Возрождение. накануне. 1916 — 2016
С 20 по 24 ноября 2016 года в Столичном Губернском театре проходил творческий проект «ВОССТАНОВЛЕНИЕ. Незадолго до. 1916 — 2016», приуроченый к столетию Октябрьской революции, — юбилейной дате, которую отметят в следующем году как одно из самых больших событий на данный момент века.
Октябрьская революция покинула замечательный след в истории, и попытаться разобраться силами театрального мастерства в ее обстоятельствах и осмыслить последствия — одна из задач проекта.
Проект реализован Фондом развития и поддержки социокультурных проектов Сергея Безрукова и Столичным Губернским театром при помощи Министерства культуры РФ.
Говоря об идее этого проекта, помощник министра культуры РФ Александр Журавский выделил значимость инициативы управления Губернского театра в организации проекта и отметил важность поднятой темы. Он утвержает, что театральное пространство – это пространство актуальности, и поддержанный министерством проект не заканчивается ноябрём 2016 года, а продолжится и расширен и в 2017 году с трансляцией на другие площадки.
На протяжении режиссёров лаборатории 4 и работы 9 драматурга представили свои работы на означенную тему на суд опытного жюри, в которое вошли художественный руководитель МГТ Сергей Безруков, режиссёр и драматург Николай Коляда, театровед Нина Шалимова, ректор РИТИ (ГИТИС) Григорий Заславский, художественный руководитель Театра на Малой Бронной Сергей Голомазов, театральный критик Ольга Галахова, театральный корреспондент Елизавета Авдошина.
Одной из задач проекта было отыскать новые гениальные пьесы современных драматургов, затрагивающих данный серьёзный пласт отечественной истории:
«Мы, как и многие, ожидаем 2017 год с некоторым беспокойством — история довольно часто идет по спирали, а время от времени повторяется, и тем ответственнее незадолго до столетней годовщины этого события осмыслить его обстоятельства. Мы опередили всех, еще и исходя из этого озаглавили проект Восстановление.
Незадолго до. Хотелось осмыслить, что было Незадолго до, что стало причиной нашу страну к революции? На протяжении проекта прошли лаборатории, круглые столы, где мы собрали специалистов.
Мы люди творческие, эмоциональные. Нам крайне важно было услышать вывод специалистов о том непростом времени.
Нужен холодный, трезвый взор на это историческое событие, и необходимы новые пьесы. Классику мы не отметаем, но сохраняем надежду, что имеется современные драматурги, готовые думать на эту тему, — поведал глава совета экспертов проекта, худрук МГТ Сергей Безруков.
Николай Коляда кроме этого отметил своевременность проведения для того чтобы проекта. “Раньше пели – “Ленин неизменно живой”. Пели пафосно.
И по сей день – “Ленин неизменно со мной”, — поделился он. — Столько времени прошло, а он до сих пор во мне. И никак его не выковырять. События того времени в действительности не осмыслены. А они относятся к каждой семье. И к моей, к деду, родителям.
К тому, как они жили и трудились. Всё идёт из 1917 года.”
В ходе проекта прошел круглый стол на тему «Русская революция 1917 года в контексте отечественной истории», в котором участвовали политологи и историки Дмитрий Андреев, Александр Барсенков, Геннадий Бордюгов, Александр Бузгалин, Владимир Шубин. Администратором дискуссии стал Виталий Третьяков — декан Высшей школы (факультет) телевидения МГУ им.
М. В. Ломоносова. доктор наук гуманитарной культуры и кафедры социологии МИФИ. Проведение круглого стола — это попытка учёных и соединения театра для осмысления прошедших событий в историческом масштабе.
В ходе проекта в Столичном Губернском театре произошла встреча театральных деятелей и участников лаборатории с помощником министра культуры РФ Александром Журавским на тему «Концепция театрального развития», на которой обсуждались насущные неприятности, с которыми приходится сталкиваться практикам театра. Так, на протяжении встречи был затронут столь вопрос о финансировании театров, размер выделяемых субсидий для которых довольно часто выясняется неадекватным успешности и востребованности театра.
Журавский дал согласие, что справедливости в данном вопросе на сегодня нет. Кроме этого он подчернул, что имеется сложности в ответе данного вопроса, поскольку за много лет сложилась совокупность, при которой размер финансирования театров обычно зависит от “пробивной способности” их худруков.
Главным доказательством справедливости распределения и эффективности театра финансирования он внес предложение вычислять процент заполняемости комнат, а нехороших начальников наказывать рублём.
Кроме этого был задан вопрос о о проблемах бессрочных контрактов в театрах. Александр Журавский ответил, что “работа производилась и ведётся.
Три года проекты трансформаций Закона проходят согласования. Мы не желаем крови, но при заключении договора с худруком необходимо перезаключать договора и с труппой.
Будем стремиться к ответу этого вопроса”.
Наконец, в четверг 24 ноября были подведены итоги режиссёров лаборатории и работы драматургов, названы имена финалистов и победителей, которым была присуждена финансовая премия.
Единственным победителем среди драматургов стал Владимир Зуев из Екатеринбурга с пьесой «Восемь», говорящей о последних днях судьбы семьи Романовых. Владимир Зуев, ученик Николая Коляды, серьёзно изучил все вероятные материалы о судьбе царской семьи на Урале.
А также ездил в Алапаевск, в монастырь у рудника Нижняя Селимская. Кроме этого драматург применял материалы следствия, которое инициировала армия Колчака, ежедневники Елизаветы Фёдоровны, её переписку с сестрой Александрой Фёдоровной и Николаем II.
Согласно решению жюри пьеса рекомендована к постановке в Столичном Губернском театре, режиссером станет Анна Горушкина.
Признательность и поощрительную премию за участие в конкурсе взяли кроме этого финалисты конкурса Юлиана Лайкова, режиссер (отрывок из пьесы «Дни Турбиных»), Александра Протасова, режиссер (отрывок из пьесы «Циники» А.Мариенгофа), Ольга Стороженко, режиссер (показ «Багряный свет снегопала» по сценарию В.Мотыля), Александр Баркар, режиссер (показ пьесы «Вечный бунт» Н. Кулиша) и Рафис Залелетдинов — за режиссерский показ пьесы «Батум» М.Булгакова.
По результатам лаборатории жюри советовало к постановке в Столичном Губернском кроме этого режиссерскую заявку Рафиса Зелелетдинова по пьесе «Батум» М.Булгакова.
Подводя итоги конференции, глава совета экспертов Сергей Безруков поблагодарил министерство культуры за помощь и обратился ко всем участникам: «Было довольно много увлекательных заявок, эскизов. Весьма насыщенная лаборатория оказалась.
Пологаю, что отечественный сегодняшний проект – это первая ласточка. Как сообщил помощник министра культуры России Адександр Журавский, история отечественная так богата знаковыми событиями, что на наш век лабораторий хватит. Присылайте ваши заявки, пробуйте себя, экспериментируйте, — в этом и имеется творчество, мастерство»
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Конференция \