Губернский зовёт в бесконечный апрель
Ещё получая образование Ростовском училище искусств, Ирина БЕЗРУКОВА игралась в местном отвлечённом театре драмы. По окончании окончания училища трудилась в Тульском драматическом театре, в столичной «Табакерке».
После этого принимала участие в нескольких антрепризных проектах. А потом целых 15 лет в творческой карьере актрисы были лишь кино и телевидение.
И вот 30 ноября Ирина Безрукова по окончании продолжительного перерыва выйдет на сцену Столичного Губернского театра в премьере спектакля «Нескончаемый апрель» по пьесе молодого драматурга Ярославы Пулинович в постановке режиссёра Анны Горушкиной.
— Ирина, возвратиться на драматические подмостки вас уговорил худрук Столичного Губернского?
– Нет, вы ошибаетесь, и сильно. В моих замыслах не было становиться «примой» либо устроиться в штат Губернского театра, которым командует супруг. Сейчас я – приглашённая на роль актриса.
Как-то режиссёр Анна Горушкина внесла предложение мне роль в пьесе Ярославы Пулинович «Нескончаемый апрель». И дала мне её почитать.
В то время, когда я прочла пьесу, в первую очередь задала вопрос Анну: «Автор-то ещё жив?» Это была весьма зрелая драматургия, и я считала, что автору прочно за 60. Но оказалось, что Ярославе всего 27 лет, и я была этим фактом приятно поражена.
– Чем вас заинтересовала роль в «Нескончаемом апреле»?
–Сама пьеса – это такие «большие мазки» – воспоминания главного храбреца, год и 1921 тут, и блокада, и 60-е, и 2010-й Главного храбреца Венечку играется Андрей Ильин (в другом составе – Александр Амелин), а я выполняю роль его мамы. «Нескончаемый апрель» – наименование не случайное, по причине того, что все знаковые события в жизни храбреца, начиная с 9 лет и до 93, происходят в апреле. И вот, в то время, когда он начинает вспоминать себя, появляется моя героиня.
Те детские годы – момент весьма важного исторического слома. В громадную прекрасную квартиру, где живёт вдова белого офицера с сыном, подселяют некую компанию «шариковых».
Моей героине приходится выручать ребёнка, себя и сохранять собственное преимущество. Мама оказывает на мировоззрение Вени сильное действие, и он проносит любовь к ней через всю жизнь
– Вы играетесь эту пьесу в камерной обстановке, в то время, когда зритель находится на расстоянии вытянутой руки. Как это сложно для актёра?
– Мы играем на малой сцене и на сцене же сидит зритель, в том месте всего 60 мест. Мы уже сыграли два спектакля – «для собственных».
И сначала это был для меня определённый стресс, по причине того, что, в то время, когда ты играешься достаточно милые и откровенные моменты, ты внезапно упираешься в лицо зрителя и видишь его реакцию. Но ты обязан совладать с чувствами и работать . Из-за камерности спектакля фактически все вещи и предметы у нас аутентичные, мы приносили что-то из дома, что-то искали на блошиных рынках и в антикварных лавках.
Пребывав на расстоянии вытянутой руки, зритель может легко отличить подделку от раритета.
– Ирина, в кино вы сейчас такая «королева эпизода». Из-за чего так случилось и чем вам увлекательна маленькая роль?
– Дело в том, что на данный момент идёт легко вал некачественных сериалов и сценариев. У меня, слава всевышнему, имеется возможность выбирать – не нужно очень думать о хлебе насущном.
Так как достаточно «вляпаться» в ключевую роль в каком-нибудь кошмарном сериале, и позже ни один приличный режиссёр к себе в картину не позовёт. Исходя из этого я предпочитаю маленькие роли, но в качественном кино.
К примеру, в «Есенине» я сыграла практически прототип Анны Снегиной – Лидию Кашину, одну из первых серьёзных влюблённостей Есенина. Она была дворянка, а он тогда – дорогой деревенский мальчик.
В сериале имеется момент, в то время, когда поэт, уже будучи известным, приезжает на родину посетить своих родителей. И ночью в окно к Лидии. И у них в том месте происходит очень страстная сцена
– Ну уж с данной ролью вам точно помог Сергей Безруков, сыгравший роль Есенина!
– Нет, меня пригласил в картину режиссёр Игорь Зайцев. И кастинг утверждало управление Первого канала Осознаёте, Сергей не из тех мужчин, каковые будут продвигать собственную даму и куда-то её устраивать.
Однако Игорь Зайцев нас в далеком прошлом знает. Да и наружность моя соответствует тому времени.
– В Губернском театре в первый раз в Российской Федерации показалось тифлокомментирование. Другими словами объяснение происходящего на сцене незрячим людям.
Вы же для этого окончили особые направления, правильно?
– Да, нас учили этому целых 144 часа. Профессия редчайшая, её освоили в Российской Федерации всего 20 человек, из них пять с высшей категорией. У меня – верховная. Незрячие, понятное дело, принимают спектакль на слух.
А что происходит между репликами храбрецов, они не всегда понимают. Что за звук, из-за чего храбрецы кричат, кто в кого выстрелил?
И вот для этого существуют тифлокомментаторы. В течение всего спектакля в личный наушник мы растолковываем незрячим людям происходящее на сцене.
У нас в Губернском театре на данный момент четыре комментатора и два спектакля, каковые снабжены тифлокомментариями: «Отыскала коса на Пушкин» и «камень». И всё это мы придумали сами, без всяких распоряжений сверху.
Мы желаем, дабы Столичный Губернский театр был доступен для всех зрителей.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
«Нескончаемый апрель» в Столичном Губернском театре