Высокий долг памяти

Высокий долг памяти

Текущая семь дней в культурной жизни Приангарья прошла под знаком Валентина Распутина. 13 марта — первая годовщина со дня смерти, 15 марта — сутки рождения.

Памятные мероприятия состоялись во множестве учреждений культуры, но средоточием стал, само собой разумеется, Иркутск. Тут прошли памятные концерты, библиотечные акции, показы пьес, открылись выставки.

В областной библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского была организована акция «В.Г. Распутин: читаем, обсуждаем, вспоминаем», открылись книжные выставки, посвященные его творчеству.

Филармония 15 марта совершила литературно-музыкальный вечер с участием собственных солистов, студентов и преподавателей Иркутского театрального училища — «Край около самого неба» памяти Валентина Григорьевича Распутина. Иркутский театр в памятные дни отправился на краткие гастроли по малой отчизне Валентина Распутина — в село Аталанка и поселок Усть-Уда.

В том месте труппа продемонстрировала собственный прославленный спектакль «Последний срок» по одноименной повести писателя и встретилась с населением, пережившим затопление сёл на протяжении строительства Гидроэлектростанции, в связи с подготовкой нового спектакля — по «Прощанию с Матерой». В сутки рождения писателя, которого именуют последним классиком русской литературы, продемонстрировал собственный спектакль «Век живи — век обожай» по его произведениям и иркутский ТЮЗ.

Иркутские музеи также не остались в стороне от памятных дат. Краеведческий в собственной музейной студии 11 марта открыл экспозицию «Ближний свет издали», посвященную приходу писателя к православной вере, а художественный 15 марта представил фотовыставку Бориса Дмитриева «Валентин вся Сибирь и Распутин».

«Сейчас при беседе о Распутине все акцентируют внимание на его прозе, а я желал продемонстрировать его шире, — комментирует концепцию собственной выставки иркутский фотограф. — На данной выставке Валентин Григорьевич продемонстрирован на фоне Сибири. Я систематизировал целый собственный архив и понял, что снимал его и его семью больше 40 лет, причем начал это делать, в то время, когда он еще не был великим писателем.

Сейчас у меня самый полный архив фотографий, которые связаны с его именем — более 100 снимков». Но, экспозиция, складывающаяся из 75 фотографий, показывает не только Валентина Распутина и его семью.

В конце 80-х годов фотограф и писатель совместно трудились над неповторимой краеведческой книгой-альбомом «Сибирь, Сибирь», первое издание которой прошло в 1991 году. С того времени книга пережила пара переизданий, одно из которых было сделано в Соединенных Штатах.

Осмысление Сибири фотохудожником и писателем включило в себя публицистические тексты и пара сотен фотографий. Часть из них и представлена на выставке вместе с портретами его современников и Валентина Распутина.

Экспозиция, открывшаяся в краеведческом музее, носит совсем второй темперамент. «Ближний свет издали» — наименование одного из публицистических произведений Валентина Распутина, посвященных православной вере, к которой он пришел уже в зрелом возрасте. Практически тема выставки звучит так: православие и Распутин, но оформлена она так, что говорит в целом о вере и неверии, и заставляет задуматься об эре, в которой жил автор.

Автором концепции художественного оформления выставки есть заслуженный живописец России Сергей Элоян. книжный график и Признанный живописец, он начал заниматься оформлением музейных экспозиций еще будучи студентом Красноярского художественного университета, что окончил в конце 80-х годов. Сейчас на его счету десятки постоянных экспозиций в Иркутской области и музеях Иркутска.

Возможно заявить, что практически в каждом музее имеется выставки, оформленные этим живописцем, не смотря на то, что имя автора далеко не всегда значится под ними.

Сергей Элоян говорит, что при работе опирался лишь на личное восприятие писателя, с которым он был знаком достаточно продолжительное время а также дружил: живописец оформил и проиллюстрировал пара книг Валентина Распутина, изданных при жизни автора.

«Предполагается, что в музее будет целая серия ежегодных выставок, посвященных Распутину, исходя из этого мы сознательно оставили идею продемонстрировать в целом жизнь писателя, а решили сосредоточиться на конкретной теме. В следствии мы касаемся лишь той области, которая посвящена теме православия, и прослеживаем его путь к вере, — говорит Сергей Элоян. — Для себя я основной задачей ставил создать такую воздух, которая бы, на мой взор, самый совершенно верно соответствовала всему душевному и духовному строю Валентина Григорьевича, без пафоса и лишней помпезности.

Черты его характера сами продиктовали мне рвение к ясности и простоте художественной идеи, с тем дабы любой имел возможность фактически без комментариев и пояснений осознать, из-за чего как раз так выстроена экспозиция».

Мысль вправду не требует особых пояснений, но, кроме этого, сама выставка выглядит весьма эффектно и одновременно с этим современно. Первый зал выстроен как коридор, показывающий два варианта пути любого человека, выросшего в советском стране: с одной стороны, фотографии уничтоженных атрибутика и храмов советского общества начиная с октябрятских значков, с другой — спасенные от уничтожения иконы.

Данный путь в итоге приводит писателя к крещению, чему посвящена отдельная витрина. Не считая личных вещей предметов и писателя эры, во втором зале выставки кроме этого представлены публицистические произведения, посвященные конкретно православной теме. публикации статей и Первые издания «Поле Куликово», «На Афоне», «Ближний свет издали» и «Суть давешнего прошлого» говорят о крещении Валентина Распутина, его путешествии на Афон и в целом осмыслении православной веры.

Экспозиция снабжена несколькими инсталляциями — одна из них посвящена путешествию на Афон, вторая образно показывает рабочее место писателя, над которым нависает колокол. И это самая мощная и эффектная часть выставки.

Третий зал посвящен публичной деятельности Валентина Распутина, впрямую связанной с православием. Тут возможно заметить фотографии храмов, приходов и монастырей, в которых бывал автор и каковые строились при его ярком участии.

Тут кроме этого возможно заметить маленькую документальную хронику о его жизни и молитвослов, лежавший у его кровати в момент смерти. Он открыт на странице с молитвой болящего.

На открытии выставки «Ближний свет издали» в числе других влиятельных гостей побывал и митрополит Иркутский и Ангарский Вадим. «Тут прослеживается путь Валентина Григорьевича от безвестности до величия, — отметил он. — Замечая все периоды его жизни, возможно заметить, что он в первую очередь был человеком цельным. Еще хочется подчернуть, что на данной выставке он предстает живым человеком.

Память о нем для нас священна».

В подготовке выставки самое деятельное участие принимали и родственники покойного писателя, передавшие в фонды Иркутского краеведческого музея огромное количество экспонатов. «Валентин Григорьевич был человеком скромным и не обожал торжеств в собственную честь. За год до собственных юбилеев он начинал мучиться тем, что ему предстоит пережить.

Но от данной выставки у меня чувство, что ее он бы принял с открытым сердцем», — отметила вдова писателя Ольга Лосева.

Вправду, о природной скромности Валентина Распутина знают и говорят многие, но подобные памятные дни проводятся отнюдь не для помпы, уверен губернатор Иркутской области Сергей Левченко. «Все те, кто рядом с ним жил и знал его, имеют довольно высокий долг — сделать так, дабы память о Валентине Григорьевиче жила и не угасала. Сегодняшняя выставка — один из примеров исполнения этого долга.

Мы попытаемся сделать так, дабы в ближайщее время у нас появились и другие места, каковые бы говорили о нем. Отечественная с вами важная задача пребывает в том, что бы о нем знали потомки», — отметил глава региона на открытии выставки.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Памяти Сейфудина Казиахмедова


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: