И вправду бесы мучают людей

И вправду бесы мучают людей

На канале «Российская Федерация» состоялась премьера фильма «Бесы» по роману Ф.М. Достоевского в режиссуре В. Хотиненко. Мои страдания на протяжении просмотра подтвердили в далеком прошлом известное: бесы и в самом деле мучают людей.

Но в этом случае они решили пытать нас отсутствием художественных преимуществ.

Телемельница последовательно перемолола четыре великих романа. Сперва явился «Идиот» В. Бортко, и в фильме, сохранившем структуру книги, было пара отменно сыгранных ролей (Чурикова, Петренко, Машков). После этого пришла наказания «и очередь Преступления» Д. Светозарова.

Преимуществ у фильма было чуть меньше, но коллизии романа очень сильно не пострадали, Санкт-Петербург позапрошлого века смотрелся убедительно, и снова имелось пара талантливо сыгранных ролей (Кузнецов, Панин, Балуев). Затем ТВ выдало «Братьев Карамазовых» на данный момент.

Мороза, и это зрелище уже близко доходило к линии, отделяющей не сильный произведение от беззащитного. Не смотря на то, что и в том месте были просветы в актёрской игре (Колтаков, Горобченко).

И наконец, «Бесы» Хотиненко довершили падение: в новой версии романа Достоевского структура книги уничтожена, и полноценных актёрских успехов нет вовсе. Тенденция, но!

Новые «Бесы» начинаются с всплывающего в пруду трупа Шатова, по всей видимости, вследствие того что без трупа в начале зритель по большому счету не будет наблюдать никакого телефильма, а прямо отправится крушить телебашни и писать возмущённые письма в ООН. После этого в город прибывает следователь по особо важным делам Горемыкин – фигура, изобретённая сценаристами и сыгранная С. Маковецким.

Делать ему в картине нечего, не нужен он ни для чего, но лицо Маковецкого на несколько мин. всё-таки приносит в мёртвую воздух фильма что-то большое, не очевидное и не примитивное. Эх, думаешь, а как бы лет двадцать назад Маковецкий сыграл Петра Верховенского!

И к нему бы Олега Меньшикова в роли Ставрогина – и всё, «Бесы» в кармане. Но главные роли в картине Хотиненко играются юные актёры А. Шагин и М. Матвеев, и это полный провал.

Нужно подметить, не следовало бы через чур доверять возрасту храбрецов, указанному в романах Достоевского: 25–27 лет позапрошлого века предполагают совсем иную степень созревания, люди стремительнее взрослели, в 25 лет могли быть директорами и генералами, а в тридцать уже толковали о старости. Помимо этого, любимые храбрецы Достоевского несут в себе опыт двух тысячелетий христианства и являются не живыми людьми, но художественными образами.

Но прекрасно, пускай играются юные, но юные, пригодные играться Достоевского, а это в первую очередь глубина и сложность. И Матвеев, и Шагин – талантливые артисты, но весьма уж незамысловатые, плоские, элементарные.

Древесный Шагин похож на кукольного Петрушку, и, по всей видимости, для придания ему хоть какой-то злодейскости, он ходит практически целый фильм в кожаных перчатках (чтобы не делать отпечатков?). Какой же это бес? Бесы умные, умные, недаром говорят «умён, как бес».

А это «буратина» какая-то. А Матвеев-Ставрогин ловит бабочек (не баб, те сами лезут к нему, а многоцветных бабочек) без всякого оружия, мрачно супит брови, зловеще переставляя ноги а-ля Паттинсон в «Сумерках», и более всего схож с каким-нибудь роковым князем из сериала «Институт благородных девиц».

Но, женские персонажи фильма забраны из того же «университета» (некрасивая костюмированная подделка «под старину»), так что тут полная гармония.

Отличие между актёрами, каковые успели поиграть в советском кино, и нынешними молодыми «медийными лицами» выглядит уже как ужасная пропасть. Похоже, актёры новой формации по большому счету имеют превратное представление о собственной профессии.

Всего пара мин. пробыли на экране А. Галибин (губернатор), Н. Маркина (генеральша Ставрогина), И. Костолевский (Степан Трофимович), но они успели создать хоть какие-то образы, намекнуть на внутреннюю драму, на их лица было весьма интересно наблюдать, что и образовывает базу актёрства в кино. А Матвеев с Шагиным торчат на экране чуть не часами – и наблюдать не на что.

Но как раз они в центре фильма, все остальные роли обкорнали, а Степана Трофимовича (в романе это один из сильнейших образов) по большому счету утратили: ушёл куда-то, и всё. Единственный луч света – это участие в фильме известного театрального режиссёра Юрия Погребничко (папа Тихон).

Вот это, я осознаю, игра! какое количество ума, тонкости, добропорядочной сдержанности – великолепно.

Сложение романа рассыпано, но ничего убедительного вместо не предложено: вялотекущее расследование событий не держит воздействие, всё разваливается, преобразовывается в нехороший дайджест сюжета. Первые 15 мин. по большому счету не раздалось ни одного слова из Достоевского, шла отсебятина, да это бы хорошо, дописал же Юрий Арабов «Врача Живаго» для картины Прошкина, и оказалось ясно.

Но тут не просматривается цели предприятия. Чтобы занимательнее было наблюдать?

Но у Достоевского, ей-всевышнему, куда занимательнее.

И основное: плакатно-карикатурный способ изложения ведет к тотальной антихудожественности фильма. Вот на площади зачем-то сооружён загон со свиньями. Среди них танцует ликующий Верховенский, которому удались его пакости.

Свиньи визжат, персонаж пляшет, помой-му ясно. Но перед нами же не евангельские свиньи, в которых вселились бесы, а простые невинные хрюши, притащенные для чего-то вторым режиссёром на съёмки злосчастной картины.

Так что плакат нарисован, но в нём ненужно.

Да и ни в чём я не вижу смысла, не обращая внимания на все уверения ТВ, что новые «Бесы» – только актуальное произведение. Только актуально любое хорошее произведение, в то время, когда его интерпретация гениальна.

Тут нет и следа таланта – и я не осознаю, что произошло с Владимиром Хотиненко, откуда такая слабость, начиная от распределения и сценария ролей и заканчивая ужасной постановкой света в кадре. По всей видимости, режиссёр взялся не за собственный материал.

Осознаёте ли, благонамеренность и благочестие – вещи красивые. Но они не смогут заменить опытную состоятельность.

Преданный православию Достоевский был бы забыт через день после смерти, если бы не умел к тому же лихо писать романы. И воплощать их на экране и сцене смогут лишь те, в ком имеется та самая искра, которая у автора разгорелась в пламя.

на данный момент в Сети возможно сыскать неповторимый художественный документ. Какой-то покровитель человечества некогда пробрался на спектакль «Кроткая» по рассказу Достоевского (в режиссуре Льва Додина) и снял Олега Борисова собственной любительской дрожащей камерой.

Целый спектакль снял, фиксируясь лишь на нём. Посмотрите – и если вы чувствительны к мастерству, вас охватит озноб восхищения, трепет священного кошмара: перед вами будет храбрец Достоевского.

Вот случай очень способной интерпретации – а не лубок ремесленника.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Бес мучает человека Ужасное увлекательное и немыслимое видео, явление


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: