Берлин-2016: шутки в сторону
Берлинский кинофестиваль, 66-й по счёту, затаив дыхание, ожидает фактически сакрального для мира кино события – 18 февраля состоится мировая премьера фильма режиссёра из Филиппин Лава Диаза «Колыбельная печальной тайны» длительностью 8 часов! Он просто по определению не имеет возможности не победить.
Китайские мудрости
Чем хороши фестивальные китайские фильмы? В них неизменно имеется любезная сердцу европейца экзотика. Этнография кишит в каждом кадре. Причём в отличие от японских фильмов китайцы редко ведут агрессивное повествование.
Вот и в текущем году конкурсный фильм Янга Чао «Течение вспять» нашпигован буддистскими мудростями типа «Жизнь – как река, течёт и днём и ночью».
Великолепно снятая река Янцзы, по которой ведёт собственную баржу юный капитан Гао Чунь, погружает в медитативное состояние. Мимо нас проплывают берега с кинутыми каменными городищами и утёсы с венчающими их буддистскими храмами.
Плыл бы и плыл, но капитан бесплатно что юный, в нём довольно часто просыпается неясное желание, и он причаливает к берегу, где неизменно призывно горит огонёк в окне, за которым его ожидает независимо от порта либо пристани одинаковая женщина. С ней он совокупляется то в одежде, то для разнообразия без.
В это же время по великой реке идут и снуют туда-сюда тысячи громадных баркасов и судов, они то и дело гудят, а небо в том месте и сям озаряется брызгами фейерверков. Меньше, везде жизнь, причём у китайцев в обязательном порядке поданная в виде притчи.
Европейские сокровища
Среди основных соперников филиппинской «Колыбельной» итало-французский документальный фильм «Пламя в море» режиссёра Джанфранко Роси, посвящённый проблеме североафриканских беженцев, каковые добираются до острова Лампедуза в надежде на счастье и мир. Но чаще их тела выносит на берег когда-то райского острова.
Фильм исследует, как происходит столкновение двух миров, и, учитывая животрепещущий темперамент, что эта неприятность имеет сейчас в Европе, в особенности в Германии.
Джордж Клуни в фильме «Да здравствует Цезарь»
А вот кто точно не возьмёт «Медведя», так это красавчик Венсан Перес, что известен по многим фильмам, а также «Королева Марго». Снимался он и в фильме «Линия судьбы» у отечественного мэтра Павла Лунгина.
Потом став режиссёром, Перес на фестивале представил немецко-французско-британский фильм «Одни в Берлине». Тема – борьба семьи несложных рабочих, утративших единственного сына на войне, с нацистской идеологией Фашисткой германии.
Борьба эта велась кустарным методом. По окончании работы храбрец надевал перчатки и на простой почтовой открытке пером выводил антифашистские лозунги.
Супруга ему помогала подкладывать открытки на ступени лестниц правительственных учреждений, откуда практически все они, больше 250, попадали прямо в гестапо. Взбешённые начальники SS требуют немедленной поимки неизвестного бунтовщика, но ему удаётся выполнять собственное «тёмное» дело с 1940 по 1943 год, и лишь нелепая случайность выдаёт его с головой.
Но, не обращая внимания на громадный бюджет, «Перечня Шиндлера» из «Одних в Берлине» не получилось. Не смотря на то, что фильм честный-пречестный, верный-преправильный, и камера постоянно снимает того, кто говорит
Второй толерантный фильм лишь уже на современную тему снял француз Андре Тешине «Быть 17-летним». Фильм развивает универсальную тему примирения враждующих сторон. не забываю, в своё время Берлин весело продемонстрировал фильм «Священник», где неприятность протестантов и католиков решалась полюбовно в прямом смысле этого слова: протестантский юноша и католический священник приходят к согласию в области эмоций и про конфессиональные разногласия как-то забывают.
Тешине предлагает по данной же схеме решить вопрос с уроженцами Северной Африки. Появлявшись в одном классе, 17-летние Дамьен (белый) и Томас (смугловатый) вначале всячески мутузят друг друга, причём продолжают это делать и тогда, в то время, когда героиня, мать Дамьена, приглашает Томаса пожить на свою квартиру, пока его мать в поликлинике.
Воздействие происходит в горной местности, и для выяснения взаимоотношений парня отправляются на какую-то шикарную альпийскую поляну. Изрядно поколотив друг друга, они скрываются от дождя в пещере, где Томас угощает сверстника папироской, набитой ясно чем.
В следующем эпизоде он уже купается в холодной горной речке нагим, по окончании чего Дамьен уже дома лихорадочно листает в сети соответствующие страницы. Весьма интересно, сможет ли Германия воспользоваться французским рецептом?
Наименее спекулятивным и самый художественно убедительным предстал в текущем году германский фильм режиссёра Анни Зохры Беррахед «24 семь дней», снятый камерой с плеча, но без неприятного чрезмерного дрожания. Храбрецы, успешные немцы, жена и муж, обожают друг друга и душевно, и телесно.
Момент истины наступает, в то время, когда храбрецы решаются завести второго ребёнка, и современная медицина обнаруживает не только его пол, но и предвещает риск синдрома Дауна и фактически летального порока сердца. Героиня было решается сохранить беременность, но позже, пройдя по спецзаведениям для даунов и поликлиникам, где бедных малюток держат в особых саркофагах, дабы они не погибли от сердечной недостаточности, на 24-й семь дней беременности принимает ответ об аборте.
Это таковой срок, что мальчик может появиться уже живым Выходит, что цель – избавить его от страданий – оправдывает средства – убийство фактически живого людской существа! Это на сегодня самый эмоциональный и дискуссионный фильм конкурса, снятый «на одном дыхании», с весьма убедительной работой актрисы Джулии Дженш в ключевой роли.
Весьма интересно, оценит ли её работу высокое жюри?
Американские эйфории
США представлены громадными голливудскими студиями. Universal на открытии продемонстрировал «Да здравствует Цезарь», а WB в конкурсе порадовал будущим шлягером проката – фильмом «Особая полночь».
Ясно, что утомлять собственные народы и подвластные их прокатным сетям территории мира важной проблематикой они не планируют. «Коснуться до всего шутя» решили на этот раз и авторы «Цезаря», узнаваемые «приколисты» братья Коэны. Действительно, в отличие, скажем, от Тарантино они бывают сентиментальны.
Вот и сейчас увлеклись фигурой собственного главного храбреца – голливудского магната Эдди Мэнникса (Джош Бролин). Но приключенческий сюжет ушёл на второй план, споткнувшись о личность этого настоящего хозяина судьбы, готового выдержать бой с её выкрутасами.
А гадюка-жизнь подсовывает ему одно опробование за вторым. Вот в съёмочном павильоне матросики, лишённые женского общества, танцуют между собой неприличные в их выполнении танцы.
А тем временем коварные коммунисты воруют исполнителя роли Цезаря Джорджа Клуни, подсыпая ему порошок в чашу вина на протяжении съёмок. Представители Коминтерна требуют от Эдди Мэнникса сто тысяч долларов (воздействие происходит в начале 50-х), а взяв деньги, ночью при луне добираются на вёсельной шлюпке до условного места в заливе, где всплывает русская подлодка, дабы забрать в Москву резидента.
Вот такое вот братья Коэны предоставят нам наслаждение.
«Особая полночь» (в прокате возможно второе наименование) режиссёра Джефа Николса также пытается доставить зрителю поучительную эйфорию. Во-первых, историей, насыщенной перипетиями. Во-вторых, букетом самых различных жанров.
Тут и научная фантастика, и дорожное кино, и триллер, и социальный памфлет. Сюжет строится на том, что 8-летний мальчик, сын разведённых мужа (Майкл Шэннон) и жены (Кирстен Данст) обнаруживает немыслимые свойства и творит чудеса.
За ним начинает охоту очередная американская религиозная секта, а по окончании за спровоцированным мальчиком метеоритным дождём к его поискам подключается и FBI.
Итак, фестиваль ещё шипит и пенится, и о том, что на нём будет занимательного, я поведаю в следующем номере. А тем, кто желал бы взглянуть ежедневник фестиваля, встретиться с его звёздными участниками и заметить радостных победителей (заодно проверить мои подозрения), предлагаю взглянуть «Негромкий дом» на Берлинском МКФ на Первом канале в субботу 20 февраля в 00:40.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Павел Воля — Про Германию (Громадной Stand Up в Берлине, 2016)