритм на гитаре». Приходит юноша, кличут Костя, либо, как он сам обожает сказать, Константин, и «кладёт», как было сообщено, на гитаре тот самый струны и блюзовый ритм подтягивает»

Появление Константина Никольского в составе «Атлантов» мгновенно повысило рейтинг ансамбля, по причине того, что он уже умел играться в новом актуальном стиле, другими словами в стиле Rolling Stones.

Ансамбль «Атланты» оказал влияние на появление второй популярной столичной группы – «Машины времени».

Собственную первую группу Андрей Макаревич собрал, в то время, когда получал образование восьмом классе. Именовалась она, действительно, не «Машина времени», а The Kids. Не считая Андрея в состав входили ещё две девочки-одноклассницы.

Втроём они выполняли англо-американские народные песни.

в один раз в школу, где обучался Андрей, приехала несколько «Атланты», которая тогда пребывала на гребне собственной популярности. Однако, набравшись смелости, Макаревич и его девчонки в перерыве подошли к «Атлантам» и попросили разрешения сыграть.

Сперва «Атланты», шедшие по судьбе в ореоле полубогов, подняли их на хохот, но Алик Сикорский внезапно задал вопрос, кто на чём играется. В то время, когда же он выяснил, что в группе Андрея нет бас-гитариста, заявил, что подыграет.

Внимание со стороны знаменитого музыканта самым важным образом оказало влияние на судьбу Андрея Макаревича, и скоро в стенках той же школы показалась новая формация, которая позднее превратилась в «Машину времени».

«на данный момент я довольно часто думаю, как отечественная будущее зависит от каких-то мелочей, – признаётся Андрей Макаревич. – Алик так как имел возможность и не разрешить нам сыграть…»

Мастер групп «и» Гитарист «Ария», создатель известных хеви-железных хитов «разум и Воля» и «Поднимись, ужас преодолей» Андрей Большаков стал участником школьного ансамбля, получая образование седьмом классе. «Двоечником я не был, – говорил Андрей, – но и отличником также. На гитаре бренчал. И этим всё сообщено: другие уроки учат, а я…»

Старший брат познакомил Андрея со собственными приятелями – музыкантами из группы «Боб­ры», каковые довольно часто приезжали поиграть на танцах в его школу №185. Андрей обязательно желал пробраться на школьный вечер, дабы послушать чарующие звуки электрогитар.

Но потому, что на танцы допускали лишь старшеклассников, то семикласснику Большакову не всегда разрешали войти в актовый зал. И тогда «Бобры» без промедлений брали его под защиту: «Данный с нами!..»

Позднее «Бобры» стали систематично кликать Андрея с собой на гастроли. Первая такая поездка прошла в Зеленоград. Какие-то взрослые тёти, увешанные фенечками из бисера, отправившиеся в эту поездку вместе с «Бобрами», всё время задавали вопросы:

– Чей ребёнок?!

– Это отечественный сын полка! – смеясь, отвечали музыканты.

В зеленоградском Дворце культуры «Бобры» игрались песни из репертуара The Beatles и Rolling Stones. Андрей наблюдал концерт из-за кулис, перед ним были музыканты, а дальше таинственно бурлил полутёмный зрительный зал.

В конце выступления, по окончании того как «Бобры» спели песню собственного произведения «Свет в твоём окне», музыкантам устроили настоящую овацию. Волна любви, исторгаемая публикой в сторону «Бобров», накрыла Андрея с головы до ног, и он почувствовал, что ему также хочется выйти на сцену и в том месте сыграть собственный рок-н-ролл.

Концертный администратор Столичной рок-лаборатории Александр Агеев вспоминал, что вместе с ним в школе №265 в середине 1960-х годов обучался Игорь Саульский, сын популярного композитора Юрия Саульского. В вестибюле школы стоял рояль, и, когда наступала перемена, парни тащили Игоря к инструменту и просили выполнить песню «Тёмный кот», которую сочинил его папа, и другие рок-н-твисты и роллы.

Игорь начинал играться, и в случае если на крамольные звуки из класса выскакивала какая-нибудь обиженная учительница, то парни ей растолковывали, что, дескать, у Игоря весьма строгий отец, что заставляет сына играться в строго определённое время много ежедневно. И без того происходило каждую перемену…

В то время, когда Игорь вырос, то стал весьма хорошим музыкантом и игрался во многих популярных ансамблях: в «Арсенале» Алексея Козлова, «Скоморохах» Александра Градского, «Машине времени» Андрея Макаревича и др.

Превосходную историю о школьных годах поведал Анд­рей Горин, фаворит группы «Оловянные солдатики», известной тем, что она первой в СССР записала магнитофонный альбом, и выполнила песню собачек в мультипликационном фильме «Ну, погоди!».

«Шёл 1964 год. Я получал образование восьмом классе школы №710, что стоит на Студенческой улице. А по большому счету это была школа-лаборатория №1 при Академии педагогических наук.

Это была совсем прекрасная школа, где учителя на уникальность верно относились к детям…

Всё началось с того, что нам приобрели электрогитары и ударную установку. Полный набор! Как у битлов. Это было легко чудо!

Так как оказалось, что барабаны переливаются всеми цветами радуги!

Мой школьный ансамбль пробился на телепередачу-конкурс молодёжных коллективов. Одни в том месте гопака плясали, другие пели под гармонь, и среди этих школьных коллективов красовался отечественный бит-ансамбль.

Проходил конкурс в Телевизионном театре на Электрозаводской улице. Мы не решились выполнять в том месте рок-н-роллы, каковые уже пели в школе, а вынесли на телевидение песню «Down by The Riverside», которую подали как песню борцов за мир, песню протеста.

А вторая композиция была шуточная – про кита, мы её пели в походах. Мы верили в собственном успехе, по причине того, что были и лучше подготовлены, и занимательнее, по причине того, что все танцевали гопака, а мы выполняли что-то уникальное.

Конкурс делала выводы певица Майя Кристалинская. Она была возмущена отечественным выступлением легко до крайности. И не смотря на то, что был прямой эфир и нас показывали на всю территорию страны, но Кристалинская сообщила ужасные слова…

Она заявила, что «а вот ансамблю из 710?й школы нужно серьёзно задуматься о собственном репертуаре, о том, что они поют, а основное – на каком языке они планируют петь!..» Нас зарубили со ужасной силой!

Но в школе преподавателя сообщили: «А мы думаем, что вы победили в этом конкурсе!» – и специально для нас устроили торжественный вечер, дабы мы имели возможность поиграть какое количество желали. В большинстве случаев вечер заканчивался часов в одиннадцать вечера, а тут нам дали играть хоть всю ночь.

По причине того, что мы всё равняется планировали бы с гитарами по углам, по подъездам. И они сделали вывод, что лучше пускай всё будет происходить у них на глазах. Вот такая у нас была совсем поразительная школа, и люди были необычные!..»

Поэтесса Маргарита Пушкина, сочинившая множество хитов для групп «Ария», «Мастер», «Високосное» лето «и Автограф», познакомилась с рок-музыкой в первой половине 60-ых годов двадцатого века, в то время, когда жила в Венгрии (её папа был командующим ВВС Западной группы армий. – Прим. В.М.).

«В Венгрии было большое количество хороших групп: «Омега», «Иллеш», – говорит Маргарита, – и это уже тогда начало затягивать. А в один раз по венгерскому телевидению продемонстрировали концерт The Beatles, и я зафанатела.

Мы с девчонками бегали в коммерческие ларьки за сигаретами, а в том месте продавались различные нашивочки на рукава, закладки, сделанные из фотоплёнок без эмульсии, – атрибутика, другими словами: «Роллинги» и «Битлы». Честно говоря, «Роллинги» мне сначала понравились больше, поскольку у Джаггера был зверский вид, что, по моему точке зрения, более соответствовало рок-н-роллу.

И народ, соответственно, делился на тех, кто за «Битлз», и тех, кто за «Роллинг Стоунз».

Но по окончании жизни в Венгрии мне было безумно тяжело приспособиться к советской школе, где рок-музыка являлась ещё диковинкой, и при любой возможности я стремилась улететь к отцу. На армейском самолёте с капитаном Смирновым мы летели к папе, и в следствии мои каникулы сильно затягивались. Отец писал в школу записки, что, дескать, стоит нелётная погода, а я сейчас шуровала по Будапешту в отыскивании всякой пластинок и атрибутики, а позже всё это хорошее и яркое несла своим соученикам в Москве»

Бас-гитарист группы «Ария» Виталий Дубинин получал образование седьмом классе, в то время, когда собрал собственную первую группу.

«Я во Внуково жил и получал образование школе №41. У нас в городе было всего две школы, и в каждой школе были ансамбли, – вспоминает Виталий. – Мы с приятелями ходили в музыкальную школу: кто – на фортепиано, кто – на баян.

В конце 1969 года мы в первый раз услышали «Битлз», и нам захотелось быть, как «Битлз». Мы сделали ансамбль, но так как гитары были уже заняты, то я стал играть на барабанах.

Мне достались два пионерских барабана и тарелка, которую мы выточили сами. Но позже мы нашли настоящую тарелку.

Это был 1972 год.

На бас-гитаре я начал играться в девятом классе. Но в 10-м родители мне запретили играться.

Они говорили: «Нужно к экзаменам подготовиться».

Фаворит «Арии» гитарист Владимир Холстинин вышел на сцену ещё перед тем, как забрал в руки гитару, с десяти лет он выступал в составе Люберецкого оркестра русских народных инструментов.

«В 9 лет я отправился в музыкальную школу по классу домры, – вспоминает Холстинин. – Пришли в школу взрослые дяди и задали вопрос: «Кто желает играть на домре либо балалайке?» И мне мама сообщила: «Сходи!» Ну я и отправился.

Проучился я год в музыкальной школе, а на второй меня приняли в оркестр, сперва – на вторые роли, а позже – и на первые. И три года я игрался в оркестре народных инструментов, причём выступали мы на больших площадках».

А позже Володя Холстинин услышал «Дом восходящего солнца» и забрал в руки гитару, дабы обучиться играться эту восхитительную песню. В первой половине 70-ых годов XX века он начал выступать в ансамбле люберецкой школы №5. Вот такое было начало

Легендарный вокалист первого состава ВИА «Радостные парни» Юрий Петерсон получал образование музыкальной школе при Рижской консерватории имени Эмиля Дарзиня. В школе за одной партой с ним сидел Александр Годунов, будущий солист Громадного театра и партнёр Майи Плисецкой, а широко узнаваемый танцор Михаил Барышников обучался на класс старше.

«В классе нас было 13 человек, включая балетников, – говорит Юрий Петерсон. – В простой советской школе в классе было человек по сорок, исходя из этого если тебя позвали к доске и ты нормально ответил, то следующий месяц можешь сидеть нормально: тебя ещё продолжительно никто не позовёт. У нас же возможности отсидеться не было: нас было мало и задать вопрос имели возможность в любую секунду.

К этому добавлялись и занятия по музыкальной профессии, по сольфеджио и гармонии. Я уходил в половине девятого утра, а возвращался к себе в восемь день назад. А утром всё сперва. Я садился на трамвай около дома.

Прекрасно, что сейчас трамвай бывал полупустой, исходя из этого, положив голову на спинку переднего сиденья, я спал и просыпался, только в то время, когда подъезжал к школе.

А балетные были заняты ещё больше, чем мы, поскольку они же танцевали в массовке в постановках отечественного театра оперы и балета! В «Щелкунчике» дети бегали – это они.

У нас в городе балет обожали, на спектаклях неизменно бывал аншлаг. Но успех оборачивался тем, что к себе они приползали практически на карачках, падали в койки и отрубались. Многие дремали кроме того на занятиях.

Особенно весной, в то время, когда сил уже нет.

Напряжение было весьма важным, росло с каждым годом и неспешно приближалось к собственной кульминации – выпускным экзаменам. У меня были хорошие оценки по гуманитарным предметам, но я принципиально не желал учить ни математику, ни физику, ни химию, поскольку думал, что музыканту математика нужна лишь чтобы платы подсчитывать, и мой папа сыграл полностью очень способную роль в том, что я удачно сдал все экзамены.

Я пришёл к нему с горой книг и честно согласился:

– Отец, у нас через месяц экзамены, а я ничегошеньки не знаю!

Он отложил в сторону недоделанный мундштук, забрал в руки учебник начал и физики его просматривать вслух. Он просматривал, а я запоминал.

После этого он забрал учебник химии и также прочёл его от корки до корки. В итоге он наблатыкал меня так, что я сдал всё на целые пятёрки.

А по окончании того как экзамены были сданы, мы загрузили книжки на плот, что смастерили сами, подожгли их и, стоя на мосту через речуху, которая протекала между оперным театром и нашей школой, наблюдали, как отечественные знания уплывают вдаль»

* * *

И вот начинается новый учебный год, и новые девчонки и ребята идут в школу. Быть может, кто-то из них станет новой звездой русского рока

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ


Читайте также: