Василиса придурная

Василиса придурная

На экраны вышла полнометражная анимация студии «Мельница» – «Иван Серый Волк и Царевич» (режиссёр В. Торопчин). Это продолжение серии, начатой картинами про трёх богатырей, которая имеет зрительский успех – на фоне неспециализированной деградации отечественного мастерства для детей.

«Иван Серый Волк и Царевич», как и фильмы про богатырей, – вещица плохая. Не нехорошая, но и не хорошая.

Про такое говорят «так себе, ничего», «взглянуть возможно». В это же время, имея фантастически богатый опыт советской анимации, современные технические возможности и разнообразный фольклор и такой изобильный, как отечественный, возможно было бы произвести что-то победоносно-блистательное.

Из-за чего этого не случилось? Говорят, Альфред Хичкок утверждал, что для хорошего фильма необходимы три вещи: сценарий, сценарий и ещё раз сценарий.

В сценаристах советских детских картин – игровых и анимационных – действовали по-настоящему гениальные люди, остроумцы и выдумщики. Большое количество поработали для этого дела, скажем, драматурги Евгений Николай и Шварц Эрдман (Эрдман, например, – создатель великого фильма Роу «Морозко»).

А сценарий «Ивана Царевича» писал А. Боярский. Он же есть продюсером фильма.

Другими словами А. Боярский-продюсер нанял самого себя в качестве сценариста. А лучше бы он потратился умственно и материально, наняв на эту работу талантливых людей, пишущих для детей.

Они существуют до сих пор. При живом Успенском, живой Петрушевской (это классики, а имеется десятки вторых) – стоит ли А. Боярскому браться за сказочные дела?

пошлостей и Никаких мерзостей в сценарии «Ивана Царевича» нет. Имеется вяловатый, неизобретательный сюжет и пара «приколов» на современные темы.

Никакого блеска ума. В советских мультиках воздействие продолжалось 15–20 мин., а в том месте были и повороты сюжета, и характеры, и афоризмы, запомнившиеся на десятилетия нескольким поколениям. «Иван Царевич» продолжается полтора часа, а содержания в нём кот наплакал.

Шуток так мало, что их приходится повторять. Вот процитировали Пушкина, соорудив дуб зелёный у Лукоморья, где ходит кот русалка и учёный на ветвях сидит.

Русалка полновата, с ветки то и дело падает, капризно жалуясь: «Я соскальзываю!» Ну раз сообщила, два сообщила. А она говорит эту полюбившуюся сценаристу реплику раз восемь!

Эрдман бы для того чтобы себе не разрешил.

Основной злодей фильма, двигатель действия – некая таинственная тень, являющаяся по ночам к первому министру. Образ, само собой разумеется, забран напрокат у Шварца (пьеса «Тень»), но у Шварца всё мотивировано и ясно, по причине того, что он знал – и сказочный мир имеет собственные строгие законы.

А тут ничего не мотивировано и не ясно. Чья это тень, откуда взялась?

Из-за чего для того, чтобы получить ключ от тайной помещения, где лежит шапка-невидимка, данной тени необходимо устроить свадьбу царской дочери? В то время, когда свадьба расстраивается, тень преспокойно данный ключ ворует – так для чего было затевать всякие глупости?

Шаткость мотивировок по большому счету имеет в этом фильме хронический темперамент. Вот Иван Царевич отправляется в страну «в том направлении – не знаю куда», ныряя в закинутый колодец.

Страна «в том направлении – не знаю куда» оказывается полюсом вечной мерзлоты, обледеневшим безлюдным пространством. Где почему-то компактно живут все Баба русских и: злодеи сказок Яга, и Кощей, и Змей Горыныч.

Что они в том месте, далеко от «человечьего духа», которым лишь и питаются, забыли? Нереально осознать.

Баба Яга срисована с неподражаемого Г. Милляра, игравшегося эту роль в сказках Роу. Но темперамент её не придуман, не сделан.

Стоит лишь Серому Волку предложить Яге партию прекрасной косметики, как та готова на всё. Не хорошо же сценарист фильма знает русский женский тип, воплощённый народом в этом образе!

Но главная слабость сценария «Ивана Царевича» – основной женский персонаж, царская дочка Василиса. (Но, слабость женских образов – это беда практически всех современных отечественных фильмов.) Обозначенная как Василиса Премудрая, она скорее Василиса Придурная. Заявлено, что она взяла два высших образования и планирует овладеть третьим, на досуге женщина вышивает портрет Эйнштейна (тот самый, с высунутым языком).

Но под умными книгами она прячет амурные романы, и на протяжении действия не проявляет никаких показателей интеллекта.

Ясно, что отечественные сценаристы не смогут потерять случая посмеяться над грамотными дамами. Но стоит ли жертвовать кассой во имя данной достаточно постыдной страсти?

В кино ходят дети обоих полов – и девочек кроме того больше, чем мальчиков. Подавляющему практически всем девочек нужно будет учиться и трудиться, притом в поте лица. Только немногим удастся сесть на шею какому-то зазевавшемуся «Ивану- царевичу».

Так не поучиться ли современным «мельникам», трущим на студии «Мельница» собственную одноразовую муку, сценарному мастерству у честных работников прошлого? Как хороши, изобильны, разнообразны были женские образы в советских киносказках!

Тут тебе и девушки-золушки, и вредные сёстры, и всякие Марьи-искусницы, и умные либо злобные старухи, и волшебницы – целый самоцветный мир.

А в новой сказке – одна не хорошо придуманная Василиса Придурная. Кстати, плохо да и то событие, что все персонажи «Ивана Царевича» (не считая чудесных) – царские дети и приближённые. Где храбрецы из народа?

И, кстати, в чём мораль данной сказки?

В общем, и придумано средненько, и нарисовано средненько, и озвучено средненько. Выделяется, действительно, Волк (голос А. Смольянинова) – более обаятельный, чем другие.

Ясно, что фильм будут наблюдать (чего мы лишь не наблюдаем!) Но блеска нет и не предвидится, пока сценарии сказок не будут писать те, кто природой и Богом одарён и рекомендован как раз для для того чтобы занятия.

Страно, что столь очевидные вещи не приходят в голову гордым людям, каковые вычисляют себя опытными продюсерами.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Сериал Василиса — серия 1 — русский сериал 2015 HD


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: