Советские сирены: чудная аида

Советские сирены: чудная аида

10 июня исполняется 75 лет Аиде ВЕДИЩЕВОЙ – прелестной советской певице, прославившейся в 60-е годы по большей части благодаря песням из «Бриллиантовой руки» и «Кавказской пленницы» Гайдая. «Где-то на белом свете» и танго «Помоги мне» знала вся страна – а вот в лицо певицу практически не знали. Голос, лишь голос! Но такова будущее многих «советских сирен» (не тех, что на тревожных автомобилях, – а тех, что в море пели Одиссею) в ту далёкую, «допугачёвскую» эру

Аида Ведищева жива, находится в Америке, время от времени приезжает в Россию, будущее её в далеком прошлом переломилась и переменилась кардинально. За океаном она известна как Amazing Aida (забавная, причудливая Аида).

В Америке же обитает Нина Бродская, а в Германии – Лариса Мондрус: всех этих «советских сирен» как ветром сдуло из СССР к началу 80-х. Их золотое время – 60-е и первая добрая половина 70-х годов.

В мастерстве имеется драматическая тема «двойников» – талантов схожего типа, в один момент появляющихся в ограниченном пространстве. Скажем, в случае если забрать актёров – Серафима Фаина и Бирман Раневская, Эраст Сергей и Гарин Мартинсон Но тут оказались кроме того не двойники, а «тройняшки», по причине того, что Ведищева, Мондрус и Бродская были воистину как «три сестры».

Различные, но глубоко родственные. «Нам бы, нам бы, нам бы всем на дно» из «Человека-амфибии» поёт Мондрус, «Помоги мне» – Ведищева, а «Звенит январская метель» в «Иване Васильевиче» – Бродская, и сходство тут поразительное. Сходу три эластичных, чистых, сильных, ясных лирических сопрано – а помните, что тут же, рядом, Майя Кристалинская, Эдита Пьеха, чуть позднее покажутся Мария Пахоменко, Людмила Сенчина, Валентина Толкунова, Таисия Калинченко «Допугачёвская эра» была богата талантами, и борьба существовала нешуточная.

Редкие записи для телевидения позволяют заметить советских сирен во всём их сокрушительном обаянии для того чтобы скромного советского эротизма. Простые платьица открывают разве плечики, больше ничего не рассмотришь.

Огромные глаза, подведённые неизменными стрелками-раскосинками, стреляют без промаха. Девичья чистота щедро разбавлена милым лукавством, обворожительной недосказанностью.

Вот известная в исполнении Ведищевой песня «Лесной олень» (сравнительно не так давно искусно стилизованная Мариной Кравец в «Один в один»). Что, фактически, за оленя призывает чаровница, из-за чего он «лесной» (бывают, что ли, другие?), отчего столько тайной игры и томности в её выполнении? Возможно, как река под узким слоем льда, так нервничает женская стихия, мало – в самую меру – скованная условностями

Аида Ведищева владела неповторимым голосовым и артистическим диапазоном. Из «трёх сестёр» она была, полагаю, самой озорной, обладала блистательными ироническими интонациями.

Могу привести в пример песню «Караван» («Я с тоской наблюдаю на бархан») – ну чистое же глумление, насмешка, как и хорошее «Помоги мне». Певица играется – то поразительно верную жену, то мечтающую наяву мещанскую дуру, но через пародийную игру проступает её личная сущность: радостная, весёлая, умная и далеко не наивная.

Театр Ведищевой, напоминаю, складывался из одного голоса – в титрах фильмов и мультипликационных фильмов, где она пела, не было указано кроме того фамилии. Так что поколения слушали воистину сказочное её выполнение песни «Ложкой снег мешая» в «Умке» и знать не знали, кто это так колдует голосом, как будто бы вмещающим и сказочный снег, и дивную нежность

Как у большинства детей 60-х годов, у меня была пластинка Аиды Ведищевой, и данный дорогой озорной голос («Всё равняется ты будешь мой!») слился с нашим неказистым неспециализированным бытом, стал родным, радовал и ободрял. Уже тогда меня самую малость злила её фамилия, казалась не через чур звучной, неподходящей.

Само собой разумеется, Ида Вайс (так по рождению) было бы значительно лучше для певицы, звучит здорово: Ида Вайс! Но в 60-е годы имел возможность существовать лишь один Вайс – Иоганн Вайс из фильма «меч и Щит», на эстраде не могло быть никаких Ид Вайс категорически

«Советские сирены», и Ида Вайс – Аида Ведищева в их числе, показались на богатой «земле» сильной и развитой песенной культуры. В Сети имеется видеоклип на композицию «Человек придумал песню» в исполнении Аиды Ведищевой, в том месте портреты известных советских композиторов.

И их не пять, не десять – их пара десятков «набегает». Также неслабая была борьба. Важные, могучие, работящие были люди – советские композиторы; на данной прекрасной мелодической земле вырастали цветы-певцы.

Да, за ними следили строго, жили они по нынешним меркам робко – но очень многое из того, что они сделали, выяснилось прочным, было включено в состав культуры.

Эмиграцию Бродской, Ведищевой и Мондрус (Ведищева эмигрировала последней – в первой половине 80-ых годов двадцатого века) растолковывают антисемитизмом и гнётом цензуры тогдашнего председателя Гостелерадио. Не спорю, весьма возможно.

Но цензура вкупе с антисемитизмом действовали как-то очень сильно избирательно: распространялись лишь на «трёх сестёр»-сирен.

Ничего не сделаешь: в мастерстве неизменно так, приходит кто-то один и берёт целый банк. какое количество было поэтов в 60-е годы, а банк забрал Бродский. В то время, когда показалась Пугачёва, сёстрам-сиренам стало, в общем, нечего делать на эстраде.

Она своим гениальным творческим жерлом поглотила всех и утвердилась в пространстве не только как голос, но как Фигура и Лицо. Имён Бродской, Мондрус и Ведищевой и в титрах-то не было – а Пугачёва снималась в картине «Дама, которая поёт» в качестве самой себя.

Она уже не скрывала собственные страсти под покровом условностей и не стреляла как бы скромными глазками в отыскивании «лесного оленя» – но наблюдала в глаза народу прямо и бесстрашно: вот она я, дама, которая поёт! Голоса сирен, чистые, эластичные, красивые как будто бы сливались в общем хоре времени – а напористый пугачёвский голос с его сильнейшей окраской не был похож ни на кого.

Но вспомните диалектику. Само собой разумеется, публика очень многое купила – она взяла Певицу.

Но на долгое время лишилась – певиц. Разнообразных певиц

Сейчас нечайно нет-нет да и наберёшься воздуха по певицам 60-х, сожалея об их нежности, скромности, скрытой чувственности (на фоне эстрадных девушек в трусах), об их умении и чувстве меры делать «чуть-чуть», а не бить слушателя тупым музыкальным орудием по голове.

Вот и захотелось в честь юбилея «чудной Аиды» сообщить о ней пара благодарных слов. Её не забывают, её обожают, а кто не знает – послушайте, понаслаждайтесь.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

ТОП 10 ЯДЕРНЫХ ВЗРЫВОВ СНЯТЫХ НА КАМЕРУ


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: