Что петь алле пугачёвой?
семь дней, на которой Алла Борисовна Пугачёва отметила 65-й сутки рождения, прошла в телевизоре с фантасмагорическим размахом, пара напоминающим сатурналии и древнеримские вакханалии. панегириков и Гимнов великой певице раздалось достаточно – и хотелось бы поболтать по существу.
Интервью, перепевы песен, парад пародистов, кроме того псевдохудожественный фильм «Кураж» о юный АБП – само собой разумеется, перебор, но что сделаешь. Как говорится, «около сотни лет вкуса нет – не ожидай, не будет».
Эмоции меры отечественным людям не вмонтировали при сборке. Но было в юбилейных торжествах и второе – некая очевидная и неутолённая потребность, собственного рода тоска о чём-то, чего не достаточно и чего Пугачёва была символом и выразителем.
В русском, на сегодня тотально мужском мире, как словно бы имеется потребность и в женском – не в реально-женском (этого достаточно), а в женском кумире, божестве. Это отблеск того, что томило когда-то поэта Александра Блока, влюблённого в Красивую Женщину и находящего кроме того в кабаке дивную Незнакомку.
Настоящие дамы через чур обесценились, хочется их возвысить, немного поднять, обожествить, прославить. Предлогов для этого в современной России кот наплакал, когда появляется мельчайшая возможность – она сходу идёт в дело (вспомните хотя бы плакаты «Земфира – богиня!»).
АБП словно бы бы говорит о чём-то нужно-красивом, что было и должно быть на свете. В этот самый момент имеется собственные опасности.
«Но страшно мне: поменяешь вид Ты»
Это строки именно из Блока. В юбилейные дни довольно часто показывали АБП 70–90-х годов, и глаз было не оторвать. Какое красивое, несовершенное, живое, очаровательное, подвижное лицо.
Вправду, возможно было с ума сойти, совершить целый век у подножия её «трона». Играющаяся молодую Пугачёву в картине «Кураж» А. Волкова, быть может, талантливая актриса, но она кроме того отдалённо не напоминает АБП по сути.
Она обычная девчонка, без искры, а Пугачёва обычной ни при каких обстоятельствах не была. Либо, в случае если желаете, она была обычным чудесным образом.
АБП и по сей день замечательно выглядит, легко это вторая красота, другого времени изделие. Тут та же история, что и с Людмилой Гурченко: формально наружность блестящая, но ровное лицо сделать нетрудно, что делать с выражением глаз?
смерти (и Страха старости, как было у Гурченко) в глазах АБП, пожалуй, нет – она всё-таки бесстрашная дама. Но в глазах у неё нетающая, как снег на вершинах гор, скорбь.
Сделав собственную жизнь в преображённом виде достоянием публики – то, чем занимаются все лирические поэты, – АБП в песнях поведала нам очень многое. Один пример: в первой половине 90-ых годов двадцатого века (в то время, когда был заключён брак с Киркоровым), Пугачёва спела песню И. Крутого «Любовь, похожая на сон».
А во второй половине 90-ых годов двадцатого века – грустную песню А. Розенбаума «Как-нибудь», где героиня мается в отеле и признаётся: «Как-нибудь, где-нибудь, с кем-нибудь, долгожданный встречая восход солнца, закуси на мгновенье губу от обиды за то, что попала не в цвет, от того, что гривастый табун, не считая снов, ничего не принёс, как-нибудь, где-нибудь, с кем-нибудь, не стыдись собственных слёз»В настоящем творчестве не солжёшь.
Быть может, альянс АБП и М. Галкина основан на полном согласии. Но песни этого периода – дико необычные.
Вместо глубоких драматических и лирических откровений (как она спела в первой половине 90-ых годов двадцатого века «Озеро надежды»!) – мещанское жеманство, кокетливое сюсюканье, похабный маскарад. «Но за столиком в любимой кафешке дай поцеловать твои щёчки, я открою сходу все собственные фишки» Либо ещё кошмарнее – «Будь со мной мальчиком, пушистым зайчиком». Кроме того не в текстах дело – в ощущении неприятной подмены, невесёлого фарса.
Возраст тут ни при чём – выходила же Клавдия Шульженко на сцену в солидном возрасте, и публика была в восхищении. Тут тревожит смена интонации, от драматического осознания себя в мире до очевидного самолюбования, замыкания в полном эгоцентризме.
И очевидно, сильное влияние мерзкого гламурного «позитива». Мучиться запрещено, всё зашибись, другое приобретём!
А какое ж творчество без страдания?
Она сама по себе, но она не сама по себе
Пугачёва вправду великая (существенно превышающая ландшафт эстрады собственного времени) певица. Никаких разоблачений по данной части, мол, поразмыслишь, спела в том месте что-то когда-то, и по большому счету «Пугачёва – это пошлость, которая через четверть века стала классикой», я не признаю.
В большинстве случаев достаточно и двух-трёх броских песен, дабы певец запомнился, но пристально изучив перечень песен, выполненных Аллой Пугачёвой (а их более 500), я отыскала не 5–6, не 10–15, а по крайней мере 70–80 вещей, ставших известными в её трактовке. Это огромно большое количество.
Да и менее узнаваемые песни в полной мере хороши, скажем, спетые за кадром в фильме-сказке «Король-олень». Обожая в юные годы данный причудливый фильм П. Арсенова с Яковлевым и Малявиной в основных ролях, я и не знала, кто в том месте поёт так звонко и радостно, – совсем сравнительно не так давно стало известно, что Пугачёва.
Она неизменно сама по себе – и вместе с тем не сама по себе. Не смотря на то, что Пугачёва владеет композиционными свойствами и сочинила пара прелестных песен (к примеру, «Осенний поцелуй» либо «Не делайте мне больно, господа»), она была выразителем музыкальной культуры собственного времени и воплощала произведения лучших композиторов «лёгкого жанра».
Таривердиев и Паулс, Эшпай и Зацепин, Николаев и Гладков – лучшие продолжатели дела Дунаевского, Соловьёва-Седого, Фрадкина, Петрова, Мокроусова и других советских титанов. Дела, которое как будто бы бы оборвалось к началу XXI века, – и с этого времени начался достаточно мучительный период творческой судьбе Аллы Пугачёвой.
Вместо Таривердиева – композитор «Любаша» (про пушистого зайчика и кафешку это она сочинила). Вместо Зацепина – какие-то безвестные мучители трёх нот.
Последний всплеск подлинности в творчестве АБП – «Снова метель» (2007), но это К. Меладзе, чуть ли не единственный на сегодня держатель какой-никакой, а гармонии. На всех его не достаточно.
Неужто «музыка умолкла, больше ничего не звучит», как жаловался в 1918 году тот же Блок? Что же делать?
А вот что делать
Как-то довелось мне пировать в одной компании с внуком В. Соловьёва-Седого,также Василием. Мы принялись с ним петь русские советские песни, два часа, три часа, четыре часа – и не перепели и тысячной части.
Какое достаток покинуто нам! какое количество прекрасных композиторов трудилось в песне! Всё то, что было по идеологическому заказу, целый чугун – всё расплавило и стёрло с лица земли время, осталась красивая на все времена, лирика.
Как не хорошо её знают сейчас!
АБП обращалась другой раз к прошлому – изумительно спев «На тот большак» М. Фрадкина. Но мне думается, как раз под её управлением может воскреснуть во всём великолепии огромное наследие русской советской песни.Вот тот «театр песни», о котором она говорит много лет, и мог бы это сделать.
Не замусоривать Вселенную грошовыми современными поделками, а дать новую судьбу русским песням XX века – в полной мере творческая задача.
У АБП бывают необычные, нежизнеспособные идеи – так, она почему-то желала создать собственный «театр песни» на берегах Невы, и ничего из этого не вышло (сравнительно не так давно распоряжение о выделении АБП надела земли под строительство в Петербурге было отменено). Очевидно, это всего лишь моё вывод, и что петь Алле Пугачёвой и петь ли ей по большому счету, примет решение сама АБП.
Но, думаю, единственно вероятное место для её «театра песни» – Москва. А единственный суть для того чтобы театра – воскрешение настоящей песенной культуры.
В случае если для этого нужно обратиться к прошлому и пара осадить современную бездарь, замечательно.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Алла Пугачева — Я пою / Концерт в Кремле