Сша разрабатывают шаттл для ежедневного запуска спутников

Не обращая внимания на пять лет, прошедших по окончании свертывания грандиозной американской программы Space Shuttle, мысль космических челноков, выводящих спутники на орбиту с производительностью конвейера, не оставляет американских инженеров. Более того, в эту идею вкладываются деньги, новые космопланы летают в космос, а основной их клиент — армейские.

Американские челноки совокупности Space Shuttle создавались, дабы запуск спутников в космос стал недорогим рутинным мероприятием, которое возможно осуществлять хоть раз в неделю.

Пентагон ловит космических частников

Пентагон выбрал частные космические компании, на двигателях которых США будут запускать армейские спутники. До тех пор пока двигатели не покажутся, армейские аппараты…

Но эти надежды не оправдались, цена запуска каждого шаттла чуть не дотягивала до полумиллиарда американских долларов, программу закрыли, и сейчас США опять выводят большая часть спутников на одноразовых и, кстати, также недешевых ракетах, как и более полувека назад.

В кругу экспертов распространено спорное вывод, что кардинально снизить цена вывода грузов на орбиту возможно при помощи возвращаемых космических совокупностей. Этим методом идет узнаваемая во всем мире корпорация SpaceX Илона Маска, основная мысль которого — повторное использование и возвращение первых ступеней ракет. Американское агентство передовых оборонных исследовательских проектов DARPA пошло новым ветхим методом —

инвестировало в разработку маленьких космопланов, талантливых запускать спутники и возвращаться обратно на Землю хоть каждый день.

Сравнительно не так давно поступила информация, что на 2017 фискальный год DARPA запросило у Пентагона $50 млн на разработку первого экспериментального космоплана XS-1 (Experimental Spaceplane 1). Из требований, предъявляемых к новому челноку, выделяются главные:

Возможность осуществления 10 стартов в течение 10 дней,

Скорость полета — 10 Мах (скорость звука) и выше

Вывод на орбиту до 1,8 тонны нужной нагрузки

Цена запуска — менее $5 млн

В разработку нового шаттла включились три команды, в каковые вошли сходу пара американских космических компаний: Boeing и Blue Origin, Masten Space Systems и XCOR Aerospace, Northrop Grumman и Virgin Galactic. В июле 2015 года все три команды взяли финансирование на собственные разработки перед заключением договора.

Сша разрабатывают шаттл для ежедневного запуска спутников

Northrop Grumman / Virgin Galactic

Еще в 2014 году в DARPA заявляли, что выберут исполнителя в 2015 году, а первый демонстрационный полет пройдёт в 2018 году, но до тех пор пока так и неясно, в то время, когда будет заявлен победитель в конкурсе. В заявке на финансирование проекта говорится, что DARPA собирается завершить разработку всех совокупностей к концу этого года и при согласовании с управлением гражданской авиации осуществить тестовый полет.

Главные ответы по виду будущего космоплана будут приняты в 2017 году.

Снаружи формы всех трех предложенных космопланов похожи, чем-то они напоминают привычный всему миру вид челноков Space Shuttle, и вдобавок больше — внешний вид самого тайного американского мини-шаттла X-37B. Изначально данный аппарат разрабатывался совместно Boeing и NASA, во второй половине девяностых годов был сохраняеться в тайне и передан в DARPA в 2004 году.

Masten Space Science Systems / XCOR Aerospace

На вооружении ВВС Соеденненых Штатов стоят два летавших в космос челнока, талантливых выводить на орбиту маленькие спутники и пребывать на орбите до нескольких лет.

И не смотря на то, что XS-1 очень сильно напоминает уже летающий тайный X-37B, да и списанные «настоящие» шаттлы, имеется у них одно основное различие — в методе успехи орбиты. Аппарат X-37B стартует как «пассажир» в обтекателя простой тяжелой ракеты Atlas V. Появлявшись на орбите, челнок может маневрировать, а после этого приземляться по-самолетному, но до вывода в космос он сам по себе ненужен.

X-37B

В отличие от него аппарат XS-1 по большому счету не рекомендован для нахождения на орбите — по сути, это крылатая первая ступень, которая выводит на орбиту невозвращаемую вторую ступень со спутниками

и возвращается целой на наземный аэропорт, готовая к следующему запуску.

Как как раз подобные запуски будут происходить в действительности и дадут ли они ожидаемый выигрыш в стоимости, продемонстрирует практика. В DARPA уверены в том, что наровне с независимым вертикальным стартом челнока со стартовой площадки вероятен его старт с борта самолета-носителя.

Запуск Space Shattle (HDTV)


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: