Злоключения соц-арта
В Москве длятся скандалы по поводу выставки «Соц-арт. Политическое мастерство из России», подготовленной отделом новейших течений Третьяковской галереи.
Выставка обязана открыться в Париже 20 октября, но не все произведения, отобранные кураторами, разрешены к вывозу из России. Должностные лица, с одной стороны, отрицают возможность политической цензуры, с другой – дают предупреждение Третьяковскую галерею об ответственности за выставку, проведение которой министр культуры РФ А. Соколов вычисляет неприемлемым.
Обстановку «АН» комментирует глава Ассоциации реставраторов России Сава ЯМЩИКОВ.
Отечественный позор в Париже
МНЕ данный скандал думается забавным. По причине того, что 20 лет так называемой демократии живописцам разрешали делать все и выставляться везде без всяких ограничений, именуя это настоящей свободой творчества.
В случае если возвратиться на пара десятилетий назад и отыскать в памяти то неофициальное мастерство в СССР, которое именовалось андерграундом (подпольным), то я, лично знавший лучших его представителей, могу заявить, что это вправду было сопротивление живописцев официозу. Разве повернется язык назвать шарлатанами и недоучками таких превосходных мастеров, как Анатолий Зверев, Александр Харитонов, Михаил Шварцман, Владимир Немухин, Дмитрий Краснопевцев.
Пользуясь случаем, примыкали к ним и живописцы далеко не одаренные и не талантливые сообщить собственный слово в мастерстве. Но, как говорится, всевышний им судья.
А наследие броских представителей андерграунда останется в истории отечественного мастерства.
Нынешние же бессчётные представители цеха живописцев, прикрываясь брендами «постмодерн», «концептуализм», «соц-арт», в действительности занимаются разложением богатейшего духовных ценностей и культурного наследия, накопленных Россией за многие столетия. Стремясь не отстать от Запада в изобретении все более ужасных форм, каковые они именуют артефактами и другими изысканными определениями, в действительности они дошли до самой низшей точки разложения красивого.
Сравнительно не так давно я прочёл книгу одного из представителей хорошего андерграунда Валентина Воробьева. Мне привлекло внимание откровенное признание человека, трудившегося в одной обойме с самыми большими представителями этого течения.
Из Парижа, где Воробьев сейчас живет, он рекомендует историкам мастерства, каковые будут писать монографии и издавать альбомы об андерграунде 60-х, не затруднять себя работой в библиотеках и архивах: «главные сведения о нас направляться искать в картотеках психиатрических институтов и больниц». И это про то, в полной мере пристойное время.
Глядя же на все последние артефакты безбашенных и отмороженных горе-живописцев, думаешь, что никакой, кроме того самый хороший, психиатр не в состоянии им оказать помощь. И всевышний бы с ними, если бы они всеми этими проявлениями не заслоняли молодежи глаза на то, что именуется настоящим мастерством.
Верю, что протест министра культуры Соколова – надрывный крик его души. Но поезд в далеком прошлом уже ушел.
Его сотрудник, начальник Федерального агентства по кинематографии и культуре (ФАКК) господин Швыдкой, признавая, что пара произведений не следует вывозить в Париж, к примеру, изображение обнажённых Тимошенко и ющенко, тут же призвал не драматизировать обстановку: «Коллекция экспонировалась в стенках Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), и составляли ее опытные люди. Ни социальный строй в стране не изменился, ни небо не упало.
Отменить целый пласт в мастерстве запрещено, даже если он не нравится. Выставка уезжает в Париж, и посетить ее выразил желание французкий президент Саркози».
В том же направлении и сотрудник Россвязьохранкультуры, бывший комсомольский государственный служащий господин Вилков. На претензии, что он не запретил вывозить вызывающие большие сомнения изделия, а также с гитлеровской свастикой, замахал руками: «Чего тут и комментировать, это абсурд.
Россвязьохранкультура занимается только юридическими вопросами. Я картины не просматриваю, взяв перечень от ФАККа, я тут же его подписал».
А необходимо госслужащему, служащему в учреждении, связанном с культурой, взглянуть, перед тем как подписывать.
А при чем тут Белый свет?
Я ЕЩЕ раз заявляю, что отечественное так именуемое изобразительное мастерство докатилось до ужасающего состояния. Никакое это не мастерство, а проявление самых низменных человеческих инстинктов.
Пускай на западных аукционах платят 4 миллиона долларов за картины обожаемого господином Швыдким и господином Пиотровским Кабакова. На одной из них на белой поверхности изображен вбитый гвоздь.
Но разрешу процитировать отрывок из книги превосходного писателя Леонида Бородина «печали и Год чуда», совершившего многие годы в ГУЛАГе, лауреата Солжениценской и Толстовской премий.
«Кстати, с гордым сочувствием предполагал неизменно, что лишь дети серых коммуналок способны восхищаться бредом красок всяких в том месте авангардистов. Мой художественный вкус несложен: если не определю судьбе, с презрением отворачиваюсь – не можешь воспроизвести красоту Божьего мира, так и сообщи честно, а не пудри мозги.
А мне в ответ, мол, при чем тут Белый свет?
Тут отражение личного внутреннего состояния! Ага, говорю, это в то время, когда запор – одна палитра, а в то время, когда понос – то все напротив? Не финти, мужик, меня не одурачишь.
Я так как на Байкале вырос, видел, не забываю и знаю, что имеется красота хорошая. Она около.
Но имеется и вторая. Скажем, дали человеку под глаз кулаком, у него, как и положено, цветные искры из глаз посыпались. Человек проморгался – и бегом к холстине, скорее эти искры запечатлеть.
Позже, всегда как кулак заметит, так и вдохновляется. А второй, смотришь, стоит, пялится и мучается: где я такое уже видел? И нет дабы отыскать в памяти. В то время, когда последний раз по морде приобретал. Меньше.
Нам таковой красоты не нужно».
Так блистательно думает настоящий автор. Но не так думает вычисляющий себя писателем циник Виктор Ерофеев.
Его брат управляет тот самый отдел новейших течений Третьяковской галереи. Он и сервирует на Парижскую выставку целой отстой, украшая все это флагом России и тратя непомерные суткиги.
А нам их так не достаточно на воспитание молодых живописцев.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Папа соц-арта. Меламид без Комара