Табу: сибирь
Табу и связанный с ними университет тотема – это не только база современных мировых религий, но и культуры в целом. Табу – это взор в прошлое, замечая его сейчас у малых народов, индейских, африканских племен либо аборигенов Австралии, возможно постараться осознать религии становления и процесс культуры предков.
По причине того, что в базе собственной совокупность тотемизма и табу – приблизительно однообразна для всех населений украины.
Селенгинские буряты
©Novosibirsk State Museum of Regional History and Folk Life/ Veniukov L.
Тотемизм – это некогда характерная для всех народов религиозно-социальная совокупность. В ее основе лежит культ поклонения тотему (чаще – животному, реже – явлениям природы), что считается прародителем того либо иного племени, рода, семьи и т.д.
В тотемизме заключены все основные элементы предстоящих стадий религиозного развития: родство божества с человеком (всевышний в современных религиях – это также папа, «прародитель» собственных последователей); табу – другими словами запреты, связанные и не связанные с тотемом (запретные и разрешенные для потребления в пищу животные в современных религиях купили вид чистых и нечистых животных); ритуальное жертвоприношение обожествленного животного и необходимое вкушение его тела (вкушение тела божества и испития его крови в современных религиях); университет морали, нравственности, культуры и пр.
На данный момент тотемизм есть единственной формой религии на территории всей Австралии. Преобладает он и в Северной Америке, обширно распространен в Южной Америке, Африке, среди неарийских народностей Индии.
В мире существует немыслимое разнообразие и самих табу, и их более поздних модификаций. Но все они, так или иначе, изначально делятся на такие категории: табу тотема, табу по половому показателю, пищевые табу, табу мертвецов, властителей, табу обращений с неприятелями и т.д.
Более поздние модификации древних табу в отечественном цивилизованном обществе возможно встретить сейчас везде. Но сейчас мы поведаем как раз об архаичных запретах, тех, что еще сохранились у современных народов.
Начнем с Сибири.
Научный сотрудник отдела этнографии этнографии музея и Сибири антропологии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Владимир Давыдов занимается эвенками:
— В Южной Якутии имеется несколько эвенков из Тянского наслега Олекминского района, которая до сих пор сохраняет традицию тотема волка. Сейчас в этом районе показалось довольно много волков, но местные обитатели их не трогают.
Для них – это тотемное животное, которое убивать запрещено. И имеется легенды, что род данной группы эвенков случился от волка либо собаки.
У некоторых вторых групп сохраняется культ медведя. Эвенки именуют его амиканом либо амака, что означает «дед», и почитают его.
Исходя из этого существуют и определенные охотничьи ритуалы. К примеру, в Якутии мне говорили: в случае если местные эвенки убивают медведя, то стараются отвести от себя вину, исходя из этого приговаривают: «Это не мы убили – это русские».
И еще время от времени вырезают на дереве лицо. Тогда говорят: «Это не я убил – это вот данный человек, что изображен на дереве».
Семья шамана. Эвенки. Енисейская губ., Туруханский край. Начало XX в.
©Российский Этнографический музей
Другие эвенки почитают белого оленя, что именуется багдарин. Он защищает стадо. Но совершения акта жертвоприношения этого оленя (то, что характерно для более архаичной совокупности тотемизма) среди этих групп эвенков я не встречал, не смотря на то, что у других населений украины жертвоприношение сохраняется – самый характерно оно для Ямала, для ненцев.
Кое-какие народы, к примеру, приносят в жертву псов.
А по большому счету, многие табу смогут повторяться, быть схожими у совсем дальних групп. К примеру, тот же культ медведя. Исходя из этого в то время, когда мы изучаем табу – обычно весьма сложно отделить традиции одного народа от другого.
Кстати, русское население Сибири совершенно верно так же выполняет эти местные эвенкийские табу, и напротив. К примеру, в то время, когда едят медведя – приговаривают: «кук».
Что это указывает – неизвестно. Существует большое количество различных предположений, но, вероятнее, кук – это «ворон», не смотря на то, что имеется и другие объяснения.
Сами обитатели ответа не знают, поясняя только, что так говорили их деды, исходя из этого так говорят и они.
Пищевых запретов также коснулась изменение. К примеру, раньше эвенки не ели ни свинину, ни курицу. Считалось, что это нехорошая птица – по земле ходит.
А на данный момент это естественно – оленеводы забирают курицу в путь. А вот яйца уже не берут – нехорошая примета: сломается машина и т.д.
Раньше эвенки не ели хлеб, а на данный момент едят.
Верховая езда на оленях. Эвенки. Енисейская губ., Туруханский край. Начало XX в.
©Российский Этнографический музей
Никакой особенной отличия между эвенками русским и местным населением в плане мировоззрения я не увидел, не смотря на то, что литература довольно часто все же обрисовывает образ эвенка как более классический, а местное русское население – как более современное. Но, на мой взор, и те, и другие одинаково склонны к волшебному мышлению (мышление, характерное для общества и развития примитивных ступеней человека, вера во всемогущество мыслей).
В Сибири существует некоторый религиозный синкретизм. Связано это с политикой страны во времена СССР. Боролись с христианством, а в итоге у людей сохранилось язычество, вера в знахарей, что есть влиянием русской традиции.
И снова мы можем замечать смешение культур – то же самое русское население верит в силу шаманов. Действительно, на данный момент шаманов на Северном Байкале, в том месте, где я трудился, нет, но сохраняется вера в определенные места, в вещи шаманов, каковые нельзя трогать.
Несколько дам в национальных костюмах. Эвены.
Дальневосточный край, Охотский округ. Начало XX в.
©Российский Этнографический музей
Не обращая внимания на все это, современные эвенки совершенно верно так же пользуются мобильными телефонами, просматривают книги, газеты, наблюдают телевизор, ездят на автомобилях и по большому счету делают все то, что делаем и мы.
Эвенки
Согласно данным переписи 2002 года всего в мире насчитывается около 80 тыс. эвенков. Приблизительно 38 тыс. из них живут в Российской Федерации, чуть более 39 тыс. – в Китае.
Считается, что данный этнос сложился на базе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Забайкалья и Прибайкалья.
Ведущий научный сотрудник отдела этнографии этнографии музея и Сибири антропологии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Лариса Павлинская:
— В классическом обществе табу охватывает всю жизнь человека. Оно отражает представление человека о мире, о глобальных вещах, это не просто какой-то запрет.
Все религии и все верования в действительности весьма логичны, если ты понимаешь их внутренние связи. В классическом обществе человек подобен микрокосму.
Особенно четко это проявляется, к примеру, в шаманских костюмах, где отражены три сферы Вселенной: низший мир, средний и верховный мир.
У бурятов весьма сильны табу различий по половому показателю. К примеру, имеется культ гор. Гора является Вселенной . На ее вершине живут верхние божества.
Ниже – средний мир. У подножья находится нижний мир. На самые высокие и священные горы не разрещаеться подниматься дамам.
Они смогут пребывать лишь внизу, у подножья горы. По причине того, что женское начало олицетворяется с Почвой, а мужское – с небом. Причем, такую тенденцию мы можем проследить фактически во всех верах, среди них и сейчас.
Иначе имеется места, где смогут оказаться лишь дамы, потому, что считается, что в том месте живут существа, каковые покровительствуют, к примеру, продолжению рода. Исходя из этого в том направлении не разрещаеться ходить мужчинам.
Имеется, само собой разумеется, пространство и для неспециализированного поклонения – это места, где живут духи местности (средний мир).
Семья в классических костюмах. Буряты.
Баргузинское ведомство.
Начало XX в.
©Российский Этнографический музей
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE Подобную совокупность запретов мы можем замечать и в питании – то же разделение на верхний и нижний мир, такая же разделение на мужское и женское. Исходя из этого голова животного – это неизменно пища мужчин.
Верхняя часть туловища, в большинстве случаев, также в собственности мужчинам. Нижняя часть – дамам.
Но, наряду с этим, яички баранов дамам снова же имеется запрещено – это знак мужского плодородия.
В случае если сказать о шаманизме, то предметы, находящиеся в собствености шаману, трогать по большому счету никому запрещено. Но особенно дамам. Дамам не разрещаеться кроме этого переходить через вещи, находящиеся в собствености мужчинам.
По причине того, что низ дамы, в особенности в связи с менструальным очищением, считается особенно нечистым. С этими днями, кстати, связано огромное количество табу.
Повторюсь: в классическом обществе человек своим физическим видом дублирует Вселенную, исходя из этого голова связана с сакральным, а низ – с грязью. И в то время, когда у дамы наступает менструация, считается, что у нее раскрывается нижний мир.
У кочевников дама в критические дни не имеет права прикасаться и к молочным продуктам, по причине того, что белый цвет ассоциируется с чистотой.
Само собой разумеется, все это не нужно осознавать практически, и табу, и связанные с ними обряды выражаются не напрямую, а через символику, которая, но, весьма тонко чувствуется народом.
Буряты
Согласно данным переписи 2010 года общемировая численность бурятов насчитывает 620 тыс. человек. Из них более 400 тыс. живут в Российской Федерации.
Современные буряты сформировались из разных монголоязычных этнических групп на территории Забайкалья и Прибайкалья.
Научный сотрудник отдела этнографии этнографии музея и Сибири антропологии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Игорь Грачев поведал нам о хакасах:
— Не пологаю, что в современном обществе хакасов существуют важные соблюдения табу. Но раньше такие табу, очевидно, имели значительно большее влияние, чем сейчас.
Строго соблюдались, к примеру, пищевые запреты. Люди, жившие в степи, вычисляли рыбу «водяным червем», ненавидели и не ели ее.
Совершенно верно равно как и у других народностей существовали гендерные ограничения, в совокупности классического мировоззрения все было разделено на женское и мужское. Одно из необходимых запретов – табу погибших.
На протяжении траура на даму, как и на мужчину, накладывались определенные ограничения. С ними старались не общаться, не приглашали к себе домой. На время траура на них действовали и пищевые табу.
В действительности, табу не так уж и разнообразны – они обусловлены социальными нормами и условиями проживания, каковые действовали в среде тех либо иных народностей.
сваха и Невеста в свадебных костюмах на лошадях в классическом убранстве. Хакасы.
Енисейская губ., Минусинский окр. Начало XX в.
©Российский Этнографический музей
В следующей статье вы определите о табу, укладе и традициях современных бушменов – южно-африканской народности, считающейся на сегодня самой «сапиентной» (имеющей гены лишь Homo sapience, и никаких вторых: неандертальских, денисовских и пр.) в мире.
Источник: naked-science.ru
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE
Последний шаман вступление+фильм