Царская забава

Царская забава

Бывший дом в богатейшем квартале на улице Мандель в Париже и апартаменты в Лондоне четы Ростроповичей рискуют стать «плохими квартирами». Собранная в них неповторимая коллекция русского мастерства будет разбросана по частным галереям всей земли.

По окончании смерти кормильца, трудящегося супруга, Галина Вишневская объявила, что содержание собрания ей сейчас не по карману, а ответ разрешить войти коллекцию «по миру» было принято в далеком прошлом. Известная певица надеется, что главными клиентами будут русские клиенты, а выручка от собрания отправится на содержание фондов социальной помощи.

Беседы о том, что собрание есть национальным достоянием нашей страны, с успехом смогут быть прекращены, поскольку ни один русский шедевр не был приобретён в Российской Федерации и не вывезен из нее. Как собственница распорядится своим имуществом, очевидно, дело частное.

Но как мы знаем, что Мстислав Галина и Ростропович Вишневская подтверждали собственную готовность вернуть произведения русских мастеров на Родину. По этому поводу они говорили в свое время и с Саввой ЯМЩИКОВЫМ, управлявшим Клуб коллекционеров Советского фонда культуры.

— Сава Васильевич, вы не только глава Ассоциации реставраторов России, но и бывший глава клуба коллекционеров. какое количество в вашей личной коллекции полотен высочайшего мастерства?

— Я ни при каких обстоятельствах и ничего не коллекционировал, поскольку всегда находился под прицелом органов безопасности, но подарки собственных друзей, картины видных живописцев, аккуратно храню. В будущем году будет выставка этих работ, за 50-летний период их много накопилось.

А ?по большому счету, практически все, что на данный момент выставлено в музеях, от икон до портретов, — это все мое. В том смысле, что я их или реставрировал, или изучал и показывал на выставках, а кое-какие по моей инициативе были переданы в музеи частными обладателями.

— В течение нескольких лет вы сотрудничали со широко известным аукционным домом «Сот­бис». Кто брал произведения русского мастерства?

— В конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого века русское мастерство продавалось по низким стоимостям. Исключение составляли только древние иконы. Клиентами были и западные собиратели, и русские эмигранты первой волны.

Но по большей части представители иудейской эмиграции, среди которых было много фарцовщиков, переправивших в свое время незаконно купленные картины и иконы. Мне было жалко наблюдать, как музейные сокровища становятся объектами наживы.

Но ничего не было возможности сделать. Часто на этих аукционах я находился при приобретениях экспонатов семьей Ростроповичей.

По большей части вещи брала Галина Вишневская.

— А вы в далеком прошлом привычны с семьей Ростроповичей?

— Весьма в далеком прошлом. Я дружил с Максимом Шостаковичем и довольно часто общался с Мсти­славом Леопольдовичем. В то время многие знаменитости культуры брали предметы антиквариата.

К примеру, Марис Лиепа собирал иконы. Я оказывал ему услуги как консультант. в один раз мой сотрудник, узнаваемый реставратор Вадим Сборовский, заявил, что ему необходимо безотлагательно реализовать расписное распятие, отысканное им в одной из закинутых сёл.

Необходимы были деньги, дабы отметить Новый год. Я позвонил Мстиславу Леопольдовичу и отвез его к Вадиму. В то время, когда я заметил эту вещь, осознал, что передо мной весьма редкий пример. А ?Вадим попросил за него 300 руб. — за расписную скульптуру финиша XV?- начала XVI века.

Сопровождая мужа, Вишнев­ская заявила, что это через чур дорого. Позже Ростропович подарил его Соломону Юроку, известному американскому импресарио, что вывозил на гастроли сперва Вертинского и Шаляпина, а позже Громадный театр и многих знаменитых советских музыкантов.

— А что брала семья Ростроповичей на «Сотбисе»?

— Я знал, что их больше всего интересуют качественные произведения русских живописцев XVIII-XX столетий. Особенно пристально они относились к вещам, принадлежавшим ранее царским особам.

Первый раз я дал совет Галине Вишневской приобрести блестящую работу Кузьмы Петрова-Водкина «Русская Мадонна», она продавалась всего за 30 тыс. фунтов. Но почему-то Галина Павловна не захотела ее приобрести.

И картина ушла к одному из западных клиентов. А на следующем аукционе была выставлена программная работа Бориса Григорьева «Лики России».

Дело в том, что за несколько лет до этого я по заданию Министерства культуры и Фонда культуры СССР выезжал на Лазурный берег к сыну Бориса Григорьева с предложением передать наследие его отца в Россию, а ему? — возвратиться. К ?сожалению, он на это не отправился.

И вещи стали поступать на аукционы. Там-то я и заметил в первый раз «Лики России». Картину выставили на «Сотбис» всего за 70 тыс. фунтов.

Тогда я опять попросил Вишневскую приобрести шедевр. Что она и сделала.

— Видели ли вы главную коллекцию Ростроповичей?

— В один из моих приездов в Париж супруга моего приятеля писателя Владимира Максимова Таня внесла предложение побывать в доме Ростроповичей на ул. Мандель. Мы с Таней оказались в данной настоящей сокровищнице русского мастерства.

Коллекция вправду выдающаяся, где представлены редкие музейные экспонаты: полотна Серова, Юсупова, Левицкого, Боровиковского, Рериха, неповторимые царские портреты. Да и то, что я видел,?- это лишь часть коллекции.

От самого Ростроповича и от Вишневской мы часто слышали, что их мечта ?- вернуть все это в Россию, в то время, когда в том месте стабилизируется политическая ситуация. Исходя из этого сообщение о том, что лучшие вещи их собрания выставляются на торги в Лондоне, было для меня громом среди белого дня.

Конечно же, я не пологаю, что неповторимые вещи нужно было возвращать в Россию бесплатно. Не смотря на то, что знаю многих коллекционеров, каковые если сравнивать с Ростроповичами были бедны, как церковные мыши, но передали музеям собственные бесценные собрания.

И вот на данный момент я отыскал в памяти о встрече с Мстиславом Леопольдовичем трехлетней давности. Он гордо сказал, что планирует дать последовательность концертов и выкупить яйца Фаберже из собрания семьи Форбс.

Я его задал вопрос: «А какого именно черта нам необходимы эти яйца? Это большого класса кич, забавлявший некогда царей.

Коммунисты отдали их Хаммеру, тот реализовал яйца семейству Форбс. Сейчас их опять пробуют втюрить нам.

Если вы вправду желаете оказать помощь русской культуре, дайте десятую часть денег, нужную для приобретения яиц, на восстановление гибнущих шедевров архитектуры в старом Пскове, и вам в том месте поставят монумент». Мое предложение сочувствия не позвало.

Молю Всевышнего, дабы все-таки какие-то из вещей, реализовываемых семьей Ростроповичей, возвратились в Россию.

Илона АНДРИЕВСКАЯ

Довод коллекционера

в один раз в мои руки попал неповторимый подписной портрет Дмитрия Левицкого изображавший дочь Павла I Александру в 6-летнем возрасте. Он так заполнял собственной значимостью и красотой квартиру, что я сходу осознал — место ему в музее.

Сейчас радуюсь, в то время, когда вижу данный шедевр в шикарных залах Ярославского музея изобразительного исскуства. А репродукция с этого портрета печатается на его входных билетах.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Малышка по кличке: Царская Забава


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: