Алиса не потерялась

Алиса не потерялась

На Новой сцене Громадного драмтеатра (Петербург) состоялась премьера спектакля «Алиса». Это первая работа в БДТ нового худрука театра Андрея Могучего.

И новый выход в непривычной обстановке для Алисы Фрейндлих – одного из основных знаков Ленинграда-Петербурга.

Дама по имени Алиса выясняется в закрытом лифте, откуда попадает в страну, где когда-то бывала девочкой, – очень сильно постаревшую Страну чудес. В том месте доживают собственный век чокнутые чудики.

В том месте бродят печали и пожилые воспоминания, в большинстве случаев приходящие на протяжении бессонницы. Растерянная Алиса пробует не разрешить себя запутать, старается выбраться из этого плохого мира, и в итоге ей это удаётся.

Литературная база спектакля «Алиса» –плод коллективного сочинительства самого А. Могучего, и драматурга С. Носова и завлита БДТ С. Щагиной. Это клочковатый текст с множеством философствований и сентиментальностей, время от времени занятный, время от времени пустой.

Но ничего не сделаешь, большинство современных режиссёров глухи к слову.

Тяжело осознать, например, для чего в начале спектакля персонаж Заяц (А. Петров) произносит долгую обращение на тему «Была надежда, но всё проср».

Окончательное слово звучит раз тридцать, а ведь достаточно было бы одного раза (лучше, само собой разумеется, ни одного). Начало второго действия – огромные мнимоисповедальные монологи персонажей в отсутствие Фрейндлих – по-моему, совсем ни к чему.

Без неё на сцене скучновато. Вдобавок все персонажи одеты в тёмное, как это принято поголовно у режиссёров-«новаторов».

Эти новаторы уже и сами обросли густыми штампами, не хуже старичков-рутинёров.

Музыку режиссёры обожают больше, чем слово, но как-то безразмерно. Нередки на драматической сцене беспрерывно играющие оркестры и рояли. В «Алисе» с малоизвестной целью играется камерный ансамбль.

Музыка к спектаклю сочинена намерено композитором Н. Хрущёвой. Чистенько, грамотно, бесцветно.

А вот пространство «Алисы» придумано Могучим изобретательно и забавно. Обитые бархатом ложи и ярусы, хрустальные люстры и позолота Новой сцены БДТ замотаны белой холстиной, зал и сцена изменяются местами – в первом действии зрители сидят на сцене, во втором – перемещаются в зал.

И это мелкое зрительское приключение сбивает инерцию восприятия, приближает мало к свежим эйфориям детского мира. Ожидаешь, что будет необычно, чудесно, радостно, смешно, – и кое-что сбывается.

Это необычно. А также время от времени весьма интересно.

Но не радостно и не смешно, тем более не чудесно. Рассказ об усталом, выдохшемся мире, утратившем суть.

Тут рассуждает умный Шляпник (В. Ивченко), пробует руководить взбалмошная Королева с вздыбленными волосами (И. Венгалите), дерзит клоун Шалтай-Болтай (А.

Шарков) Но это по инерции, без воодушевления, совершенно верно в провинциальном репертуарном театре. Данный потухший мир ожидает спасения от той Алисы, «шалуньи-девочки-души», что когда-то умела плакать и смеяться, которая принесла с собой радость и жизнь. Но сейчас она всё забыла, она сама устала и растерялась

Глаза зрителей впиваются в мелкую фигурку таинственного существа без возраста, с белыми волосами и поразительно живым, изменчивым, неповторимым лицом. Среди них, само собой разумеется, имеется те, кто не забывает дебют Алисы Фрейндлих более полувека тому назад на сцене Театра имени Комиссаржевской.

Вера Фёдоровна рано покинула жизнь и сцену, Алисе Бруновне суждена другая участь, вторая весть заключена в её умном и упорном существовании. Фрейндлих так же, как и прежде доставляет удовольствие одним фактом собственного нахождения на сцене.

В этом случае – ещё и предъявляя судьбу людской нормальности в свихнувшейся обстановке.

Вместо того дабы играться очередную бенефисную скукоту про голливудскую актрису либо европейскую пианистку, вспоминающую собственную жизнь, Фрейндлих принимает участие в уникальном представлении, где неизвестно, как себя держать и что делать. Это бодрит, творчески встряхивает.

Однако фантазии Андрея Могучего кого-то увлекают, а кому-то кажутся инфантильными и бедноватыми.

Алиса Фрейндлих (1934 года рождения) принадлежит к смелому поколению культурных ленинградских дам, переживших девочками блокаду и эвакуацию, привыкших к постоянному труду, достигших необычной нравственной высоты. Они и по сей день трудятся – преподавателями, докторами, архитекторами, библиотекарями и т.п.

И тот ясный свет, что льётся из глаз Фрейндлих, для них – что-то сокровенное и родное, помощь, поддержка и опора в тяжёлом пути. Театр же существует не для театроведов, а для публики.

Среди них и для таких дам.

Думаю, очень многое их прикоснётся в спектакле – по большей части монологи Фрейндлих о бессоннице, о встрече с погибшей мамой. Это ясно и человечно.

Другое вряд ли будет им близко – более юная аудитория может заинтересоваться фарсовыми зигзагами представления а также найти в них глубину. Новая «Алиса», разумеется, будет иметь определённый успех у публики, и для труппы БДТ она нужна, как встряска застоявшегося организма.

Но встряска встряской, а трудиться БДТ по окончании реконструкции будет необходимо в зале на 1200 мест. Неясно, как с этими хрустальными люстрами и бархатными ярусами справится Андрей Могучий, для которого зальчик-трансформер мест на 200 – это совершенное пространство.

На свете имеется мера всех вещей, вычисляли древние греки, и сочетаются ли Могучий и БДТ, по всей видимости, нужно задавать вопросы у какого-нибудь древнегреческого оракула, я для того чтобы ответа дать не могу. У нового худрука БДТ имеется привлекательные черты – он способный к собственному делу человек, не циник, не обожает на сцене смаковать девиации и извращения (и по большому счету как режиссёр аполитичен и асексуален), в нём нет пошлости, у него живой открытый характер и подвижный ум.

Но 1200 мест товстоноговского БДТ при нелюбви к пьесам, при отсутствии чёткого способа работы с актёрами! Не знаю, не знаю Единственное, что я знаю, – спектакль «Алиса» продолжается недолго, два действия по часу, а Фрейндлих в красивой творческой форме и может играться да и то, и это, и всё что угодно.

Радость отечественная.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

10 УРОВНЕЙ, В КОТОРЫХ ЛЕГКО ПОТЕРЯТЬСЯ


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: