Спасти режиссера бертона!
На экраны вышла картина «Алиса в стране чудес» известного режиссера Тима Бертона. Быть может, это не нехороший фильм всех времен и народов.
Но это нехороший фильм Тима Бертона.
Я в далеком прошлом увидела: в то время, когда проваливается гениальный человек, он делает это каким-то очень ужасным образом. Он проваливается не на средний уровень ремесленника, а куда глубже, как Алиса через загадочную нору.
В то страшное место, где по большому счету не светит солнце Божьего дара.
Какой мертвый, неинтересный, унылый, тусклый фильм! А ведь Тим Бертон снял не одну-две прекрасные картины, а больше десятка.
Больше того таланта, что выдали в лавочке Бертону, и не бывает. Это особенный дар — мочь говорить гротескные фантастические сказки, изобретать личный причудливый мир. «Битлджус», «Эдуард Руки-Ножницы», «Бэтмен» (первые две серии самые красивые), «Эд Вуд», «Марс атакует!», «Кошмар перед Рождеством», «Сонная лощина», «Труп невесты», «Большая рыба»…
Заслуги Бертона перед миром неоспоримы. За беспощадную иронию и сумасшедшее воображение его обожали европейские интеллектуалы и продвинутая русская молодежь.
А более остроумного фильма, чем «Марс атакует!», в свое время наглухо закрывшего тему инопланетного вторжения, где блистало штук двадцать первостатейных голливудских звезд, я не видела по большому счету.
И вот сижу в кинотеатре в треклятых очках 3D, глаза болят, на сердце тоска. Формат 3D, что в наше время подается как великое изобретение, полвека назад именовался «стереоскопический эффект» и демонстрировался во всех больших городах Альянса.
Да я лично в «Стереокино» на Невском наблюдала «Майскую ночь» во второй половине 60-ых годов двадцатого века. Стереоскопия считалась скромным фокусом для детей младшего школьного возраста, неуместным во взрослом кинематографе.
Тогда в кино еще умели ставить свет и создавать иллюзию количества художественными средствами… Все увлекательные новинки кинопроката возможно отыскать в сети!
В тоске думаю: в случае если Бертон , хорошо, не редкость. А вдруг тут беда больше?
Возможно, талант режиссера по большому счету больше не определяет кинопроцесс? А рулят им идеологи-маркетологи, каковые высчитывают, что именно должно иметь успех у зрителя.
Еще лет десять назад эти идеологи-маркетологи что-то не забывали про мастерство кино, Орсона Уэллса и Федерико Феллини. А в наше время им лет по двадцать пять-тридцать, они выросли на компьютерных играх, механизм эмоционального сопереживания у них отключен в принципе и их единственная цель — превращать деньги в деньги.
Для этих циничных хладнокровных ублюдков и 50-летний Тим Бертон — всего лишь забавный старикан, что несколько раз сумел «забрать кассу».
Идеологи-маркетологи знают, что в зрительном зале сидят женщины без мозгов и с поп-корном, каковые желают наблюдать кино лишь про себя. В числе жизненных приоритетов этих женщин личный бизнес в далеком прошлом преобладает над успешным замужеством.
Исходя из этого девочка Алиса в фильме превратилась в 19-летнюю дылду с порочным, сонно-злобным кукольным личиком. В ней нет ничего милого, чистого, яркого.
Основной результат ее путешествия — собрать силы в «стране чудес», дабы в реале вместо брака с глупым юным лордом предложить его папаше совместный бизнес в Китае. И эту будущую акулу капитализма так ожидали в стране чудес как спасительницу?
Возможно, это фильм-метафора про молодость Кондолизы Райс?
Само собой разумеется, Америке выгодно воспитывать из собственных девочек цепных псов империализма. Для таковой великой цели в полной мере нормально кинуть в талант и топку Тима Бертона, и одну из самых остроумных книг в истории . Нам растолковывают, что это «не та Алиса», это вариация на тему — мол, Алиса Кэрролла выросла и опять попала в Страну Чудес, это новые и новая Алиса ее приключения.
А за каким линией, спрашивается, нам «не та» Алиса? У нас и без того все «не то».
Мясо не мясо, лекарства не лекарства, выборы не выборы. Пускай тогда новую героиню и кличут в противном случае — Дженнифер либо Хилари. Но идеологам-маркетологам в обязательном порядке необходимо применять раскрученный бренд «той» Алисы.
Та не та — имя звонкое, терпилы отправятся кроме того чтобы взглянуть, как эта Алиса — «не та»!
Книга Льюиса Кэрролла в пересказе Бориса Заходера в далеком прошлом стала русской любимицей. Исходя из этого слушать в новой «Алисе» жалкие потуги русского переводчика на каламбур сродни пытке — «вострый клинок», «бравный солдат», «все чудливее».
Но слабость этого перевода сходится с эстетикой самого фильма, в котором стереоскопический эффект подменил настоящее творчество.
Мир «страны чудес» не выстроен, не наполнен юмором и обаянием — он распался на трюки и картинки. Живых актеров — Джонни Деппа (Шляпник), Хелену Бонем Картер (Красная Королева) и Энн Хэтуэй (Белая королева), дико раскрашенных, возможно было бы без всякого ущерба заменить анимацией.
Они ничего не излучают и не вызывают никаких чувств. Депп попытался было развить тему Мастера-демона, но пространства для развития в мельтешении новой «Алисы» нет никакого.
Белая королева — разумеется, такая же необаятельная гадина, как и Красная, так что суть главного сражения Алисы с Бармаглотом неясен. Прекрасный вздор Кэрролла, издевающийся над стереотипами и штампами языка и сознания, перевоплощён во второразрядное фэнтези.
Со смазанным смутными героями и сюжетом. К анимационным успехам возможно отнести лишь хорошо сделанного Чеширского Кота, но и данный персонаж начисто потерял обаяние оригинала как темперамент.
Как же нам спасти режиссера Бертона? Как убедить его плюнуть на идеологов-маркетологов и бежать из мертвого Голливуда куда-нибудь на мелкие бюджеты, на полную свободу творчества?
Возвратиться в юность, в то время, когда он был близок к гениальности, снимая на копейки дивные вещи!
Так как для художественного фильма вовсе не необходимы миллионы долларов. Миллионы необходимы лишь чтобы забрать у публики еще больше миллионов.
В этом ужасном механическом ходе, где мы, зрители, перевоплощены в автоматы (у нас надавили кнопочку — взяли из нас денежку), меньше места таланту, воодушевлению, искренности, оригинальности…
Всему тому, для чего существует мастерство кино! Которому, по всей видимости, предстоит погибнуть, а позже появиться заново.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
«Легко приятель,но можешь именовать меня Тайной».Бэтмен окончательно(фильм 1998)