Женщины прошлого и настоящего

Женщины прошлого и настоящего

Мы снова встретились со ветхим втором отечественной газеты Виталием Вульфом. Каждое его слово — золото.

Сейчас приятный разговор о небесных созданиях — служительницах Мельпомены.

ВИТАЛИЙ Яковлевич, вы видели на сцене и были привычны лично с представительницами нескольких поколений в мастерстве. Вот те дамы, каковые появились еще в царской России, при звуках гимна «Боже царя храни», были ли они особенными, непохожими на современных актрис?

— Я знал великих актрис — Марию Ивановну Бабанову, Аллу Константиновну Тарасову, Ангелину Иосифовну Степанову, и, само собой разумеется, они были вторыми, непохожими. Прекрасные — да, элегантные — о да, и наряду с этим в них была особая значительность.

Они были вежливыми и грамотными людьми. Степанова знала французский язык, как русский. В то время, когда Бабанова получила роль в какой-то британской пьесе, она, также превосходно знавшая французский, отыскала учительницу и ездила два раза в неделю брать уроки.

Для чего? Но как же возможно играться британскую пьесу и не знать языка, не знать всей атмосферы британской судьбе! Я наблюдал круглыми глазами

По нынешним временам, у Марии Ивановны была скромная квартира — три помещения, но она была сказочной красоты. Ампирная мебель, светло синий лампы, все она выбирала сама, таковой у нее был прекрасный вкус.

Эти дамы большое количество просматривали, знали русскую классику наизусть. В то время, когда пришло второе поколение — скажем, ефремов­ское, — в том месте просматривающих людей уже было куда меньше.

Актрисы были умны, активны, деятельны, но, за редким исключением, не весьма образованы. Известно же, что Галина Волчек, например, при всем таланте и потрясающей интуиции, книг не просматривает.

Она мне все, бывало, сказала — «Виталий, ты что все просматриваешь, глаза сломаешь!» Таковой курьез.

— Понизился уровень образования?

— И образования, и самокритичности. А Степанова либо Бабанова блистали эрудицией кроме того в частных беседах с подружками.

У них было, кстати, необычное презрение к тем, кто снимался в кино, не смотря на то, что они и сами снимались, но к легкой кинославе, к недорогой популярности относились свысока. Словечко «звезда» в их устах звучало как обида. не забываю, как насмешливо Степанова относилась к молоденькой Людмиле Гурченко, которая одно время была женою ее сына, а Москва сейчас сходила с ума от «Карнавальной ночи».

Эти великие актрисы были строги и требовательны и к себе, и к вторым. «Звездизма» они никакого не принимали. не забываю, как я провожал Марию Ивановну Бабанову по окончании спектакля «Банкрот», где великолепно сыграла юная Наталья Гундарева, и Бабанова сообщила с жалостью — какая гениальная девочка, но ее погубит это ее кино, она вечно большое количество снимается Если бы им заявить, что у нас сейчас существует «фабрика звезд», они бы ни слова не осознали, что мы им говорим.

— Презрение к легкой популярности — это был таковой жизненный прин­цип?

— Скорее, жёсткое жизненное правило. Они жили по этим правилам. Никакой расхлябанности в быту, к примеру. В годы учения в аспирантуре я, тогда бедно живший, время от времени бывал приглашен Бабановой и ни при каких обстоятельствах не забуду, как был накрыт стол в столовой.

Самая несложная еда, какие-нибудь отбивные с картошечкой, но все изящно — тарелки, салфетки, бокалы с водой. Красота — это также был прин­цип. Они так как и сами были феноменально прекрасны

Я в первый раз заметил Аллу Тарасову в спектакле «Три сестры», она молчала целый первый акт, и было не оторваться от созерцания ее немыслимой женственной красоты. А как она игралась в «Последней жертве» Островского!

Ни на один спектакль было не попасть. Сейчас в «Последней жертве» в Художественном театре играется привлекательной внеш­ности актриса Марина Зудина, но это категорически не ее роль, она не имеет права это играться.

У тех актрис, напротив — было четкое представление о том, что тебе возможно играться, а что нет. Наряду с этим они были различные — Степанова, например, была в полной мере просоветским человеком и принимала эту жизнь, а Бабанова была антисоветской так, что становилось за нее страшно.

— Как я осознаю, было не принято афишировать собственную личную судьбу, кроме того в кругу близких?

— Конечно, не смотря на то, что романы были, и очень прекрасные романы. Были и те, кто, как говорится, «попадал на язычок». Много говорили о Валентине Серовой — и о ее связи с Симоновым, и о шумной истории их развода, и о том, как она начала пить. Было большое количество страстей.

Но то была совсем вторая жизнь.

— Хранили чувство собственного преимущества?

— Не считая эмоции собственного преимущества было и острое чувство собственного самосохранения. Так как жили под топором!

Я вот не забываю, как начиналось диссидентское перемещение в Москве и как в него кидались люди моего поколения. А старшие — нет.

Побаивались. «Один сутки Ивана Денисовича» Солженицына, например, мои любимые актрисы ценили куда меньше, чем его же «Матренин двор». Предпочитали литературные качества, а не политическую злободневность.

Сталинизм не принимался внутренне, но и к последующим годам было скептическое отношение. Они же обучались у Мейерхольда, у Станиславского, в воздухе высокой культуры.

И у всех известных столичных акт­рис, рожденных до революции, был один неспециализированный кумир — супруга А.П. Чехова, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Она и ее дом — это был знак благород­ства. Знак высокой потерянной культуры.

Обворожительная, фантастически женственная, Книппер была эталоном интеллигентской среды. А при том у Ольги Леонардовны была весьма активная личная жизнь!

Последний ее роман с театроведом Николаем Волковым произошёл у актрисы, в то время, когда ей было 62 года. А на данный момент шуму-пены большое количество, а дела-то

— Но вот пришло второе поколение актеров, поколение Таганки и Современника

— И оно уже не имело никакого отношения к тем, прошлым людям. К примеру, большинст­во этих артистов уже обожали власть, обожали быть приближенными к власти.

Получать приглашения на банкет, где будет Первое лицо, — раньше для того чтобы не было.

— Ха-ха. Кое-какие уже тропу в Кремль протоптали И личная жизнь неспешно начала выходить на люди, причем в небольших подробностях.

Может, и по большому счету изменился калибр таланта, отпущенного людям, либо он тратится на ерунду?

— Неспешно отправилась коммерциализация мастерства, желание получить, жизнь стала суше, рациональнее, холоднее. Звания «заслуженый артист», «заслуженный артист» совсем обесценились.

А дамы стали весьма деловыми — ни загадки, ни поэзии.

— А с виду прекрасные

— Снаружи да, но назовите хоть одну, сравнимую с Яниной Жеймо либо Любовью Орловой. У Валентины Серовой нет верных линия лица, она кроме того некрасива, но посмотрите ее в картине «Сердца четырех» — в то время, когда она падает с велосипеда и ее поднимает на руки Самойлов, как она открывает томные глаза! какое количество поэзии, тайной эротики!

Никак не сравнятся с этим холодные, уверенные, деловые, все в платах и «проэктах», с радостью дающие интервью современные красотки.

— Вы любите кого-нибудь из современных актрис?

— Я ценю и Марину Неелову, и Татьяну Васильеву, весьма по-человечески обожаю Веру Глаголеву, но сердце от восхищения в далеком прошлом не замирало.

Крылья бабочки

ВЫ ДУМАЕТЕ, нель­зя актрисам открыто сказать в прессе о личной жизни?

— Нет, запрещено. Как нельзя стирать пыльцу с крыльев бабочки — она лишится всей собственной прелести. Чего-то о себе не нужно выговаривать.

И еще, понимаете, весьма уж пошлым стал неспециализированный стиль судьбы. Из-за нездорового отношения к материальным сокровищам.

Роскошь напоказ, все эти «алмазы — лучшие приятели девушек»…

— Как, разве Тарасова и Степанова не носили бриллиантов?

— Да ни при каких обстоятельствах. И не носили и не брали. Им было некомфортно — они знали, как живут рядом люди. Стыдно было демонстрировать благополучие. Степанова и супруг ее, известнейший автор Александр Фадеев, жили на даче, и она казалась тогда пределом роскоши.

Сейчас в сравнении с Рублевкой — это сарай, легко сарай! Геологический переворот случился и в нашей жизни, и в отечественном сознании.

— Что ж, мельчает людская порода либо мастерство уже не делает таковой функции — чтобы потрясать, чтобы сердце замирало?

— Да, оно меньше необходимо. Им мало кто занимается всерь­ез. Энергичные умные люди идут в бизнес, в коммерцию, а сутки­ги — неприятель мастерства.

Маркс был не дурак. Вспомните его пассаж о том, что буржуазия в ледяной воде эгоистического расчета потопила все добродетели прошлых столетий!

Социализм не был счастьем, но и капитализм был не выходом.

— Выходит, капитализм отбирает у дам женственность?

— Отечественный новый, день назад рожденный, — выходит, отбирает. Так много сейчас прекрасно одетых, элегантных дам, на которых приятно взглянуть, но — нет поэзии, нет тайны, и не хочется разгадывать их тайную, потому как загадки никакой нет.

Антон Павлович Чехов заметил Ольгу Книппер на сцене в роли царицы Ирины («Царь Федор Иоаннович») в этот самый момент же решил на ней жениться! Это как же нужно играться, чтобы сразить мгновенно ветхого холостяка, гения с тяжелым характером, знавшего толк в дамах!

Кто на данный момент так сыграет?

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Неосуществимая дама (Фильм 2018). Мелодрама @ Русские сериалы


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: