Виа это симптом свершившейся рок-революции

Виа это симптом свершившейся рок-революции

В текущем году исполняется 50 лет, как на свет показались первые советские вокально-инструментальные ансамбли. Таковой громадный срок разрешено выдержать не каждому социальному явлению.

Но песни, каковые выполняли советские ВИА, до сих пор звучат весьма ярко. Их обожают и слушают не только современники тех нравов и ритмов, но и нынешняя молодёжь.

И это указывает, что во второй половине 60-ых годов двадцатого века в СССР появилось вправду необыкновенное явление.

Говорят, что в 1960-х годах в СССР в каждом доме, в противном случае и в каждом подъезде существовала собственная бит-группа, и любой уважающий себя юноша должен был мочь играть на гитаре. При таком массовом энтузиазме не имел возможности не появиться у нас какой-нибудь особый, лишь нам свойственный стиль музыки, дотоле неизвестный.

И таковой стиль показался. Это – неповторимый саунд советских вокально-инструментальных ансамблей, ставший доминантой 70-х годов.

Его папа – биг-бит. А мать – классическая мелодика русской народной песни. Новый стиль был рождён на излучине, у слияния этих двух замечательных потоков.

В будущем данный стиль взрослел и видоизменялся, вбирая в себя ритмы джаз-рока, хард-рока и диско, но как бы ни изменялись времена, ритмы и стили, одно его уровень качества оставалось всегда неизменным: национальные интонации.

ВИА, либо вокально-инструментальный ансамбль, – это техническое наименование, которое было придумано для бухгалтерии, дабы осознавать, кому, за что и какое количество платить денег. В случае если у музыкантов-аккомпаниаторов была тогда ставка 5 рублей за концерт, то поющим музыкантам платили уже по 7,50 за концерт независимо от количества зрителей.

А за выступление на стадионе ставка удваивалась. Сначала это наименование служило знаком того, что та либо другая несколько трудится в филармонии и официально получает зароботную плату, а позже вокально-инструментальными ансамблями нарекли все составы, кроме того любительские, в которых музыканты и поют, и играются на инструментах.

Перемещение в сторону филармоний

Первым официальным ВИА, по всей видимости, стал популярный питерский рок-состав «Авангард-66». Так произошло, что весной 1966 года у музыкантов начались значительные неприятности в родном городе.

«В кафе «Эврика», в то время, когда мы в том месте выступали, стоял ужасный ажиотаж, – говорит бас-гитарист Владимир Антипин. – Целый Невский, целый университет ломился в том направлении. И на следующем заседании Калининского райкома КПСС нам сообщили: «Марш из этого! И дабы никаких выступлений больше не было!»

На помощь юный группе поспешил Игорь Петренко, старший брат гитариста Алика Петренко, в далеком прошлом уже трудившийся на опытной сцене. Он замолвил за ребят слово перед директором Донецкой облфилармонии А. Омельченко, и скоро прямо в квартире Алика Петренко произошло прослушивание (габариты ветхой петербуржской квартиры разрешали это сделать), за которым последовало приглашение на работу.

«3 мая мы прилетаем в Донецк! – вспоминает Александр Петренко. – Нас радушно принимают, поселяют в отеле «Донбасс», которая находится через площадь от главной базы – концертного дирекции и зала филармонии, – и оформляют на работу. Мы взяли то, к чему стремились: начали выступать на концертных площадках страны».

Возможно заявить, что с данной даты – 3 мая 1966 года – началась эра ВИА в СССР, и в первый раз на концертной афише показалось официальное наименование: Вокально-инструментальный ансамбль «Авангард»!

В том же мае популярный столичный бит-ансамбль «Сокол» получил работу в Тульскую филармонию. Действительно, именоваться несколько стала в противном случае – «Серебряные струны».

Но филармония изготовила для собственных новых звёзд афиши, на которых красовалась громадная фотография музыкантов, а внизу были указаны имена и репертуар авторов исполняемых песен, другими словами Мика Джаггера и Кэйта Ричардса, Пола Маккартни и Джона Леннона.

«Серебряные струны» объездили с гастролями практически всю страну, от Кавказа до Сибири. Фаворит-гитарист Юрий Ермаков вспоминал, что куда бы они ни приехали, везде слышались ритмы биг-бита и ритм-энд-блюза: «Приезжаешь с гастролями куда-нибудь в Верхнеуральск, – говорит Юрий, – идёшь по улице, а на подоконнике, как тогда было модно, стоит магнитофон и играется «Битлз» либо «Роллинг стоунз».

Господи боже ты мой! Как же, думаешь, в том направлении это попадало?! А, но, попадало!»

В первых числах Июня в Донецкой филармонии показался ансамбль Давида Тухманова «Современник». Юный композитор пригласил в состав музыкантов актуальной столичной бит-группы «Славяне» Виктора Дегтярёва (бас) и Вячеслава Донцова (барабаны), и гениального молодого гитариста Валерия Хабазина, с которым познакомился в одном из столичных ресторанов (потом Хабазин игрался в популярных ВИА «Самоцветы и» Весёлые «ребята»).

Сам Тухманов играл на электрооргане. Солистами ансамбля «Современник» стали Любомир Романчак и Татьяна Сашко, супруга Тухманова.

В «Современнике» Тухманов полностью смог реализовать собственную любовь к твистам и рок-н-роллам. Именно там в первый раз раздалась песня «Последняя электричка», которая в исполнении Владимира Макарова скоро станет всесоюзным хитом.

Но самым известным из созвездия первых ВИА считается ленинградский ансамбль «Поющие гитары».

Всё лето 1966 года музыканты репетировали программу и 5 октября 1966 года решились показаться перед худсоветом Ленконцерта. Как раз эту дату музыканты «Поющих гитар» вычисляют сейчас днём рождения собственного ансамбля.

События в тот сутки развивались драматично. Непривычная певческая манера не понравилась худсовету, но директор Ленконцерта Г.М.

Коркин нежданно решил забрать коллектив на работу.

1 декабря 1966 года «Поющие гитары» отправились на собственные первые гастроли в Херсон. Музыканты весьма переживали, поскольку ни афиш, ни плакатов для нового коллектива напечатать ещё не успели.

«Но вот мы прилетели в Херсон, – вспоминает барабанщик Сергей Лавровский. – И в то время, когда ехали в отель, то заметили, что через всю улицу на перетяжке было написано: «Приезжают советские битлы!» И больше никакой рекламы! Но все билеты были реализованы задолго до отечественного приезда.

А на концертах – переаншлаги! Народ с дракой, с боем, как говорится, брал концертную площадку.

Отечественный администратор по окончании каждого выступления звонил в Ленинград, говоря, что на отечественных концертах переаншлаги. И в то время, когда мы возвратились к себе, так уже со славой возвратились!»

Начальный состав ВИА «Поющие гитары» был таким: Анатолий Васильев (гитара, вокал), Евгений Броневицкий (бас, вокал), Владимир Калинин (гитара, вокал), Лев Вильдавский (фортепиано), Татьяна Калинина (вокал), Галина Баранова (вокал), Сергей Лавровский (барабаны).

В будущем состав неоднократно изменялся, в ансамбль приходили новые музыканты, но образ и стиль, выработанные той в осеннюю пору 1966 года, оставались неизменны. «У нас пели все, – растолковывал музыкальную изюминку собственного ансамбля Анатолий Васильев, – кроме того я пел соло, не смотря на то, что ни при каких обстоятельствах голосом не блистал. Но главный звук, главную краску давали солисты.

Такая стилистика сохранялась неизменно, и это выделяло музыку «Поющих гитар» среди эстрады того времени».

Рок-революция около нас

В самый разгар популярности ВИА кое-какие музыкальные критики начали сказать о том, что это – партийная коммунистическая музыка, знак «несвободы» и т.п.

Юрий Петерсон, солист ансамблей «Радостные парни», «Пламя» и «Самоцветы», не согласен: «Быть может, тухмановская «Сутки без выстрела на Земле» – это вправду коммунистическая музыка. Но она по крайней мере честная, поскольку призывает людей всей земли хотя бы сутки прожить без войны.

А разве лирическая песня «Тебе, я знаю, всё равняется», которую выполняли «Радостные парни», – это партийная коммунистическая музыка? Либо самоцветовские «Снежинка» и «Не повторяется такое ни при каких обстоятельствах» – это партийные песни?

Нет, это общенациональные песни. А из-за чего они стали такими? По причине того, что всем нам была небезразлична будущее нашей страны, мы были гражданами собственного страны.

И все эти песни мы делали честно, а честность в музыке неизменно щедро вознаграждается любовью слушателей.

Кстати, беседы о том, что ВИА – это партийная музыка, начались как раз тогда, в то время, когда мы, освоив новые ритмы, начали петь рок по-русски. И в том месте, за океаном, испугались. Как же так: пипл уходит из-под их влияния!..»

В действительности то, что кроме того записные партийные композиторы стали сочинять песни и музыку для вокально-инструментальных ансамблей, свидетельствует, что формат ВИА взял общее признание. Более того, глядя из XXI века, делается ясно, что массовое появление вокально-инструментальных ансамблей есть знаком того, что в середине 1960-х годов в СССР произошла рок-революция и сейчас возможно подвести кое-какие её итоги.

Во-первых, рок-революция 1960-х создала неповторимый формат звучания – то прекрасное многоголосие, которым славились отечественные лучшие ансамбли: «Радостные парни», «Песняры», «Самоцветы» и многие другие. Так в мире не пел больше никто.

Это был типично русский распевный стиль, берущий собственное начало на русских просторах.

Во-вторых, в следствии рок-революции музыка, которая была ещё совсем сравнительно не так давно доступна только малому числу парней, в большинстве случаев, из семей дипломатов, артистов, журналистов-международников, стала достоянием весов. Записями сейчас обменивались инженеры в отраслевых НИИ, офицеры в армии, учители в вузах.

Начинаясь в элитарных салонах, рок-музыка стала уже таким же привычным продуктом, как, к примеру, болгарские сигареты «Шипка». Это случилось в большой степени по причине того, что отечественная рок-музыка двинулась по фолковой дорожке.

В-третьих, благодаря рок-революции 1960-х стало возможно сказать о рок-сообществе как о некоей опытной структуре, а о рок-музыке – как об особенном жанре мастерства либо профессии. В то время, когда показались первые ВИА, то внезапно оказалось, что рок-музыка возможно регулярной работой.

Практически отечественные первые вокально-инструментальные ансамбли создали новую действительность, в которой сейчас имели возможность существовать Андрей и – другие музыканты Макаревич, и Алексей Романов, и «Круиз», и «Аракс»…

Но самое основное, чего добилась рок-революция 1960-х, это изменение сознания людей. Рок-музыка вынудила людей поверить, что вероятен другой – полностью радостный мир, в котором нет больных и бедных, вражды и зависти, насилия и лжи.

Быть может, рок-музыка как раз для того и показалась в отечественном мире, дабы поведать нам об этом. А песни вокально-инструментальных ансамблей напоминают нам о тех радостных временах, каковые сопровождали отечественную молодость

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

RENT — Look Pretty and Do As Little as Possible: A Video Essay


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: