Берлин 2014: звёздный дождь
Для того чтобы в далеком прошлом не было – на 64?й Интернациональный Берлинский кинофестиваль высадился полностью звёздный десант. А всё вследствие того что в приглашённых фильмах снимались не одна-две звезды, а пять-шесть.
Это новая фишка громадного фестивального кино – таковой актёрский фейерверк, в то время, когда картину держит не одна звезда, а целое созвездие.
Причём это тренд не только могущественных американских мейджеров. Лучший европейский режиссёр на сегодня Ларс фон Триер также в собственную «Нимфоманку» не считая любимой Шарлотты Генсбур пригласил одного из самых успешных молодых американских актёров – Шайа ЛаБафа и культовую Уму Турман.
В Берлине продемонстрировали полную версию «Нимфоманки» – от той, что на данный момент выходит на отечественные экраны, она отличается «занимательными подробностями». Нам предлагают взглянуть на то, что на языке судебных специалистов именуется «эрекшн» и «пенитрейшн», что разрешает суду заявить данное произведение, говоря бытовым языком, порнухой.
Но в художественном произведении задача изучения людской природы оправдывает каждые откровения. Исследуя эту природу, Триер находит в ней большое количество противного и не планирует это скрывать.
Человечество он не весьма обожает и в каждом собственном новом фильме упражняется в обоснованной нелюбви.
В данном «нимфоманском» случае 50-летняя героиня Генсбур говорит хорошему человеку, что ей помог, собственную сексуальную судьбу. А она была достаточно насыщенной.
Триер весело иллюстрирует любой эпизод (а их в полной версии на 145 мин.) экскурсом в прошлое героини, где она была вдвоём, втроём, сверху, снизу, сбоку, с тёмным, с белым, с молодым, со ветхим и т.д., а в финале показывает мозаику с участниками всех генсбурских любовников. И это первый «том».
Примечательно, что будет во втором?
Поболтать с Ларсом фон Триером было нереально. По окончании скандала в Каннах (кто не в курсе – см.
Интернет) он избегает общения с журналистами. Кроме того на пресс-конференцию не пришёл. Шайа ЛаБаф пришёл, но вёл себя эпатажно, по всей видимости, подражая мастеру.
Надел нечистую кепку (в Ветхом и Новом Свете одежда неизменно – месседж), пробормотал что-то типа «чайки летят к кораблю, в то время, когда чуют, что с него сбрасывают сардины» и ушёл с пресс-конференции, покинув сотрудников отдуваться за «шедевр» фон Триера перед журналистами в коллективном одиночестве. На вечернюю премьеру он также не явился.
Стало как-то тревожно – ТВ-каналы сказали о несчастном передозе, от которого скончался превосходный актёр Филипп Сеймур Хоффман.
До тех пор пока, на мой взор, лучшим на фестивале есть фильм Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт». Им фестиваль раскрывался, причём на красную дорожку выставил таких звёзд, как Рэйф Файнс, Уиллем Дефо, Эдуард Нортон, Тильда Суинтон, Билл Мюррей (кстати, последний сыграет и во втором американском фильме «Охотники за сокровищами», представленном на внеконкурсной основе в официальной программе фестиваля).
Снятый в жанре авантюрной трагикомедии, фильм переносит нас в восточноевропейскую страну «Зубровка». Образом-знаком dolche vita в том месте был альпийский spa-отель «Будапешт», куда приезжала интернациональная знать, пока в 30?х гг. прошлого века не стали активизироваться нацисты.
Всё это время консьержем отеля был герой Рэйфа Файнса, что знал не только счета собственных клиентов, но и их причуды а также мелкие слабости. Некоторым клиенткам он оказывал и совсем интимные услуги.
Одна из них – княгиня, её играется Тильда Суинтон, которая проводила в гримёрной по 5 часов перед выходом на площадку, поскольку ей в фильме 86 лет и у неё вываливаются зрачки. Она оставляет в последнем завещании консьержу портрет «парня с яблоком» одного из самых видных живописцев Восстановления, другими словами бесценный.
С данной 60 секунд начинаются неприятности у консьержа. Наследник княгини, будущий фаворит местного отделения наци, объявляет его убийцей старая женщина (карикатурное выполнение данной роли Эдрианом Броуди выше всяких похвал), и консьерж временно попадает в колонию – в высокогорный замок, где собственные законы
Фильм выходит в отечественный прокат, исходя из этого не буду его пересказывать, увижу лишь, что в далеком прошлом не видел для того чтобы стильного костюмного исторического фильма, где всё время сохраняется ироническая расстояние к происходящему – и через операторскую манеру, и через дизайн костюмов, да и просто через интонацию храбрецов (вот тут опасаюсь за русский дубляж). Но, не так долго осталось ждать ирония уступит место более сложной гамме эмоций.
Потому, что фильм по большей части конкурсе, я за него болею.
«Охотники за сокровищами» Джорджа Клуни продемонстрировали в главной программе вне конкуса, исходя из этого я за него не болею. Но замолчать его не имею права.
Во-первых, звёздный десант в составе режиссёра Джорджа Клуни, Мэтта Дэймона, Билла Мюррея, Жана Дюжардена, Джона Гудмана сделал любой кадр фильма особенно насыщенным. Во-вторых, сюжет очень занимательный.
Он строится на том, что по окончании известного приказа Гитлера все награбленные нацистами музейные произведения искусства, каковые не смогли привезти в рейх, подлежали уничтожению. По принципу так не доставайся же ты никому!
Американские музейщики и галеристы не стали мириться с этим и, не смотря на то, что по возрасту не могли проходить службу в армии, по распоряжению Рузвельта надели военную форму и высадились во Франции, где армия союзников уже отвоевала часть захваченной немцами территории. Причём бомбили в горячке войны и мирные аббатства, где хранились шедевры средневековой живописи и скульптуры.
Мэтт Дэймон и Джордж Клуни в фильме «Охотники за сокровищами»
Вышеперечисленные звёзды и составили эту бригаду искусствоведов, которой дали кличку «монументалисты». Выручая шедевры мастерства от немцев и от своих, они довольно часто переходили линию фронта и несли утраты.
Так погиб храбрец Дюжардена, где-то в середине фильма. Из-за чего я это уточняю? По причине того, что в интервью Джордж Клуни заявил, что фильмом «Артист», за что Дюжарден взял «Вручения Оскара» в номинации «Лучшая мужская роль», перебил очередной фильм с его участием, и «Оскар» Клуни не достался. «Я уже тогда желал его убить, и, в то время, когда показалась расстрельная роль, сходу его пригласил.
Но всё-таки в начале фильма убивать не стал». Вот их голливудские нравы, налюбуйтесь!
Особенную интригу фильму придаёт то сказочное событие, что «монументалистам», открывающим один схрон с сокровищами за вторым, на пятки наступают русские. Но в случае если «монументалисты» возвращают сокровища бывшим обладателям, церкви и музеям, то русские, в случае если что цапнули, то сходу отправляют себе в Москву в качестве репараций.
В противном случае и для личных маршальских коллекций. Так что киногероям нет ни 60 секунд спокойствия. И не смотря на то, что вместо запаха крови от фильма пахнет клюквенным соком, возможно, это и прекрасно.
Так как его пафос – «ботаники» против злодеев – и не требует через чур тёмных красок.
Фестиваль в разгаре, в следующем номере я подведу его итоги, а вдруг вам не терпится заметить, кому в текущем году достались «Золотые медведи», и встретиться со звёздами фестиваля, смотрите в ночь с субботы (15:02) на воскресенье мою классическую программу «Негромкий дом» о Берлинском МКФ на Первом канале.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Meteor Hits Russia Feb 15, 2013 — Event Archive