В москве больше нет режиссёров?
В текущем году практически все главные призы вручённой 18 апреля театральной премии «Золотая маска» уехали из Москвы – в Петербург, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск Оказалось, что в Москве больше нет режиссёров. Куда ж они подевались?
Нормально! Режиссёры никуда не подевались, легко «Маска» под гнётом публичных настроений присмирела и затихла.
Общество так как будет в состоянии «подавленной войны», другими словами изрядной части народа, такое чувство, хочется куда-то пойти и кого-то ушибить, а идти очень некуда. Мастерство же маячит на виду, открыто для всех ветров.
И тот либо другой шаловливый режиссёр в полной мере может огрести кренделей, а с ним и «Маска», привечающая так называемых «новаторов». «Маска» всецело финансируется страной, так что час потехи в этот исторический сутки закончен. В номинациях «Маски» силами театроведов-специалистов фигурировали и К. Богомолов (с двумя «пьесами»), и К. Серебренников., и Т. Кулябин и Д. Волкострелов Но в то время, когда дошло дело до настоящего вручения – вот вам и новость великая, выясняется, Лев Додин (МДТ, Санкт-Петербург, «Вишнёвый сад») и Юрий Бутусов (Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург, «Три сестры») у нас настоящие режиссёры.
С этим спорить не буду, я лишь не осознаю, для чего тратить миллионы рублей, дабы узнать очевидное; а вот с «актёрскими» призами поспорила бы.
«Маску» за лучшую роль второго замысла взял артист БДТ Геннадий Богачёв, участвующий на правах добротной товстоноговской мебели в спектакле А. Могучего «Алиса». Богачёв – хороший артист, и пара лет назад у него была выдающаяся работа – ключевая роль в постановке пьесы С. Носова «Берендей».
Он игрался сложного русского юноши, простака и хитрюгу в один момент, что зацепился где-то в Европе на жительство под предлогом того, что он «берендей», угнетённая на родине нация. Это было так умно и смешно, так разнообразно по актёрским оценкам, по интонациям!
Кто-нибудь из специалистов «Маски» это увидел? Никто. Я к тому, что у специалистов этих, по-моему, нет вкуса к работе актёра в принципе.
Исходя из этого радуюсь за Богачёва, но существует он в «Алисе» Могучего на неспециализированном обаянии, и дали ему «Маску» открыто чтобы «поддержать Могучего». Это заболевание всех премий для того чтобы рода – «ах, нужно же поддержать такого-то», как словно бы перед нами не здоровые энергичные парни с дьявольскими амбициями, а несчастные калеки.
По такому же принципу («поддержать инвалида»), на мой взор, вручена «Маска» и за лучшую мужскую роль. Её взял Игорь Миркурбанов («Карамазовы», МХТ, режиссёр К. Богомолов).
Быть может, Миркурбанов в том месте играется гениально, и тогда это какой-то немыслимый парадокс в истории театра. По причине того, что я видела Миркурбанова в других спектаклях К. Б. – «Совершенный супруг» МХТ (жалкое кривлянье, ужасное пение) и «Годунов» Ленкома (бормотал то пушкинский текст, то неизвестно что).
В этих обстоятельствах не могло быть и речи о превосходной, выдающейся работе актёра – по сути, не могло быть речи о работе актёра по большому счету. Так, марионетка режиссёрских проказ.
Для тех, кто видел Таганку и «Современник», кто ходил в товстоноговский БДТ, кто наблюдал постановки Эфроса, – кроме того само выдвижение аналогичных «актёрских работ» на премию непостижимо. Мы-то уж видели актёрские работы, благодарю.
Уверена, что «Маска» Миркурбанову вручена только для косвенного поощрения К. Б. Мол, он не просто тщетный шут, у него в спектаклях пышно произрастают актёрские успехи! А вдруг вам стыдно наблюдать на актёров в опусах К. Б., то вы ретроград.
Да я не просто ретроград, я воинствующий старообрядец. И, сделав покерное лицо, утверждаю, что с актёрами в Москве беда.
Так скверно (вульгарно, бессмысленно), как в Москве, у нас в Санкт-Петербурге не играются кроме того в Александринке (не смотря на то, что пробуют приблизиться). Актёрами никто не занимается, о них не пишут, не говорят, подробного анализа актёрского творчества я не видела сейчас по большому счету, шумы и крики творятся лишь по поводу режиссёрских «новаций».
Актёрам внушается идея, что нужно в обязательном порядке сыграть у актуальных постановщиков (пять-шесть имён), в противном случае никаких шансов быть заметными, упомянутыми хотя бы в скобках, никаких номинаций на «Маску», никаких рецензий, ничего. Бедные актёры бегут к актуальным режиссёрам и в том месте плохо уродуют всю собственную актёрскую природу, разламывают психофизический аппарат, теряют представление о творчестве. (Особенно жаль гениальных дам в данной ситуации – скажем, так ничего настоящего и не сыграла прекрасная вообще-то Мария Миронова.) Всё реже видятся места, где возможно заметить хорошую актёрскую работу.
Что вспоминается? Скажем, немыслимый Михаил Ефремов в спектакле «Современника» «Анархия», потрясающий Василий Бочкарёв в «Селе Степанчикове» (Небольшой театр), необычный Александр Галибин в «Английском треугольнике» («Школа современной пьесы»)…
Но Небольшой, «Современник» и ШСП осознанно не участвуют в «Золотой маске» (как и другие театры столицы – МХТ имени Неприятного, «Модернъ» и другие). Что же это за «национальная премия» такая, в случае если от неё отвращают лицо собственное многие известный театры?
Вы сходите посмотрите Бочкарёва в Малом театре!
«Маску» за «лучшую женскую роль» взяла Ксения Орлова («Возмездие 12», режиссуры и Центр драматургии). Не видела и хочу неизвестной актрисе всего наилучшего.
Мои симпатии принадлежат Елизавете Боярской («Вишнёвый сад») и Татьяне Орловой («Бердичев», Театр имени Маяковского). Татьяна Орлова – это её первая ключевая роль за полвека служения театру – играется вдохновенно, остро, заразительно иудейскую мамашу свирепого нрава, нигде не обрушиваясь в дурной вкус и эстраду (не смотря на то, что это практически синонимы).
А Боярская в первый раз нашла запасы настоящего драматизма в собственной актёрской душе. Вот бы, в случае если исповедовать идею «поддерживать», и поддержать актрис.
Но Боярская была хотя бы номинирована, а Татьяна Орлова – нет.
Случайно пропустили специалисты «Маски» необыкновенную актёрскую работу? Нет, не переживайте, ничего случайного в днях и трудах отечественных специалистов нет. М. Карбаускису, худруку Театра имени Маяковского, уже не в впервые присылают что-то наподобие «тёмной метки».
Дело в том, что он никак не хочет ловить актуальные тренды, не ставит мерзкой драматургии, не приглашает «верных» режиссёров. «Бердичев» (пьеса Горенштейна) поставил юный режиссёр Никита Кобелев, вынырнул, осознаёте ли, откуда-то из Набережных Челнов, чтобы сейчас портить нервы специалистам собственной тщательным взаимодействием и добросовестностью с актёрами. Быт, нравы, характеры, психология – да ещё и юмор, и чувствительность, и хочется плакать и смеяться над судьбой людей, это что ж такое!
Так как в далеком прошлом всем растолковали, что ничего этого не нужно, что актёры на сцене мешают режиссёру, что эмоциям не место в «постдраматическом театре», солидно растолковали, прямо в издании «Театр» – ан нет! Ветхий театр лезет отовсюду, как милосердие в спальню Воланда
Что касается «масок», вручённых музыкальным театрам, то это не в моей компетенции. Поверим специалистам «на слово»?
Хотелось бы, но я, например, видела награждённый «Маской» мюзикл «Чаплин» в Театре музкомедии (СПб) Это простая рядовая постановка, клон бродвейского «Чаплина». Довольно глупо, скучно, мелодий нет
Запрещено всё-таки обычные обыкновенные пьесы, будни театра, объявлять «лучшими». Либо возможно, но на риск и свой страх, без бряцания громкими словами о «национальной премии».
А разумнее всего было бы Альянсу театральных деятелей реформировать «Золотую маску» – до основанья. Собственными руками, без привлечения пассионариев из Государственной думы и не ждя, в то время, когда хороший народ православный пожалует с вилами.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Полина Гагарина — Драмы больше нет