Батьку махно «кажут» в кино

Батьку махно «кажут» в кино

 Летние месяцы на отечественном телевидении принято вычислять мертвым сезоном. В принципе, сейчас отечественные ведущие каналы не отличались особенной новизной и живостью ни в делах, ни в суждениях.

Тем более весьма интересно появление как раз на данный момент на Первом канале страны сериала «Девять судеб Нестора Махно», снятого уже давно, вышедшего в тираж на DVD и уже прошедшего на экранах телевизоров отечественных ближайших соседей по СНГ. В чем феномен данной премьеры?

Политический либо художественный? Из-за чего нам «сливают» эту премьеру во время отпускных миграций, в то время, когда по всем каналам целые повторения пройденного, а публика кушает все без исключение в понятном жажде отдохнуть и набраться сил для новых свершений в новом сезоне?

 БАЗОЙ для экранизации «Девяти судеб Нестора Махно» по­служил одноименный роман И. Бол­гарина и В. Смирнова. Болгарин – создатель незабвенного «Адъютанта его превосходительства», где он в первый раз предъявил публике белого офицера «с людской лицом».

В новой исторической драме посредством режиссера Н. Каптана «с людской лицом» нам представлен не только легендарный батька Махно, но и – что по отечественным временам думается немыслимым – сам В.И. Ленин, мелькнувший в пятиминутном эпизоде.

 Если судить по оживленной дискуссии, которая показалась в сети, сериал про батьку Махно, не обращая внимания на достаточно скромные художественные преимущества, задел самые потаенные уголки души у большинства. И меньше всего в том месте спорят о самом фильме.

Говорят о проблемах языка, поднимают национальный вопрос, в очередной раз сводят и разводят Украину с Россией; досталось и НАТО, и лично президенту Бушу, и глобалистам. Кто-то кроме того – очевидно сгоряча – дал обещание перечитать Гоголя.

Сериал об одном из самых таинственных персонажей русской революции снова разбудил страсти. Они вспыхнули когда-то по объявлению «перестройки», «ускорения» и «гласности» и погасли с окончательной победой народовластия.

Страсти, мягко сообщить, несвоевременные.

 Быть может, из этого и незаладившаяся будущее сериала? Незаладившаяся, как и жизнь его главного храбреца. Так как и Разин с Пугачевым, и Че Гевара с Чапаевым достаточно вразумительны и легко адаптируются различными идеологиями.

А с Нестором Ивановичем Махно целые незадачи. Изобретатель легендарной тачанки, покоритель Перекопа в следствии был неприятелем советской власти, ею разбит и бежал от нее за кордон, где и погиб в изгнании.

Махно – патриот Украины, выступавший против украинской государственности. Именовавший себя русским анархистом, писавший по-русски, не хорошо знавший украинский и не вычислявший его независимым языком.

Так что украин­ским националистам наподобие как и воздать ему хотелось бы за борьбу с коммунистами, а за все другое – наподдать хорошенько хочется.

 Создатель собственной свободной республики, данный ожесточённый батька, если судить по воспоминаниям современников, в юные годы посещал драматический кружок. В эмиграции писал воспоминания и стихи. Дружил с Шаляпиным и увлекался кинематографом.

До таковой степени, что снялся сам в двух фильмах. Любимым своим произведением он считал лермонтовского «Вадима».

Но не месть, как у храбреца Лермонтова, двигала им, а детская, инфантильная мечта о братстве и равенстве. Мечта поэта…

 Павел Деревянко в роли Махно достаточно убедителен, но не более того. Умиляться его схожестью с прототипом не хватает.

Шоу двойников уже вышли из моды. Но вряд ли это вина актера.

Вероятнее, он стал заложником жанра. Историческая драма не дает ему возможности полета – падений, разочарований, раздумий, воодушевления.

В любом случае это – всего лишь разыгранная по ролям анкета. Появился, женился, на что-то сгодился.

Появляются и претензии к вещам конкретным. Уж больно на современном сленге общаются между собой персонажи. Уж вы разберитесь с речью в принципе, а ведь вы то на «суржике» беседуете, то чисто по-русски. И как косу держать, нужно бы у кого-нибудь проконсультироваться.

И еще тысяча мелочей, каковые лишь мешают поверить, как выстраданны и святы были для исторического Махно его главные, ой как своевременные мысли: «Свобода либо Свобода» и «Смерть во имя Хороша».

 История в сериале про батьку Махно снята уж через чур полит­корректно, неуверено и с опаской. И «отечественные» время от времени бяки, и «бяки» время от времени отечественные.

Фактически, история у нас сейчас так довольно часто переписывалась, что сообщить с полной уверенностью, кто тут отечественный, затруднительно. Быть может, из этого и робость.

А вдруг делать выводы по законам жанра, то, наложив известный сериал «Бригада» как лекало, возьмём практически полное совпадение. Совсем сравнительно не так давно юноши, насмотревшись телевизора, игрались в Сашу Белого, захлебываясь романтикой с громадной дороги до полного самоистребления.

А сейчас смогут пойти играться в Нестора Ивановича со всеми вытекающими последст­виями. И рингтон в мобильнике поменяют на «Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить»… Так как на смену еще совсем сравнительно не так давно мелькавшим в новостях «казанским» да «люберецким» уже пришли «фа», «антифа», «нацболы» да «отечественные» со собственными подвигами.

Вот и оробели создатели фильма. Растерялись в намерениях. И клиенты оробели. Спихнули невнятный фильм, как в яму, – в неурочное время.

Как бы чего не вышло.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

СУПЕР ХИТ! БАТЬКА МАХНО наблюдать в HD ВСЕ СЕРИИ


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: