Шут в кремле
Александр Баширов – не только режиссёр и актёр, но и социально-культурный активист. Каждый год он проводит в Питере кинофестиваль «Чистые мечты», где демонстрируются очень неформатные фильмы.
Обозреватель «АН» побеседовал с Башировым о культуре, о власти, о деньгах и об алкоголе.
Власть глистов
«АН»: Один из слоганов вашего фестиваля – «киноэкстремизм». Простите, но экстремизм – это уголовное правонарушение.
Вот и видео «Пусси Райот» суд признал экстремистским.
Баширов: в наше время смешивают понятия «терроризм» и «экстремизм». По той причине, что терроризм сейчас – семантический (смысловой, в случае если угодно).
Он нацелен не столько на человеческие судьбы, сколько на знаки: на поликлинику, на школу в Сутки знаний, на «Норд-Ост», в котором молодёжь пела о ярком будущем, на башни-близнецы, на Пентагон. Такая семантическая атака – это разрушение гуманизма, гуманистического проекта.
Особенно болезненно воспринимается атака на религиозные сокровища, потому, что религия делается для людей последним оплотом истины в условиях тотальной лжи – политической, потребительской. манипуляторы и Провокаторы весьма умело это применяют, и общество ведётся на конфликт около религии.
Этот момент тут ключевой – желание манипуляторов руководить поведением общества. И экстремизм тут не причём.
Для меня экстремизм – творческий выход за границу условностей. Этим занимаются, само собой разумеется, люди маргинальные.
По причине того, что для этого нужны шизофрения и смелость (смеётся). И бытовая неустроенность, потому, что предполагается поиск собственной самости. Я приветствую такое направление.
Напомню, что возможность в живописи показалась как раз как выход за границу – когда-то живопись была лишь двухмерной. Учёные – также экстремисты, по причине того, что это экстремально – прививать себе оспу либо отправляться в чумной барак.
Киноэкстремизм разрушает удобную идеологию успеха, где принципиально важно быть молодым, богатым и здоровым. Где главные неприятности – запах и перхоть пота. Насытиться на этом пути сложно, по причине того, что в случае если у тебя миллион, то у кого-то – миллиард.
Расти и расти, молодеть и молодеть. Вследствие этого культа успеха человек делается корыстным и боязливым – появляется ужас утратить всё нажитое.
Проект называющиеся «личность» для современной цивилизации несущественен. Экстремизм в мастерстве – удел нонконформистов, каковые не играют ролей во всём этом социальном театре, в данной цивилизации.
«АН»: Александр, разве к вам лично это относится? Вы-то добились социального успеха.
Баширов: Не добился. Социальный успех выражается в деньгах и в распоряжении социальными университетами. Основная неприятность любого актёра в Российской Федерации – отсутствие профсоюза. Процент от продаж, иными словами.
Так что в Российской Федерации имеется материал для злорадства и глумления: вот такие гениальные люди умирают в нищете и пьянстве. Нет у нас честной зарплаты . Само собой разумеется, актёры по мере возможностей имитируют собственный социальный успех.
Различными методами: успешным замужеством, близостью к власти. Либо хотя бы к Кинофонду – это красивая синекура в собственном роде.
Государство выделяет миллионы и миллионы долларов десяти менеджерам, менеджеры снимают фильмы, и наблюдают эти фильмы эти же госслужащие, по причине того, что проката отечественных фильмов по сути нет. Моё предложение к Кинофонду: так как новую сеть кинотеатров выстроить нереально, давайте создадим кинопередвижки – надувные утеплённые ангары либо легко шатры летом.
Дойдём до глухих нечернозёмных сёл, дагестанских бурятских юрт и аулов. Поднимем духовную мощь России.
И я предлагаю не только показывать фильмы безвозмездно, но и платить зрителю за просмотр отечественного кино, хотя бы рублей триста. Это лучше, чем распиливать деньги.
«АН»: А вам серьёзен материальный достаток? Имеется так как в жизни и мирские потребности – хлебушка поклевать, к примеру.
Баширов: Я живу сознательно. Другими словами полнокровно использую собственное сознание.
Следовательно, я обожаю и сибаритствовать, и чревоугодничать, а также потреблять. Потреблять богатства, созданные людской культурой. К примеру, выпить граппы в Венеции. А ещё в Венеции архитектура, понимаете ли.
Из-за чего бы не вкусить всего этого? Ещё я езжу на «Порше Кайене».
Я как Маркс: ничто человеческое мне не чуждо. Моя биомасса не вступает в несоответствие с моим метафизическим, астральным телом.
И с моим ощущением себя как универсума – вечного, нескончаемого, духовно необъятного. Я создан по подобию и образу – значит, я всеведущ и вездесущ.
«АН»: Нелюбимые вами олигархи – также люди, им также человеческое не чуждо.
Баширов: Олигархи мне скучны. Они существуют подобно глистам. Глист считает, что радостен.
Но непременно тот организм, в котором он обитает и которым питается, вследствие этого глиста же и погибнет. У правящего слоя нет никакой созидательной цели. И основная неприятность – не олигархи.
Эта неприятность решается легко – национализацией. Но в следствии передачи в госимущество ничего бы не изменилось, по причине того, что у страны огромные неприятности с управлением. Я использую популярный образ из кино – Чужого.
В теле человека поселяется существо, которому нет дела до его чувств и человека. И в один раз оно вырывается наружу, тем самым убивая человека. Симбиоз коррупционных бизнесменов и чиновников – достаточно ужасное существо, оно не думает о России, в теле которой живёт.
И когда-нибудь порвёт её. Полагаю, это произойдёт в ближайшие 5-10 лет. Но я вижу тут и хорошую сторону: это новый вызов для России. В очередной раз мы продемонстрируем миру, как не нужно.
Снова осчастливим человечество за счёт себя.
Скоморошья правда
«АН»: За вами закрепился образ комика с ужасным подтекстом. Это маска для защиты от всякой грязи?
Баширов: Я бы назвал собственный образ юродивостью. Да, это маска, и она нужна. Быть юродивым – довольно безопасно (смеётся).
Прощают какие-то вещи. Не смотря на то, что, может, и не прощают, я не знаю. Надеюсь, по крайней мере. не забываю, я снимался в сериале Досталя «Раскол», давал интервью и сообщил журналисту: простите, мне пора на работу – в Кремль. Он задаёт вопросы: а кем вы в Кремле трудитесь?
Отвечаю: юродивым. И это была чистая действительно, по причине того, что я игрался шута, а съёмки проходили в Кремле.
Журналист воспринял мои слова с испугом.
Иначе, наклеивание ярлыка – это атака на личность. Обезличивание человека. на данный момент необязательно вывешивать либо сжигать скомороха – достаточно его скомпрометировать либо . Либо перекрыть денежные каналы, дабы человек был голодным.
И свободным (смеётся). на данный момент ищутся предлоги перекрыть ещё и Интернет, что советской власти в ужасном сне не имел возможности присниться.
«АН»: Руководители государства также носят маски?
Баширов: Это их обязанность по должности. Они заложники имиджей и протоколов. Для этих имиджей привлекаются эксперты, каковые занимаются написанием сценариев, режиссурой. И руководители страны выполняют эти роли, как простые актёры.
Садятся в истребитель либо куда в том месте ещё. Всё это соперники отечественных людей, каковые получали образование ГИТИСе, МХАТе, ВГИКе.
«АН»: И оппозиционеры также в масках? Ксения Собчак, к примеру, очень сильно изменилась.
Баширов: Да, для неё это ребрендинг, и нужно это приветствовать, брать с неё пример. Человек начинается.
У неё имеется совесть, имеется душа, и она болит. За молодёжь, за будущее. И это так человечно, что не вызывает у меня никаких вопросов.
Я, кстати, пробовал как-то оказать помощь оппозиции. Предлагал Удальцову сделать какие-то вещи более броскими, более дизайнерскими, что ли.
Чтобы это было привлекательно и ясно. Необходимо иметь что-то созидательное, а от этого «до основанья» стоит отказаться. Кстати, с позиций русского, эта песенка забавна.
Уничтожили мир насилья до основанья, а основанье-то осталось (смеётся).
питие и Бытие
«АН»: Не каждому задашь таковой вопрос, но вам, я думаю, возможно. Какие конкретно у вас отношения с алкоголем?
Баширов: Такие же, как и с десертом. Наслаждаюсь.
Наслаждаюсь всем солнцем: и букетом, и данной собственной эрудицией, и другими вещами. Осознайте, нужно чётко отделять зависимость (не имеет значение какую – игровую, алкогольную, никотиновую, шопинг) от удовольствия красотой вот этого мира.
Злоупотреблять не следует, но нужно наслаждаться собственной земной инкарнацией. Радоваться тем возможностям, каковые даёт необычная, чудесно сделанная ипостась – людская ипостась.
«АН»: И никаких неприятностей алкогольное удовольствие судьбой вам не доставляет?
Баширов: Доставляет и будет доставлять. Русский человек широк.
Раньше совместные выпивания были восторгом собственной юностью, собственными возможностями. Чувство протеста снова же.
Не было вторых способов организовать некое сообщество. Вопрос, с кем выпивать и для чего выпивать, имел больше значения, чем вопрос о том, сколько выпивать и как довольно часто. В то время, когда выпиваешь с кочегаром, может оказаться занимательная беседа.
Особенно, если он Витя Цой.
«АН»: Ваш храбрец Толик – питерский интеллигент из коммуналки, в халате и с сеточкой на голове, – очень сильно негодует по поводу сухого закона.
Баширов: Сухой закон ни при каких обстоятельствах и нигде не давал желаемых плодов, это кроме того обсуждать неинтересно. Душить – не по-человечески. Стандартное самодурство власть имущих.
Что можем, то и делаем. Никакие другие варианты борьбы с пьянством в голову Горбачёву не пришли. Необходимо подойти к проблеме с позиции науки, мирового опыта.
Я не против каких-то ограничений, дабы алкоголь продавался в особых магазинах, в определённое время, дабы он был качественный, дабы его не употребляли беременные и подростки дамы. Честно говоря, я по большому счету не вижу сложностей в ответе неприятности пьянства.
Во многих государствах эта неприятность важнее, чем в Российской Федерации, и она решается – последовательно, не нахрапом. Не осознаю, из-за чего не делается попыток перенять их опыт. Это необразованность отечественных правительства?
Невежество?
«АН»: Какова роль водки в развитии творческой личности?
Баширов: Нет никакой роли водки. Что это за гастрономический детерминизм? (Смеётся). Я на данный момент занимаюсь Венечкой Ерофеевым, экранизацией «Москва-Петушки». В том месте храбрец – не водка. Либо заберём Чарльза Буковски: у него – история человеческого духа.
Любой живописец выбирает препятствия для собственного храбреца, через каковые он что-то познаёт. Воодушевление – само по себе, оно божественно, для него не требуются допинги.
Масса людей в мире употребляет препараты и алкоголь – никакого воодушевления им это не даёт. Не смотря на то, что увижу, что у творческого человека больше фантазии для оправдания собственной зависимости перед самим собой.
«АН»: Второй ваш храбрец, также любитель выпить, – активист-пролетарий в вашем же фильме «Металлическая пята олигархии». Вы обгадили фаворитов рабочего движения?
Баширов: Не было таковой задачи. Предлагаю зрителю оценить храбреца самостоятельно.
Думаю, вы не начнёте отрицать, что он переживает и сопереживает.
«АН»: Он забавен, но власть его выслеживает и убивает. Чего она опасается?
Баширов: Правды опасается. Кроме того в таком обличье.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Шут либо умный шпион Кремля: портрет Царева — Гражданская защита