Блестящий
У меня были три любимые роли Басилашвили на сцене хорошего, эры Товстоногова, БДТ: надменный всепонимающий Король-Солнце в «Мольере» Булгакова, фантастический проходимец Джингль в «Пиквикском клубе» Диккенса и несчастный прожигатель судьбы князь Серпуховской в известной «Истории лошади» по Л. Толстому.
Эти роли были изумительно, филигранно «отделаны» и показывали большой диапазон актера. Забавнее этого Джингля я по большому счету мало что видела на сцене. И лучшего Короля видеть не приходилось.
И для того чтобы потрясающего рассказа о напрасной, безлюдной жизни, как это оказалось у Басилашвили в роли князя, также не встречала. Французы, с их обожанием блеска формы, носили бы для того чтобы актера на руках всю жизнь.
Действительно, мы также, в общем, не подкачали в этом смысле…
Но при всей признанной величине актерского диапазона, вы согласитесь — не представить нам Олега Басилашвили в русской избушке.
Ну, разве барин зашел к мужику молока попить…
В любой роли проглядывает в нем тонкость породы, щегольство ума. Им нечайно наслаждаешься, кроме того в то время, когда актер, вне образа, просто так, появляется в какой-нибудь телепередаче.
Изящно демонстрируя, что интеллигент — это не какой-то в том месте вялый, слабохарактерный, вызывающий большие сомнения типчик. Интеллигент — это может звучать и красиво, гордо, обворожительно!
Всем как мы знаем, что за глаза Олега Басилашвили именуют Басик, и в случае если кому-то чудится тут нежное кошачье имя Барсик, то случайно ли? В отечественном громадном русском «доме культуры» имеется актеры-иконы, на каковые молятся, имеется актеры-картины, которыми наслаждаются, имеется актеры-мебель: кто-то обязан так как и просто надежно помогать…
А Басилашвили в полной мере возможно не в серьез представить как актера-кота, общего любимца, которым восхищаются кроме того тогда, в то время, когда он помой-му «ничего не делает», изысканно-лениво шевеля лапами.
А ловит ли он мышей?
Еще как ловит! Молодое поколение зрителей, не привычных с высшими достижениями труппы Громадного драматического, определили Басилашвили по фильму Бортко «Мастер и Маргарита», где он сыграл Воланда.
А также самая злобная и безграмотная часть этих зрителей увлеклась четким и остроумным образом, что изваял актер. Ему удалось передать глубочайшую иронию старого, умного существа, его холодность, лёгонькое любопытство и насмешливость к людишкам.
Красиво очерченное лицо с верными чертами было «никакого возраста», и это, нужно подметить, очень характерно для Басилашвили.
У него необычные отношения со временем. Умильного гоголевского помещика Манилова в хорошем телеспектакле «Мертвые души» он сыграл сорок лет назад и уже тогда казался солидным мастером, а было-то ему всего чуть за тридцать.
А на данный момент, в то время, когда Басилашвили выпадают роли ветхих старичков (в спектаклях БДТ «Дядюшкин сон», «Квартет»), замечательно видно, что у актера нет психофизики старости, и ее приходится изображать, наигрывать — высмеивать. какое количество в действительности лет данной ясной и умной актерской душе, неясно.
По большому счету, в случае если немыслимым упрочнением воли отвлечься от чар, каковые излучает Басилашвили, то приходит в голову, что это весьма необычный актер.
При таковой красоте тяжело назвать его «храбрецом-любовником», ничего страстно-романтического он не игрался. «Осенний марафон», рассказываете? Но стоит пристально всмотреться в усталые и виноватые глаза храбреца, как появляются громадные сомнения в том, испытывает ли он амурные эмоции.
В «Вокзале для двоих» обращение также идет не о страсти, а о том, как несчастный человек находит себе верное, любящее сердце. Эта картина, кстати, отлепила от Басилашвили ярлычок «культурного подлеца», которому сам Рязанов же и содействовал («О бедном гусаре…», «Служебный роман»).
Но, всех собственных подлецов Басилашвили игрался столь же прелестно и элегантно, сколь прелестно и элегантно он игрался душевных, заблудших интеллигентов — возможно, вследствие того что ни в ком из собственных персонажей артист не растворялся всецело. В каждом, что именуется, «торчали уши», актерская усмешка, привет зрителю с экрана — мол, ты не очень-то мне доверяй, я тут шалю-озорничаю…
Он через чур умен и рассудителен, чтобы растворяться в персонажах. Ему свойственна любовь к гармонии и особенная «осенняя прохлада» натуры, а потому наилучшим образом Олег Басилашвили чувствует себя в интеллектуальной комедии.
И тут не считая признанных успехов у Данелия и Рязанова я обратила бы ваше внимание на множество образов, созданных Басилашвили в остроумных гротескных фильмах Карена Шахназарова: «Город Зеро», «Сны», «Яды, либо Глобальная история отравлений». Тут актер продемонстрировал прекрасное умение с наслаждением, щегольски существовать в самых немыслимых событиях и с точностью фармацевта дозировать насмешку!
Вот чего нет совсем в Олеге Басилашвили, так это «духа тяжести». Его блестящая артистическая легкость совсем не от легкомыслия — этого нет и в помине.
Басилашвили — образованный умный человек, важный и важный гражданин. В Санкт-Петербурге знают, как непримиримо актер относится к уничтожению центра города и какое количество влиятельных неприятелей он себе этим нажил.
Нет, легкость, которая сопровождает его творчество, сродни полету стрекозы либо бегу ручья. Эту божественную легкость излучает творение, которое оказалось, вышло удачно и в хорошую минутку.
В такую хорошую, успешную минутку, по всей видимости, Создатель задумал Басилашвили, и он — оказался. И эту радостную, весёлую легкость успешного творения нет ничего, что вытравило из натуры актера!
Зритель так же, как и прежде рефлекторно радуется, завидев его на экране и сцене. Наслаждается. Обожает, кроме того в то время, когда ворчит придирчиво, что-де «Басик сейчас разленился…»
Поздравляя Олега Басилашвили с юбилеем, выскажу два пожелания: во-первых, весьма бы хотелось заметить актера в новой комедийной роли. А во-вторых, тревожит отсутствие громадной полноценной книги о нем.
Несправедливо!
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Блестящий анализ от Фурсова про Мир будущего