Цветам сорок лет, но это не гербарий
Несколько «Цветы» под управлением Стаса НАМИНА — эпохальное явление в советской рок-музыке. Пару дней назад «наминцы» дают концерт, посвященный сорокалетию создания группы.
К юбилею группы Стас Намин дает интервью Юрию Валову.
— Стас, давай начнем сначала. Какая музыка окружала тебя в юные годы?
— Мой отец был армейским летчиком, и я с ним мотался по гарнизонам. Все детство так и прошло — то Мурманск, то Белоруссия…
У отца был бобинный магнитофон. Он слушал различную музыку, обожал Окуджаву, Галича и рок-н-ролл.
У него имелись записи Элвиса Пресли, Чака Бэрри. Кроме того на данный момент, в то время, когда слушаю в машине ретрорадио, время от времени внезапно какая-то древняя рок-н-ролльная песня позовёт ассоциации, и я вспоминаю картины из той жизни, запах того времени.
Еще до суворовского училища я уже начинал с моим дружком братом и двоюродным Аликом Гришей Орджоникидзе слушать музыку, добывать диски, что-то в том месте переписывать на магнитофон. А позже в суворовском училище — это уже был шестьдесят третий либо шестьдесят четвертый год — мы создали ансамбль.
Толя Хлебников играл на бас-гитаре, Слава Веселовский на барабанах и я на гитаре. Мы игрались какие-то идиотские, но заводные рифы.
Неспешно стали слушать Битлов, позже Роллингов…
— Вы где-то выступали этим составом?
— Лишь на суворовских вечерах. Мы еще тогда мелкие были и назывались «Чародеи».
— А я считал, что первой была несколько с важным по тем временам заглавием «Политбюро».
— Это уже позднее, в 67-м.
— Какие конкретно группы ты первыми заметил живьем?
— Сперва бит-группу «Сокол». У них уже был громкий звук, усилители УМ-50, кинаповские колонки.
Не считая британских хитов они выполняли пара собственных песен на русском. Я слушал как завороженный.
В то время на русском рок никто не пел.
Чуть позднее, в 67-м, заметил «Скифов», где Дюжиков всех собственной игрой. Одно дело на записи слушать, а тут человек живьем игрался круче самых лучших западных гитаристов.
Да чего я тебе говорю — ты же один из тех самых «Скифов». И звучало у вас так, как ни у кого в то время не звучало.
— Ну, благодарю! А какая электрогитара у тебя первенствовала ?
— Красная, чешская, думается, «Иолана»…
— А ты знаешь, что у Джорджа Харрисона первая электрогитара также была чешская?
— Да не может быть! У «Битлз» — и чешская гитара?
— Да, чешская, и именовалась Futurama. Стас, а как ты относился к советской эстрадной песне?
— Я лично не принимал советскую песню. Для меня это был целой шум.
Ни одной песни раздельно я не принимал. Это была какая-то субкультура. Мне было неясно, о чем они поют и для чего они это делают.
Как страшные обои, на каковые стараешься не обращать внимания, поскольку их замызганный вид уже дотянулся вконец… Музыкой мы это все не считали.
— А бардовская, студенческая, дворовая песня? То, что пели на кухнях, во дворах и в электричках?
— Все это для меня не существовало.
— А как же Окуджава?
— Окуджава — это совсем второе. Что-то родное и теплое, романтическо-философская веха, проникнутая любовью. Для меня Окуджава не бард.
Я с ним познакомился, в то время, когда был еще молодым. А позже и подружился а также написал собственный рок-н-рольный вариант музыки к его песне «Возьмемся за руки, приятели». Данный вариант я ему продемонстрировал, и ему понравилось.
Я дал обещание ему сделать данный вариант с «Цветами», но как-то все руки не доходили. На отечественном юбилейном концерте будет премьера данной песни, а летом мы ее запишем.
— Как родители относились к твоим рок-н-ролльно-амбициям и волосатым увлечениям?
— Нормально. Папаша по большому счету был юноша бравый. Слушал рок-н-ролл и запрещенных поэтов и носился на сверхзвуковых самолетах. С советской идеологией у него не складывалось. А мама — хороший музыкант.
Она обожала различную музыку, и «Битлз» а также.
— За 40-летний период через «Цветы» преодолели более полусотни музыкантов. Кое-какие из них потом стали звездами российского шоу-бизнеса.
Кого бы ты включил в гипотетический золотой состав «Цветов»?
— Я бы назвал отечественный сегодняшний состав, что сложился много лет назад и позже практически не изменялся. За первые 15 лет у нас поменялось около 50 музыкантов. Среди них были весьма гениальные люди.
Но, проработав пара лет, они начинали собственную карьеру. Уже 10 лет как отечественный состав фактически не изменяется, и замыслы на карьеру «Цветов» у нас неспециализированные.
— Ну да, все устаканилось, шестеренки притерлись, и механизм трудится четко и без сбоев…
— Да, и это одни из самых сильных музыкантов на сегодня. Я уверен, что отечественный юбилейный концерт 6 марта будет тому подтверждением.
— Телевидение на этом концерте будет?
— Да, будет снимать Первый канал. Они могут это делать лучше всех.
— Если бы в начале 70-х не нужно было идти на компромиссы, «играйся и записывай что желаешь»… Какую бы музыку игрались «Цветы»?
— Вправду, все, что мы записали в 70-е годы, — четко выраженный компромисс. И по стилю, и по выполнению, и по репертуару.
Но в противном случае записывать тогда было нереально. Ну а если бы… Это, предположительно, была бы музыка более свободная и эмоциональная. Более выраженная ритмически и более гитарная.
В духе Битлов, Роллингов и Джимми Хендрикса. Тот самый рок, что был тогда популярен во всем мире.
Что мы обожали. Но да и то, что мы записали тогда, хоть и являлось компромиссом, но не похабным, не халтурным. хорошая музыка и Достойные песни, разве что более приближенная к нашей традиции, муниципальному эстраде и романсу.
— Говорят, что на ХХ век выпало два гитарных гения — Джанго Рейнхарт со своим цыганским джазом и Джимми Хендрикс. И их гармония не поддается алгебре.
— Согласен. А Джимми Хендрикс по большому счету создал собственный музыкальный язык, что мне весьма близок.
Возможно, исходя из этого мне достаточно легко удалось научиться основам игры на ситаре. Кстати, на юбилейном концерте 6 марта я местами буду играть на ситаре.
— Стас, а не забываешь миф о закрытом концерте Битлов в британском консульстве в Москве где-то в 65-66 году?
— Я лично задавал вопросы у Йоко Оно об этом, и она мне заявила, что никакого концерта не было, и по большому счету «Битлз» в Альянсе кроме того и пролетом не бывали. Видишь ли, мы тогда были полудетьми и красочный сюр фантазий переселяли в отечественную серую реальность…
— Пара лет назад я был на концерте Эрика Клэптона в Кремлевском Дворце съездов. В какой-то момент до меня дошло, что именно на том месте, где когда-то стоял Брежнев и просматривал по бумажке, на данный момент стоит Клэптон с гитарой и лабает рокешник.
В этот самый момент я запутался — где сюр, а где действительность…
— Да, забавные были времена. Но прекрасно, что они остались в прошлом. Для нас было приятной неожиданностью, в то время, когда в текущем году на отечественном концерте показался Медведев в потертых джинсах. И смотрелся он как обычный рокер, пел отечественные песни.
А в конце подошел и внес предложение сфотографироваться с нами на память. Да, большое количество чего изменилось за эти 40 лет…
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Имеется ГЛАЗА У ЦВЕТОВ. Несколько Стаса Намина «Цветы» — 40 лет. 2010