Власть цветов

«Цветы» – практически первая отечественная рок-группа, в семидесятых годах реально покорившая страну. Именно она привнесла элемент рок-музыки на советскую эстраду, и с неё начался отсчёт новой эры в рок- и поп-музыке. «Цветы» были созданы во второй половине 60-ых годов двадцатого века автором и гитаристом песен Стасом Наминым.

В первой половине 70-ых годов XX века «Цветы», как лауреаты студенческого фестиваля, выпустили на компании «Мелодия» эластичные пластинки, каковые нежданно для всех разошлись многомиллионными тиражами, не обращая внимания на полный запрет в массмедиа.

Приобретя огромную популярность в СССР, в первой половине 70-ых годов XX века несколько начала гастрольную деятельность, в 1975 году была расформирована за «пропаганду хиппи», её наименование не разрещалось, и только во второй половине 70-ых годов XX века она восстановилась под новым именем «Несколько Стаса Намина». Во второй половине 70-ых годов двадцатого века начала снова гастролировать, оставаясь под запретом во всех центральных СМИ.

В первой половине 80-ых годов двадцатого века на протяжении олимпийской «оттепели» группе в первый раз удалось записать сольный альбом – «Гимн Солнцу» – и показаться на ТВ, по окончании чего она снова попала под запрет. Во второй половине 80-ых годов двадцатого века с началом перестройки началась вторая жизнь: Несколько Стаса Намина «Цветы» в первый раз выехала на Запад и за четыре года совершила мировое турне.

Но в первой половине 90-ых годов XX века несколько полностью свернула свою деятельность.

Собравшись во второй половине 90-ых годов двадцатого века по окончании перерыва, «Цветы» отметили собственное 30-летие юбилейным концертом, но и затем не возвратились в шоу-бизнес, а трудились в Театре драмы и музыки Стаса Намина, участвуя в создании мюзикла «Волосы», рок-оперы «Христос – суперзвезда» и других проектах. В 2009 году «Цветы», в год 40-летия, опять начали деятельно гастролировать и записывать музыку.

Обо всём этом говорит Стас НАМИН.

— Группе «Цветы» сравнительно не так давно исполнилось 45 лет. Как направляться оценить это событие?

– Историю «Цветов» возможно поделить на два периода. Первый – приблизительно двадцать лет до 1990-го. Это был тяжёлый для нас, «коммунистический» период, с цензурой, скандалами и запретами. А позже внезапно в 86-м – перестроечная свобода, открывшая нам дорогу в мир.

В 1990-м я распустил группу, и второй период начался уже в 1999-м. «Цветы» тогда собрались снова и трудились в отечественном театре (драмы Стаса и Московский театр музыки Намина, создан во второй половине 90-ых годов двадцатого века. – Прим. авт.), принимали участие в создании мюзикла «Волосы», рок-оперы «Христос – суперзвезда» и других пьес. Наряду с этим несколько не давала громадных концертов и не записывала новых песен.

В 2001-м (с опозданием на два года) «Цветы» отметили собственное тридцатилетие громадным концертом, в котором участвовали музыканты из прошлых составов и приятели группы – звёзды отечественной поп- и рок-музыки. Но и затем концерта несколько давала лишь редкие эксклюзивные концерты в Российской Федерации, по большей части гастролируя за границей: Швеция, Израиль, Англия, США, Германия, Китай, Республика Корея.

А в 2009 году, в то время, когда группе исполнилось сорок, нам показалось, что та музыка, которую мы придумали в семидесятых, те мировоззрение и стиль, каковые мы тогда провозгласили: лирический мелодизм, симфонический принцип аранжировок, прекрасные тексты и опытное инструментальное и певческое выполнение, то, чему мы обучались у «Битлз», – не особенно развились за это время. И мы сделали вывод, что имеет суть снова начать активную творческую и публичную судьбу и не только отыскать в памяти то, что мы сделали за сорок лет, но и новыми песнями открыть новое лицо группы.

Жизнь продемонстрировала, что принципы и стиль остались теми же.

– В начале семидесятых вышли первые пластинки, каковые расходились миллионными тиражами. В чём секрет таковой популярности?

– Никакого секрета нет. Легко, возможно, я был вежлив на верной музыке – «Битлз», «Роллинг Стоунз», Джимми Хендрикс, «Лед Зеппелин».

А также советская цензура, заставлявшая нас «причёсывать» и «приводить в соответствие» отечественные песни, не имела возможности в них истребить «злотворное» влияние рок-н-ролла. Они всё равняется несли свежесть и, простите, «несовковый» драйв и были как глоток свежего воздуха для всех обычных людей, утомившихся от советской эстрады.

– В течение двух лет у «Цветов» был совсем немыслимой популярности тур по СССР, где они собрали всю публику, которая лишь была в стране. И однако Минкульт расформировал «Цветы» в 1975-м

– В 1974-м мы начали опытную гастрольную деятельность, выступая от Столичной областной филармонии, которая получала на нас, организовывая постоянные гастроли по три-четыре концерта в сутки на стадионах и во дворцах спорта. Да, нас заставляли трудиться не жалея себя.

Стадионы – это 20–30 тысяч зрителей. Звук, конечно, живой – по-второму тогда и не бывало. Платили наряду с этим копейки – по 5,50 за сольный концерт. Советские звёзды приобретали по 400 рублей и более.

Но для этого нужно было петь «Ленин таковой юный», «Мой адрес – СССР», «Сохраняй надежду и ожидай» и другие «шедевры». А мы, наивные, пели про какую-то звёздочку в небе!

Власть цветов

Александр Грецинин, Стас Намин, Валерий Диордица, Юрий Вильнин, Алан Асламазов, Олег Предтеченский. Abbey Road Studio, Лондон

В 1975 году из-за невозможности творчества и непосильной работы начались конфликты между администрацией филармонии и музыкантами, которая пробовала отобрать у нас наименование. В том же 1975-м Минкульт официально запретил группу а также само наименование как «пропаганду западной идеологии и идей хиппи».

В одном из таких распрей, в то время, когда вопрос поднялся ребром и все музыканты, каковые тогда игрались в группе, договорились, что поставят ультиматум впредь до ухода из филармонии, один из нас, не желаю именовать фамилию, внезапно заявил, что его всё устраивает и он готов трудиться так, как требует филармония. В следствии нас троих – Слизунова, Никольского и меня – выгнали с работы, а его сделали начальником ансамбля, собрав вторых музыкантов.

Позже мы выяснили, что он сговорился обо всём с администрацией филармонии заблаговременно и ему дали обещание управление группой и денежный интерес. Это было для нас троих важным шоком, мы первый раз в жизни столкнулись с предательством и около двух лет не могли опомниться.

Как раз тогда Костя Никольский написал собственные песни «Я сам из тех, кто спрятался за дверь» и «Музыкант». Александра Слизунова призвали в армию. Я тогда занялся учёбой в университете и не помышлял о новом ансамбле.

Но уже года через два мы решили снова собраться и начать всё заново. Наименование «Цветы» тогда ещё не разрещалось, и нас именовали легко «Несколько Стаса Намина».

Кроме меня, Никольского и Слизунова в группу вошли гитарист и вокалист Алик Микоян, Володя Сахаров (гитара, вокал), а на барабанах, как и прежде, был Юрий Фокин. Нас не пускали на «Мелодию» с новым заглавием, и мы полулегально записали в Доме радио песню Слизунова и Никольского «Ветхий рояль».

Снова попасть на «Мелодию» нам помог узнаваемый поэт Владимир Харитонов. Он написал текст на одну из моих мелодий, и оказалась песня «Рано прощаться».

Мы с ним совместно трудились впредь до начала 80-х, в то время, когда его не стало, и написали пара красивых песен – «Летний вечер», «Юрмала» и другие.

– В 70-х – 80-х постоянного состава в «Цветах» не было. В группе за двадцать лет игралось около пятидесяти человек.

С чем это связано?

– Несколько всегда была моим авторским проектом. Фактически, таким как «ДДТ» Шевчука, «Аквариум» Гребенщикова и «Арсенал» Козлова, на Западе подобные проекты были у Карлоса Сантаны, Фрэнка Заппы и других.

Песни записывались и исполнялись различными солистами, а творческим лицом группы был в первую очередь её уникальный, не похожий ни на кого стиль. Это была собственного рода лаборатория, через которую вправду прошло большое количество весьма хороших музыкантов.

Это и Игорь Саульский, и Лёша Козлов, Сергей Дьячков, Саша Слизунов, Костя Никольский, Саша Лосев, Сергей Дюжиков, Андрей Сапунов, Игорь Саруханов, Юра Горьков, Володя Белоусов, Саша Солич, Саша Малинин, Серёжа Воронов и многие-многие другие.

– А что сообщите про настоящий состав, он так как не изменяется в течении более пятнадцати лет?

– Учитывая, что раньше в «Цветах» ни при каких обстоятельствах не было постоянного состава, я желал на новом витке судьбы группы собрать команду, которая была бы такой полноценной во всех отношениях, что оставалась постоянной на все оставшиеся времена и имела возможность бы совместно со мной создавать репертуар, аранжировки и развиваться. Мне думается, это оказалось.

Собрался, с моей точки зрения, самый сильный за всю историю группы состав. Любой возможно фаворитом независимой группы.

Валерий Диордица – вокалист, клавишник и аранжировщик, что раньше игрался у меня в группе «Формула», он неповторимый, редкий музыкальный талант, да ещё и мирового класса певец, узнаваемый с одной ноты.

Гитарист Юрий Вильнин – это также редкий музыкант, владеющий кроме высокой техники неповторимым умением не играться лишних нот. Зная различные музыкальные направления, он отличается ни на кого не похожими мелодическими импровизациями и звуком.

Бас-гитарист Александр Грецинин – опытный музыкант интернационального класса, играется любую музыку и наряду с этим великолепно поёт.

А в один раз мой дорогой друг Платон Лебедев заявил, что видел в Самаре потрясающего вокалиста. Я ему не поверил, и тогда Платон заявил, что сам привезёт его в Москву. Спустя семь дней Олег показался у нас в театре.

Оказалось, что Платон был прав, и Предтеченский сходу покорил всех неповторимыми певческими данными и наряду с этим людскими качествами – благородством и воспитанностью, каковые, без сомнений, серьёзны для важного фаворит-вокалиста. К тому же его певческая манера была близка к стилю ранних «Цветов».

Вопрос о принятии его в группу был решён. Последним в группу пришёл Алан Асламазов – прекрасный пианист, аранжировщик и саксофонист.

Наряду с этим также опытный вокалист.

– Алексей Козлов, это начальник «Арсенала»?

– В первой половине 70-ых годов двадцатого века, в то время, когда я услышал группы Blood, Sweat Tears и Chicago, я также решил попытаться включить в состав «Цветов» бронзовую секцию. Я пригласил приятеля по музыкальному Суворовскому училищу трубача Сашу Чиненкова, тромбониста Володю Нилова, и саксофониста Володю Окольздаева.

Так несколько выступала в столовой №8 МГУ и на вторых рок-тусовках, а репетировали в ДК Энергетиков.

После этого отечественный пианист Игорь Саульский внес предложение мне забрать в состав ещё одного саксофониста – джазового музыканта Алексея Козлова. Я не обожал тогда джаз, но Игорь сообщил мне, что Козлов грезит играться рок и окажет помощь аранжировать бронзовую группу, и я дал согласие.

Козлов начал репетировать с «Цветами» на отечественной базе и писать аранжировки. Так мы и выступали какое-то время на джем-сейшнах, а последнее выступление в таком составе было в Доме архитектора, по окончании чего мы решили разделиться – «Цветы» остались втроём, хорошим рок-составом, а Козлов сделал собственный ансамбль – «Арсенал», куда перешли остальные музыканты «Цветов».

Кстати, несколько лет назад Алексей принимал участие в отечественном концерте в «Крокусе».

– Группу «Парк Неприятного» вы собрали из музыкантов, каковые трудились в «Цветах». Как показалась мысль создания группы и как удалось сделать их популярными на всю землю?

– В начале 1987 года, по окончании первых выездов с концертами на Запад, я решил попытаться собственные силы как продюсер в мировом шоу-бизнесе. Намерено «на экспорт» я создал музыкальный проект, придумав ему наименование по месту рождения – «Парк Неприятного».

Подобрал музыкантов, и в следствии двухлетней работы у себя на студии SNC создал имидж, демонстрационные записи и репертуар новой группы. Сначала и до распада группы в первой половине 90-ых годов двадцатого века всё, что с ними происходило: поездки, записи, видеоклипы и т.п., – я всецело финансировал за собственный счёт, но этого было бы не хватает, если бы не помощь моих друзей и верная стратегия.

Я уговорил моего приятеля Дениса Берарди, президента фирмы Cramer, стать менеджером группы «Парк Неприятного» в Америке. Пригласил в Москву главы компании US Polygram Records Дика Эшера и подписал первый в стране прямой договор.

Я представил группу моему приятелю Фрэнку Заппе и привлёк к проекту BonJovi, так подняв её репутацию. Главным трамплином в карьере «Парка Неприятного» стало их участие в организованном мной во второй половине 80-ых годов XX века рок-фестивале в «Лужниках» наравне с BonJovi, Motley Crue, Оззи Осборном, Scorpions, Cinderella и другими мировыми звёздами.

Фестиваль транслировался в 59 государствах мира и был номинирован как лучшее в мире музыкальное событие года. Но в первой половине 90-ых годов двадцатого века по вине одного из музыкантов группы мой проект развалился.

А уже позже, через много лет, кто-то из музыкантов бесполезно пробовал халтурой по клубам применять наименование.

С Кийтом Ричардсом (The Rolling Stones) и барабанщиком Стивом Джорданом на протяжении записи альбома Talk is Cheap, Нью-Йорк

– Как произошло, что в 1990-м несколько «Цветы» прекратила собственное существование?

– Во второй половине восьмидесятых, в то время, когда к власти пришёл Михаил Горбачёв и в стране началась перестройка, открылись новые возможности в регионах, не связанных с музыкой. И я начал деятельно заниматься разными творческими, социальными и коммерческими проектами.

В 1986-м «Цветы» смогли выехать в полуторамесячный тур по США и Канаде, а после этого совершили мировое турне. Уже сейчас я заявил музыкантам, что по окончании турне распущу группу. Так что музыканты стали готовить собственные карьеры и трудиться над сольными проектами.

Серёжа Воронов основал группу «Кроссроудз», Коля Арутюнов – «Лигу блюза», Саша Солич стал одним из создателей «Морального кодекса», а Малинин начал сольную карьеру. Лосев не смог сам создать репертуары и собственный ансамбль, трудиться в автосервис.

В 1993-м я решил оказать помощь ему сделать собственный ансамбль, пригласил аранжировщика и пианиста Влада Петровского, игравшегося раньше в «Цветах», а на концерты они приглашали сессионных музыкантов. Я разрешил им временно применять репертуар и название «Цветов», дабы у них была возможность получать.

Сам я в девяностых лишь в один раз собрал «Цветы» из музыкантов различных сессионных музыкантов и времён, взятых на одну поездку, т.к. реально несколько не существовала, это было во второй половине 90-ых годов XX века для тура «В поддержку свободной России».

– В 2010-х годах у вас было пара громадных проектов. А началось, думается, с AbbeyRoad?

– В случае если учесть, что нас не было на громадной сцене в течение двадцати лет, то для большей части публики в 2010-м мы были как новая несколько, молодёжь, выросшая в эти годы, не слышала о нас, а взрослые уже успели забыть. Но мы готовься начать заново строить собственную репутацию!

Летом 2009 года мы записали двойной альбом «Назад в СССР» – все собственные узнаваемые песни, созданные в 1969–1982 годах, на легендарной студии Abbey Road в Лондоне. В данной записи кроме нынешних «Цветов» принимали участие приглашённые музыканты и музыканты из прошлых составов, а также те, кого уже нет, представлены в альбоме собственными песнями и семплами, каковые мы перенесли из ветхих записей.

Мастеринг нам, кстати, сделал тот самый Стив Рукс, что сделал ремастеринг всех альбомов TheBeatles.

– В марте 2010 года «Цветы» отметили собственное сорокалетие в Москве в «Крокус Сити Холле». Чем запомнился данный концерт?

– Он подытожил творческую деятельность группы за сорок лет. И в каком-то смысле высвободил музыкантов от того образа, что сложился за эти годы, дав свободу предстоящего развития.

В нём участвовали музыканты ранних составов группы: Юра Фокин, Костя Никольский, Володя Чугреев, Саша Слизунов, Володя Семёнов, Влад Петровский и другие наши друзья: Андрей Макаревич, Юра Шевчук, Гарик Сукачёв, Коля Носков, Маршал, Дима Ревякин, Юля Чичерина, Женя Хавтан, Люся Гурченко, Оскар Фельцман, а ещё детский хор, оркестр «Солисты Москвы», ансамбль солистов отечественного театра (драмы Стаса и Московский театр музыки Намина. – Прим. авт.). На этом концерте мы выполнили мою композицию «радость и Свет», которую я задумал ещё в первой половине 70-ых годов XX века под влиянием песен «Битлз», философии и индийской музыки, которыми я в то время увлекался.

В ней вместе с «этническими» музыкантами и Цветами поют и просматривают молитвы представители пяти мировых конфессий: христианства, буддизма, ислама, иудаизма, индуизма – всё это мы осуществили на сцене «Крокуса».

– А сразу после этого концерта возвратились на AbbeyRoad? Неужто что-то осталось незаписанным?

– Да, в первой половине восьмидесятых нас совсем запретили, кроме того на «Мелодии», исходя из этого целый отечественный репертуар того времени остался незаписанным, неопубликованным и никому не известным. Исходя из этого в 2010-м мы записали ещё один альбом на Abbey Road – «Открой собственное окно» – семнадцать песен, большая часть из которых были созданы в то время, а ещё русская народная песня из репертуара Шаляпина «Солнце всходит и заходит», которую мы посвятили тогда ещё сидевшему в колонии Платону Лебедеву, и две новые песни: «Гимн храбрецам отечественного времени» и «Открой собственное окно», которая и дала наименование альбому.

Глобальное общество звука Society of Sound, созданное Питером Гэбриелом, выбрало данный альбом для собственных VIP-клиентов как самую увлекательную работу года и включило его в собственный каталог.

– Слышал о вашем совместном концерте с «Машиной времени», что это за акция?

– За сорок лет отечественной дружбы с «Машиной» это первенствовал совместный концерт. Они пели отечественные песни, а мы их.

Оказалось радостно – возможно взглянуть в Youtube.

– И через год ещё один громадный концерт в «Крокусе»

– Сейчас мы представили собственный новый репертуар. Это уже не те «Цветы», к каким все привыкли, – стиль и наши новые песни отличаются от ранних так же очень сильно, как первые песни «Битлз» отличаются от самых поздних.

Мы выпустили данный концерт на двух альбомах: «Человек разумный» и «Власть цветов» – они выложены в iTunes и Youtube. «Человек» – это новые отечественные песни, а «Власть» – современные ремейки известных отечественных хитов, каковые мы спели вместе с приятелями – «Машиной времени», «Калиновым мостом», Zdobsi Zdub, и музыкантами из ранних составов «Цветов»: Лёшей Козловым, Андреем Сапуновым, Сашей Соличем. Ещё в концерте принимали участие ансамбль Александрова, балет «Тодес», квартет им.

Глинки.

– Вы заявили, что по окончании мирового тура несколько завершит собственную творческую карьеру последним концертом в Москве в 2015 году

– Прошедшей в осеннюю пору начался тур «Цветов», посвящённый 45-летию группы, он продолжится в текущем году, а ещё мы на данный момент планируем мировое турне.14 ноября мы отыграли столичный концерт в зале Arena Moscow. Тут состоялась премьера трёх отечественных новых песен – это моя «Наливай! либо Пир на протяжении чумы»; ленноновская «Дай миру шанс», которую мы спели на трёх языках – британском, русском и украинском, с участием детского хора; и «Данный необычный мир» Чеслава Немена.

Как раз блоком из этих трёх песен, каковые отображают отношение музыкантов к тому, что происходит сейчас в политике, мы открыли концерт.

В ноябре 2015 года планируется громадной столичный юбилейный концерт группы с участием отечественных и зарубежных рок-звёзд. Это будет последний громадный открытый для публики концерт «Цветов».

Затем музыканты собираются сосредоточиться на сольных проектах и студийной работе.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Концерт ВЛАСТЬ ЦВЕТОВ (Полная версия). Стас Группа и Намин ЦВЕТЫ. Crocus Hall — Live 2013


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: