Его удачное приобретение

Его удачное приобретение

От сплавов и стали – к музыке

В.М.: ВОЛОДЯ, ты начинал басистом, был таким длинноволосым, прилично пел. Позже внезапно стал композитором.

Как это произошло? Из-за чего твоя карьера не отправилась по исполнительскому пути?

В. Матецкий: На гитаре начал играться еще школьником, во второй половине 60-ых годов двадцатого века. А уже с 70-го перешел в группу «Успешное приобретение», которая скоро собрала популярность. Тогда же начал писать песни. Первые были на английском. Такая была мода.

И мы их выполняли.

В.М.: не забываю обстановку, в то время, когда необходимо было за рубежом петь собственные песни, переложенные на английский. Предлагали дать эту работу как раз тебе как одному из лучших спецов, талантливых виртуозно перевести песенный текст с русского на «альбионский».

В. Матецкий: Было такое… В середине 70-х пригласили в один узнаваемый ВИА.

В.М.: К тому времени, как говорили, «огород подрос», и начальники отечественных ВИА уже имели возможность брать в коллективы не кого попало, а хороших музыкантов.

В. Матецкий: Но тут показалась задача. В 1974 г. я с отличием закончил Университет сплавов и стали, писал диссертацию. Наряду с этим тогда уже ездил на гастроли в составе группы Стаса Намина. в один раз Юра Антонов позвонил, задал вопрос, играюсь ли я по нотам.

Говорю – да, играюсь. «А сможешь мою программу сыграть на басу?» В тот же вечер я выучил его программу. Но трудиться в ВИА грубо говоря было неинтересно, эстрада меня не прельщала. Да и «Успешное приобретение» в то время был самым успешным коммерческим коллективом в Москве.

Исходя из этого идти в ВИА у меня не было никакой мотивации.

В.М.: Помимо этого, ты был мальчиком из приличной семьи, перед тобой не стояла неприятность денежных кондиций. Так как мне при всей моей любви к рок­н­роллу в те годы необходимо было и семью кормить.

Было нужно пойти в «Радостные парни». И это «предательство совершенств» внутренне сжирало меня много лет

В. Матецкий: Осознаю. Но денежная мотивация все же была и у меня.

Тогда я дружил с Юрой Антоновым, был в курсе, какие конкретно он приобретает авторские отчисления за собственные песни. Ощущал, что могу писать музыку не хуже. И это также стало толчком к тому, дабы «пойти в композиторы».

Первыми песнями стали «Фортуна», записанная группой «Аракс», и «Больше не встречу» в исполнении группы «Карнавал».

В.М.: В чем, на твой взор, принципиальная отличие между музыкой 60-х и сегодняшней?

В. Матецкий: Пол Маккартни, к примеру, жив и сейчас пишет хорошие альбомы. Но таковой популярностью, как в прежние годы, он не пользуется.

Принципиально, что той реакции, которая была на музыку в 60-е годы, уже не будет ни при каких обстоятельствах.

Ю.В.: Само собой разумеется, обстановка изменилась Финиш 60-х – начало 70-х было временем некоего глобального перелома. И в разработках, а также музыкальных, и в социальной сфере

В. Матецкий: Молодежь в обществе стала больше означать, заявила о себе, собственных правах. А что видят сегодняшние 16-летние? Кумиры прошлых лет для них – седые люди в солидном возрасте.

Попытки реализовать им собственную музыку обречены на провал.

Ю.В.: Ловлю тебя на слове: твои песни пели Влад Сташевский, Катя Лель, Данко, Никита и другие.

В. Матецкий: И с ними весьма интересно было трудиться!

В.М.: Обращение не о том, дабы целенаправленно реализовывать музыку лишь молодежи. Так как отечественные сверстники еще также живы! не забываю, в то время, когда мне ударил «полтинник», на юбилейном концерте в «России» люди благодарили как раз за это.

Они говорили: «Благодарю тебя, Слава. Ты и твоя музыка дают нам чувство того, что мы еще живы!»

Рокеры – пособники коммунистов?

В.М.: В ПРЕССЕ это в далеком прошлом уже стало расхожим сюжетом то, что коммунисты не позволяли развиваться отечественной музыке. Но, по сути, действовали люди из Альянса композиторов, каковые сидели на богатых авторских отчислениях.

Они всячески мешали свежей музыкальной «крови» пробиться на рынок, оттесняли потенциальных соперников от «кормушки». А также, применяя и «идеологические» нападки.

В. Матецкий: Что касается коммунистов Я довольно часто бываю в Лондоне, общаюсь с музыкантами, продюсерами. Сравнительно не так давно приобрел в том месте книгу «Биография «Кинкс».

Одна из глав именуется «Кинкс» – коммунистическая угроза». Поболтал с людьми на студии.

Они мне пояснили: а как ты думал? В Англии многие как раз так и принимали кое-какие группы (и «Кинкс» а также): это, дескать, от вас, от советских, идут такие группы, каковые целенаправленно разрушают западную идеологию!

В.М.: А не было ли это той же попыткой сотрудников по музыкальному цеху, применяя идеологию, задавить соперников? Так как в свое время и Элвис Пресли выступал категорически против приезда «Битлз» в Америку.

Под в полной мере идеологизированными доводами типа того, что битлы проповедовали хиппизм, долгие волосы и свободную любовь.

В. Матецкий: Само собой разумеется, в этом имеется часть истины. Все-таки рок-музыка скоро стала бизнесом, в котором крутились солидные деньги. А деньги – весомый довод, и в творческих кругах также.

Ни при каких обстоятельствах не забуду, как Альянс композиторов в конце 70-х издал приказ, запрещавший отечественным ансамблям выполнять больше 20% собственных песен. Это было легко позорное ответ.

В.М.: Ну да, дабы побольше авторских набегало «популярным советским композиторам». В начале 70-х таковой неприятности не было.

В. Матецкий: Верно. По причине того, что в мире охрана авторских прав в музыке началась с мая 1973 года. И у нас также.

Лишь у нас прикрывались еще и идеологией. Как президент Российского авторского общества могу заявить, что те, кто сочинил «евер грины» («всегда зеленые» либо песни, каковые стали поп-классикой) – приобретают очень приличные авторские.

Ю.В.: Вспоминается история Чака Берри. Он говорил, как у них, нищих начинающих музыкантов, для заключения каких-то серьёзных соглашений не выяснилось кроме того бумаги с чернилами.

Тогда администратор Чака отправился в магазин, заявил, что даст за нужные канцелярские принадлежности авторство двух песен Чака. Причем Чак определил об этом лишь тогда, в то время, когда на пластинке заметил рядом с теми песнями незнакомое ему имя автора и устроил скандал.

Но «топор уже уплыл», и директор этого магазина потом сказочно обогатился!

В. Матецкий: Да отыщем в памяти того же Майкла Джексона, что приобрел права на репертуар «Битлз». Появилась у него такая возможность – Майкл и воспользовался ею. А Маккартни почему-то не захотел.

И позднее начал кусать себе локти, пробовал перекупить права у Джексона. Я лично знаком с Маккартни, и желаю заявить, что это вовсе не такая душка, как представляется со стороны. Человек с твёрдой рабочий хваткой.

И сейчас звучит где-то песня «Yesterday» – Пол как создатель приобретает лишь 50% гонорара, а другое – совсем другие люди.

В.М.: Фактически то же самое и у нас на данный момент происходит, в то время, когда приходится судиться за торговые марки «Радостных ребят», «Пламени», «Голубых гитар» и других.

Ю.В.: Через эти группы, как через спортивные клубы, за годы их существования прошло человек по семьдесят. И многие из тех, «кто за эти клубы игрался», уверены в том, что имеют моральное и право приторговывать этими брендами

В. Матецкий: Мне думается, тут имеется две правды. Одна, скажем, Павла Слободкина как руководителя и создателя «Радостных ребят». И тех, кто дал коллективу много лет творческой судьбе.

Они также желают себе кусочек денежного пирожка.

«Лаванду» укоротили в припеве

В.М.: В то время, когда ты писал, к примеру, «Лаванду» для Софии Ротару, не было нужно себя разламывать? Тебя не грызли упреки, что предал рок­н­ролл, ударившись в попсу?

В. Матецкий: В 1983 г. вышли отечественные с Юрой Чернавским «Банановые острова». В этом альбоме были весьма сильные песни: «Мальчик Бананан», «Робот», «Зебра». Данный альбом был подпольным, но слава большая.

И в то время, когда стало возмможно написать песню для Ротару и Яака Йоалы (в 1985?м), был, само собой разумеется, элемент несоответствия с тем, что делалось раньше.

В.М.: А чья это была инициатива – твоя либо Софии?

В. Матецкий: Телевидения. Позвонили оттуда, внесли предложение сделать песню для Ротару.

Я неизменно, в то время, когда придумываю музыку, придумываю под нее какие-то слова. И сейчас вот зацепило меня слово «лаванда».

Позвонил Шаферану, он сообщил: «Ты что? От этого слова мылом несет за версту, парфюмерией какой-то недорогой!» В общем, отказался.

Тогда я обратился к поэту Мише Шаброву. Он загорелся, но поменял слоговую структуру – укоротил фразы в припеве.

В следствии и мелодия оказалась не той, что я задумывал. Начальный вариант мне нравится больше, но он не сохранился.

Через пара дней по окончании премьеры песни я встретился случайно со Славой Добрыниным. Он мне сообщил: «Лаванда» твоя – не хит, а фуфло». А через пара месяцев, по окончании того как ее крутили и игрались везде, мы увиделись с Добрыниным.

Он говорит: «Честное слово, не ожидал для того чтобы успеха!» Я ему честно согласился, что также не ожидал… Представить себе не имел возможности, что когда-либо буду писать песни для Ротару!

В итоге мы с Софией проработали 20 лет. Она спела мои «Луна, луна», «Было, но прошло», «Дикие лебеди», «Засентябрило»

В.М.: Начиная трудиться с Ротару, ты осознавал, что отрезаешь себе путь к Пугачевой?

В. Матецкий: Осознавал, само собой разумеется. Я знал Аллу со времен «Радостных ребят». Но, соглашусь честно, у меня, в отличие от многих вторых композиторов, не было страстного жажды бежать со собственными песнями как раз к Пугачевой.

Так сложилось – по воле случая.

Хиты

«Мальчик Бананан»

«Робот»

«Лаванда»

«Луна, Луна»

«Дикие лебеди»

«Засентябрило»

«Было, но прошло»

«Банановые острова»

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Udachnoe Priobretenie (Успешное Приобретение) — Live 1974 (Full Album)


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: