Ах, кабы не плебейские звуки и вульгарная жестикуляция

Ах, кабы не плебейские звуки и вульгарная жестикуляция

В первый раз я заметила «Евгения Онегина» лет тридцать пять тому назад. В рутинной, мхом покрытой постановке Кировского театра.

В том месте было все как положено: расписной задник, хор девушек, пожилая Татьяна и совсем сразившая меня Ольга. Она была не пожилая, а открыто ветхая, толстая как бочка, в светло синий полосатом платье, с желтыми локонами, плохо напоминавшими стружку.

Эта Ольга легко подпрыгнула и запела: «Я добра… И шаловлива… Меня ребенком все кличут…»

Затем я в опере не была лет двадцать. При слове «опера» я сходу вспоминала «шаловливую Ольгу в светло синий полосочку» и вздрагивала.

Так может ушибить впечатлительного человека оперная рутина! Но аван­гардное обращение с классикой также не вызывает во мне никакого интереса.

При таковой степени предубежденности, представьте себе мое удивление, в то время, когда я поняла, что новый «Онегин» сперва заинтересовал, позже увлек, а позже и очевидно задел меня за живое!

Могу успокоить ревнителей старины: в сравнении с тем, что вытворяют с классикой «культовые» режиссеры на драматической сцене, мелкие шалости Чернякова — это детский лепет. Он не исказил музыкальный текст оперы, не поменял сюжета (Онегин не влюблен в Лен­ского, Татьяна не живет с Ольгой, а всякое бывало во главе, товарищи!).

Все на месте — и письмо Татьяны, и полонез, и «Куда, куда вы удалились» и «О жалкий жребий мой». Единственная большая новация — куплеты мсье Трике на именинах Татьяны даны Ленскому (Эндрю Гудвин).

Он, пародируя вежливое пение, нацепив клоунский колпак, пробует шутовством развеять мрак в душе и повеселить гостей Лариных. Спорно, но, в общем, невинно.

Режиссер перенес воздействие оперы Чайковского в эру «безвременья», в рассказов и атмосферу пьес А.П. Чехова, в среду мещанства, разночинной интеллигенции и опустившихся аристократов.

В том направлении, где уже нет гордой «господской» красоты, где царят привычка и косность, где все нервны, умны, несчастны, где нелепо стреляются лишние люди, а любовь обречена на муку. Что ж, писатель и композитор были прекрасно привычны, жили в одно время и, как мы знаем, как раз Чайковскому Чехов посвятил собственный сборник рассказов «Хмурые люди».

И именно поэтому режиссерскому ходу опера прекратила быть комплектом «хитов». Возвышенная сентиментальность Чайковского лишена всякой слащавости, всякого плохого пафоса.

Приведу таковой пример: в большинстве случаев арию Гремина «Любви все возрасты покорны» поют известные либо мнящие себя таковыми басы, выпятив грудь на сцене. А Черняков усаживает собственного Гремина (Александр Науменко), спокойного, рассудительного мужчину в очках, рядом с Онегиным, и Гремин ему как приятелю в интимной беседе проникновенно говорит о собственной

поздней любви.

Первые пять картин идут в одной несложной декорации — налево две двери, направо два окна, а посередине громадный стол и двадцать стульев. стол формирует образ привычки, пошлости будней, обыкновенности быта, откуда никому не разрешено вырваться. Данный мир привычки воплощают гости Лариных и радостная, разбитная хозяйка-мать (Ирина Рубцова, время от времени эту партию выполняет и сама Маквала Касрашвили).

Кого-то может и покоробить, что она наливает себе из графинчика (один лишь раз, кстати!) и с наслаждением «рукоплещет» рюмочку. Мне показалось, ничего кощунственного в этом нет, а ролька оживилась.

Лишь два храбреца немного подняты над обыденным — Лен­ский и Тать­яна. Это уникальные люди, поэты и страдальцы, несча­стные романтики.

Ленский, смешной, нелепый мальчик, всегда при блокноте, куда он пишет наивные стихи, обожает недалекую злобную мещанку-Ольгу (Маргарита Мамсирова). Прав Онегин: уж лучше бы он выбрал другую! Но родственные души проходят мимо друг друга…

Татьяна (Тать­яна Моногарова) — дикая женщина с мрачно горящими глазами, порывистая, углубленная в себя. Из таких натур при вторых событиях получаются писательницы, революционерки, но на данный момент перед нами катастрофа напрасной любви человека незаурядного к человеку значительно меньшего калибра.

Да, Онегин (Владислав Сулимский) мелковат, и сам это знает. В нем нет прочной людской базы, он не состоялся по-настоящему, и в то время, когда во втором действии данный Онегин попадает в малиново-белое царство «громадного света», где и люстра на порядок больше, чем в провинции у Лариных, и стол огромней, то есть «лишним человеком» наглядно.

Ему никак не отыскать местечка в плотных последовательностях сытых разряженных людей, его все прогоняют, и бедняга приносит себе креслице сам, жалкий, но все-таки и необычно привлекательный собственной искренностью человек. «А счастье было так вероятно» Онегина и Татьяны в финале оперы звучит как милая, бедная иллюзия несчастных людей — никакого счастья у них не могло быть ни при каких обстоятельствах.

дирижёр постановки и Музыкальный руководитель Александр Ведерников во многом преуспел, хотя бы по части стирания штампов с музыки Чайковского. Но не могу не подчернуть, что хоры не звучат.

Не разобрать практически ни одного слова — не то из-за скверной акустики Новой сцены, не то из-за просчетов хормейстера. А в опере должно быть все видно, все слышно и все ясно.

Это закон таковой.

Как жаль, что у без сомнений одаренного г-на Чернякова не хватило такта в некоторых местах попридержать себя — убрать плебейские звуки (падающие стулья, чашки и т.д.) и через чур пошлую жестикуляцию некоторых персонажей, решить по-настоящему сцену дуэли (на данный момент идет какая-то невнятная путаница с охотничьим ружьем, вызывающая хохот в зале). Ничего зазорного нет в том, дабы умерить собственный произвол и уважить «господскую» культуру, главные образы национальной мифологии.

К ним, без сомнений, в собственности и скамейка в саду, где сидела Татьяна с Онегиным, и дуэль Ленского и Онегина.

Между замшелой крайностями и оперной рутиной авангард­ных трактовок обязан разыскаться какой-то третий, самый плодотворный путь. Очевидно, в случае если гениальные режиссеры признают, что основное — не их выдумки, а та опера, которую они ставят.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Язык телодвижений: Жесты кистей рук #11


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: